О пределе счастья

03.08.2019
Просмотры: 1393

 «В небе летают только те, кто научился летать здесь на земле. В небе свободны только те, кто был свободен и здесь на земле. В небе пред Богом стоят в полный рост те, кто и здесь на земле стоял перед своими друзьями, перед теми, кому обещался в верности, кто был настоящим человеком».

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я радуюсь сегодняшней возможности вместе с вами помолиться здесь, в нашем храме. Причастников поздравляю с причастием Святых Христовых Тайн. Каждый раз размышляя о жизни, которой мы живём, мы невольно задаемся мыслью о том, что для нас является ощутимым пределом нашего счастья и благополучия, за которое мы всеми силами своей жизни цепляемся.

Если мы, чтобы ответить на этот вопрос обратимся к мудрости святой Афонской горы, то найдем очень интересное поучение, которое говорит следующее: безумный тот человек, кто своим пределом счастья делает мир материальный, мир видимый. Старцы говорят: он похож на как будто обезумевшую птицу, которая остается внутри скорлупы яйца, в котором находится и довольствуется этим пространством, отказываясь от возможности парить, наслаждаться солнцем и радоваться жизни.

Так, всякий человек, кто полагает пределом своего благополучия и счастья границы материального благосостояния то, что мы можем пощупать, к чему мы можем прикоснуться, к чему может прикоснуться наша душа со словами: ешь, пей, веселись, на многие годы у тебя сложено, все это делает нас безумными, не родившимися, по слову святогорцев, птицами.

Когда человек пределом своего счастья ищет земное благополучие, то никогда его жизнь, его душа не может быть наполнена свободой. Когда благополучие касается только земного обустройства, когда оно не касается совести, не касается ума и сердца.

Мол, с совестью, с умом и с сердцем как-то можно совладать, и даже если то, что противоречит заповеди Божией, но может принести некоторое материальное благополучие, возможность обогатиться, некоторые из нас пользуются этой возможностью и делают неблагополучной свою собственную душу, свое собственное сердце, сердце, которое всегда пламенеет к небу, душу, которая всегда стремится в свое вечное отечество, из которого произошла.

Когда мы размышляем о том, что для нас есть счастье и что для нас благополучная жизнь, прежде всего, мы должны рассмотреть границы своего сердца. Во что это граница упирается? Или, напротив, через что эта граница переступила?

Если во мне живёт грех и порок, если во мне живёт неблагодарность, зависть, гневливость, жестокость, если во мне живёт злопамятство, если во мне живут множество и множество страстей, как змеи, то что же тогда из себя представляет моя благополучная жизнь?

Даже если внешне вся моя одежда и то, что можно видеть глазами из моего поведения кажется благополучным, но внутри меня задыхающийся не родившийся птенец, как из той притчи афонской, то что же тогда принесёт мне моя собственная жизнь, когда придёт ей земное завершение и наступит небесное продолжение?

В небе летают только те, кто научился летать здесь на земле. В небе свободны только те, кто был свободен и здесь на земле. В небе пред Богом стоят в полный рост те, кто и здесь на земле стоял перед своими друзьями, перед теми, кому обещался в верности, кто был настоящим человеком.

Пусть образ родившейся или не родившейся птицы каждого из нас побудит, призовет, заставит смело, искренне и решительно задуматься о том, что же настоящее для меня благополучие, и начать собирать его в своем сердце. Свою жизнь, свою совесть, свою душу делать благополучной родившейся взлетевшей вырвавшейся из скорлупы временной жизни. Аминь.

30 июля 2019 года. Иверский храм Пятигорского епархиального дома

 

1393