«Встань, - говорит Бог нашей совести, - ходи, возьми твою постель, сделай свой первый шаг через прощение другим, и Бог много возлюбит и тебя. Твоя правда – это твоя любовь к другим. Самая глубокая, самая непреодолимая сила правды заключается не в том, что все по-моему, а в том, что все по-Божиему. И, прежде всего, я первый по-Божиему поступаю. Тогда бывает Бог с нами, не когда мы требуем Его от других, а когда другим сами Его являем».
Дорогие братья и сестры, я всех вас поздравляю с воскресным днем и вместе с вами я хотел бы поразмышлять над Священным Евангелием, которое мы только что слышали, Евангелием, которое отвечает нам на самые важные вопросы нашей жизни. Для лучшего понимания Евангелия я перечитаю его на русском языке.
Апостол и евангелист Матфей пишет следующее: «тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, -тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам». (Мф IX, 1-8).
Это Священное Евангелие открывает нам, пожалуй, самую удивительную, бесконечно живую, вечную правду тайны Божества. И эта вечная правда Самого Бога заключается в том, что Его замысел о созданном Им человеке совершился не однажды, но всегда Бог промышляет о Своем создании. Господь никого из нас и никогда не забывает, не оставляет, в каком бы мы не оказались состоянии и в каких бы изменениях не оказалась наша жизнь, Бог всегда находится рядом с нами. Или правильнее сказать, рассматривает нас изнутри, потому что и Священное Писание говорит нам: Царство Божие внутри вас есть.
Итак, в сегодняшнем Евангелии мы видим, как люди приносят ко Христу расслабленного человека. Первое, что обращает на себя внимание, то, что дружба, искренние отношения других людей никогда не бывают напрасны. И если эти отношения искренние, то не только можно этими отношениями устроить сколь-нибудь свою физическую жизнь, опираясь на своих друзей, но и еще больше, искренняя дружба, искренняя любовь другого человека является источником благополучия и утешения для души, изменения жизни духовной.
Вот что сегодня мы слышали в Евангелии: когда больного человека принесли ко Христу, то Господь говорит этому человеку: прощаются тебе твои грехи, потому что Господь увидел веру других людей. Всегда, когда человек живёт верой, то сила этой веры, ее благодатный свет, удивительная, всепроникающая любовь от этой веры всегда касается других людей.
Если рядом с тобой человеку другому становится легче, значит ты воистину верующий человек. Напротив, если рядом с тобой человеку становится тяжелее и если твоё присутствие для других людей всегда является присутствием уныния, упаси Бог, соблазна или каких-то других тяжелых обстоятельств, как говорят о человеке: невыносимо быть рядом с ним, значит с его верой что-то не то, она глубоко больна, поражена, не имеет, должно быть, никакой силы.
Вера людей, которые приносят ко Христу больного человека, помогает этому человеку, делая самое драгоценное – то, что не видно человеческому глазу – Бог прощает грехи этому человеку. Но это прощение, которое Господь даёт другому человеку, начинается от деятельной, жертвенной, трогательной, настоящей любви тех людей, которые находятся рядом. По-другому скажу. Сначала прощает человек, затем прощает Бог.
Помните, в молитве «Отче наш», которую мы ежедневно повторяем перед именем Божьим: и остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим. Сначала прощаю я, а затем бываю прощен сам. Сначала дружу я, затем дружат со мною. Сначала люблю я, затем любят меня. Сначала я начинаю молиться, затем молятся рядом со мною. Сначала я становлюсь настоящим, достойным человеком, а затем рядом со мною оказываются настоящие люди, меняют себя, становятся лучше, становятся верными, становятся подлинными.
Когда Господь говорит о том, что прощаются этому человеку его грехи, некоторые из там находящихся людей начали роптать и говорить друг другу: кто Он, что может говорить так, что прощаются грехи, должно быть, Он богохульствует. И ещё, что тут же мы видим в сегодняшнем Евангелии: Бог слышит сердце каждого человека, кем бы я не был, какое бы имя не носил, в каком вы городе не жил, какой бы традиции не придерживался и говорил, что это моя собственная традиция, Бог слышит сердце каждого человека.
Перед Ним наши сердца, как открытая книга, в которых Он прочитывает все, что мы в эту книгу вписываем своей рукой через свою собственную волю. И когда Господь прочитывает сердца находящихся там людей, узнает о том, что они помышляют худое в своих сердцах, обличает их. Или вы, - говорит, - не знаете: что легче сказать человеку: встань, ходи или простить ему его грехи.
Многим из нас легче оказывается просто однажды, когда-то через сострадание, которое рождается, как порыв ветра, к кому-то обратиться с поддержкой, но при этом, внутри себя продолжать носить непрощение для этого человека. Нам бывает иногда так просто сказать о ком-то: как жаль этого человека, и в своем сердце продолжать носить по отношению к этому человеку не только непрощение, но и ещё лживое убеждение радости, что вот теперь его немощь – это ему наказание за его собственные грехи.
За грехи наказываем мы себя сами, когда не прощаем их другим. Тогда и нам Бог не прощает их. Любовь и милосердие Божие безусловны, то есть не определяются каким-либо нашим собственным поступком, а определяются, прежде всего, Его Божественной Отцовской любовью. Хорошо, когда мы отзываемся на неё. Плохо, когда мы не отзываемся, тогда она не достигает нас.
Если мы не приносим своего покаяния, если мы не приносим изменения своего сердца по отношению к другим людям, если в нашей жизни ничего не меняется, тогда и Его Божественная любовь не достигает до нашего расслабленного сердца, до нашей расслабленной души, и она продолжает, как тот несчастный, все лежать на кровати и не иметь возможности самостоятельно двинуться.
Бог не только милосердствует, но и прощает, дает взаймы жизни, надежды. Бог всегда пополняет нашу собственную веру через Свою к каждому из нас любовь и поднимает с постели, и говорит: встань, возьми твою постель и ходи. Не оставляй себя в растерзании врага уныния, не оставляй себя на ложе своего страха, не оставляй себя в прежней жизни в прежних обидах, в прежних горечах, не оставляй себя в прежних разочарованиях.
Встань, - говорит Бог нашей совести, - ходи, возьми твою постель, сделай свой первый шаг через прощение другим, и Бог много возлюбит и тебя. Твоя правда – это твоя любовь к другим. Самая глубокая, самая непреодолимая сила правды заключается не в том, что все по-моему, а в том, что все по-Божиему. И, прежде всего, я первый по-Божиему поступаю. Тогда бывает Бог с нами, не когда мы требуем Его от других, а когда другим сами Его являем. Вот как эти друзья, которые принесли расслабленного ко Христу, они явили этому своему другу Бога через свою дружбу, свою любовь и свое прощение, и Господь даровал несчастному облегчение, счастье и радость.
Сегодня мы молимся здесь в нашем замечательном храме, в этом доме Божием и каждый, должно быть, в своем сердце, а так бывает всегда у человека, приносит имена людей, вера которых расслаблена, жизнь которых, как будто бы, охвачена параличом, свобода и воля которых поражены грехом. Одним словом, в наших сердцах мы, как те друзья, носим имена людей дорогих для нас, но людей, которые возможно лишились или физического, или душевного, или духовного здоровья, и нуждаются в посещении Божием. Простив им, горячо помолимся о них, явим им свою любовь через молитву о них, как в сегодняшнем Евангелии мы с вами стали свидетелями.
Эта искренняя молитва и любовь способны творить самые настоящие чудеса. Покажем им свое настоящее подлинное лицо, лицо не просто с внешним выражением сострадания, а свое настоящее лицо, наполненное желанием быть рядом, по-человечески относиться, поддерживать, дружить, не забывать, не бросать. Помолимся о таковых. И пусть Господь примет нашу молитву и нам оставит наши прегрешения, как и мы их оставляем другим. Аминь.