О преподобном Сергии

29.07.2019
Просмотры: 1100

«Преподобный Сергий умел силой своего примера показывать человеку вот эту самую первую точку: начни сначала, покайся в том, что было в прошлом, и не возвращайся к нему больше, исповедуй то, что сделал и больше никогда этого не делай».

Я всех вас хочу поздравить с праздником, с днём памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, с престольным днём храма. Конечно, мне очень радостно, что сегодня здесь так много вас собралось. Я знаю, что здесь не только из посёлка Комсомолец, здесь и рядом живущие, и гости из других даже городов.

И мне очень радостно, что вы сюда приезжаете. По двум причинам, во-первых, конечно, это престольный праздник здесь, во-вторых, это доброе и хорошее отношение к священнику, который здесь трудится и который собирает общину.

В семье, а мы сегодня вспоминаем день памяти преподобного Сергия Радонежского, который хотя и не был женат и не имел семьи, принятой в нашем обычном восприятии, но имел отеческое попечение о каждом человеке, который приходил к нему. Он имел о каждом очень искреннее и глубокое попечение с личным переживанием, с молитвой, самое главное – с небезразличным взглядом на человека.

Преподобный Сергий не жил в столице. Из его жития мы знаем, что он удалился, наоборот, в глухой лес, где начал подвизаться, а к нему, как к доброму источнику, как к настоящему человеку, который способен преодолевать трудности, начали приходить люди, чтобы он помог и им тоже преодолеть трудности. Самое главное свидетельство твоей собственной веры – это умение преодолевать все испытания, которые есть у тебя в жизни. Хорошо говорить о правде, легко говорить о правде, но вот непросто жить правдой.

Легко говорить о честности, но, если бы каждый ещё был честен во всем: и в большом и в малом. Легко говорить о том, как надо, но не всегда просто поступать, как надо. А бывает так: поступишь иначе, и любой может спросить тебя: но ты же говорил, вот так поступать; ты же говорила, надо вот так делать. А что ж ты? - ну, вот, так вышло.

Преподобный Сергий был человеком, который не просто говорил, как надо. Когда он ушёл в лес, кому ему об этом говорить? Он жил силой своей веры. Некоторым людям кажется: ну, зачем: неужели без этих всех сложностей, без, если так можно сказать, неудобств, ограничений, неужели нельзя жить просто, чтобы все было и все было хорошо, и везде достаток, и сытно, и спокойно?

В том-то и дело, самое главное духовное правило нашей жизни: всякий, кто начинает заботиться о теле, начинает небрежно относиться к душе. Но душа вечна. А всякий, кто начинает заботиться о душе, начинает очень спокойно относиться к тем требованиям, которые наше тело выдвигает и постоянно предъявляет нам.

И со временем само тело не только усмиряется, но становится ещё и покладистой лошадью, на которой можно безопасно везти свою душу по жизни. Эта лошадь не понесет, не сорвет с места, никогда не станет мчаться туда, куда желает, и всегда будет подчинена строгим вожжам и плети, всегда будет подчинена воле того, кто ей правит.

Когда человек перестает управлять своим телом, когда перестает его ограничивать, когда перестает себя смирять, когда быстро, чего ни захочет, тут же своему телу даёт, тогда из смелой, иногда такой крепкой, сильной лошади тело превращается в грузного кабанчика. И уже кроме как найти хлев — это тело ничего не ищет, в отличие от хорошо воспитанного, от хорошо надрессированного, если так можешь сказать, удержанного молодого жеребца, который никогда к гнили не подойдёт и в гнилом месте никогда не останется.

Преподобный Сергий был человеком, который свое тело именно усмирял. Он, придя на подвиг в будущую обитель, а пока только подвизаясь сам в месте, в котором находился, надежно, а самое главное очень живо, если так можно сказать, усмирил свою плоть. Сделал из нее очень резвого, очень крепкого и покладистого помощника для своей собственной бессмертной души.

Люди, которые слышали о Сергии, который живёт там в лесу, мало-помалу начали к нему приходить, потому что они видели в нем не просто человека, который может хорошо сказать, они видели человека, который правильно делал, они видели человека, который смог побороть в себе, пожалуй, самое главное –ложный страх: а как жить? а что будет? а как дальше? а вдруг так? а что завтра? а что потом?

Преподобный Сергий смог сделать самое главное –перестать бояться того, чего нет и по-настоящему боялся Того, Кто есть. Он боялся Бога и боялся согрешить перед Ним. Он боялся Бога и боялся оступиться от Его слова, понимая, что только в этом и есть самое главное призвание нашей жизни.

Ведь мы нужны Тому, Кто нам жизнь дал, и мы придём к Тому, Кто нам жизнь дал. И как бы мы не плутали в своей жизни, все равно, она начинается не от нашей воли и заканчивается не по нашему желанию. Если, конечно, не безумство человека само останавливает в себе течение жизни. Все от Бога. И преподобный Сергий это хорошо испытал в своей жизни, он научился доверять Богу.

Люди приходили к преподобному Сергию, чтобы научиться доверять Богу, чтобы научиться доверять Его промыслу, чтобы научиться не бояться завтрашнего дня, чтобы научиться не бояться никаких своих болезней, испытаний, чтобы научиться жить Его словом. И, конечно же, они получали хорошие уроки. Они смотрели на преподобного Сергия, а некоторые оставались с ним, а некоторые принимали монашество. Так появилась будущая современная Троице-Сергиева Лавра, так появилась большая келья преподобного.

Он к каждому относился как добрый отец, потому что Бога называл Отцом, а поэтому к каждому питал такие же чувства. Потому мы и говорим о его лавре, как о большой келье, о большой семье преподобного Сергия, а о нём, как о родоначальнике и источнике для многих и многих обновленного духа монашества на нашей русской земле.

Преподобный Сергий был человеком очень скромным и незаметным. Он отказывался от принятия высокого сана, который ему предлагали, он отказывался находиться в больших городах, быть рядом с князем. Он и сам-то ни к кому не бегал, а вот князь к нему ходил. Мы помним князя Димитрия, который приходил к нему, чтобы испросить благословения на предстоящее сражение, в котором он вместе с нашим русским воинством одержал победу.

Преподобный Сергий был человеком, и остается в вечности, всецело верным Богу. Вы знаете, он никогда ничего не оставлял, что называется, для себя, про себя. Все его напряжения силы, они, были посвящены, прежде всего, тому, чтобы помочь другому человеку, поддержать другого человека и словом, и делом.

Ленивый никогда не научит работать. Глупый никогда не научит мудрости. Раздражённый никогда не сможет утешить. Человек, который никогда не любил, никогда не научит любви. А тот, который предавал друзей, никогда не научит настоящей дружбе. Человек, который не верил, никогда не научит вере.

Преподобный Сергий учил и любви, и дружбе, и вере, и надежде, и труду, и мудрости, потому что сам много трудился, никогда не ленился, никогда не давал себе поблажки, потому что эта поблажка для тела, как болото, сначала кажется прохладным, а затем вязким и топким, из которого уже не выбраться.

Он не давал тебе поблажки ни в чем: ни в молитве, ни в посте. Он никогда не говорил себе: надо бы отдохнуть. Даже если тело его было с потерянными силами, он был изможден от своих трудов, он молитву продолжал всегда в своем сердце. Он никогда не оставлял общения с Богом, потому что Бог не где-то там далеко, и встреча с Богом не когда-то там, а сейчас.

И даже прямо сейчас, когда мы о Нем с вами размышляем и говорим, Господь здесь. Он прямо сейчас здесь и сейчас слушает нас, видит наше сердце, и слышит вашу совесть, и знает о нас все. А значит нам не стоит бояться поменять себя. А значит нам не нужно ничего укрывать в себе, как преподобный Сергий, значит нужно не бояться уйти от прежнего и начать с нового.

Сила святых людей не в том, что они особенные. И как говорил преподобный Серафим Саровский: праведник от грешника отличается только одним – решимостью. Святые – это решительные люди. Даже если ты вчера ещё этого не делал, и тебе кажется: уже никогда не начну. Не верь этому. Начни сейчас. Если ты ещё вчера не молился, начни сегодня молиться. Если ты ещё до этого ни разу не постился, впереди первый постный день. Счастливая возможность воспользоваться постным днём и попоститься. Если ты никогда не открывал Священное Писание, начни сегодня мало-помалу, и тогда у тебя точно будет, о чем поговорить со священником на исповеди. Не просто рассказать, как все вокруг плохо себя ведут, а поговорить о Евангелии и спросить: а что бы вот для меня это значило.

Преподобный Сергий учил людей все начинать сначала. И это самое главное условие изменяющейся жизни. Никогда ты сначала не начнёшь, если ты берешь на себя старое. Как в Евангелии сказано: вино молодое не вливают в мехи ветхие, потому что ветхие мехи разорвутся и пропадут, да и вино пропадёт, все погибнет. Все начинается с самого начала.

Преподобный Сергий умел силой своего примера показывать человеку вот эту самую первую точку: начни сначала, покайся в том, что было в прошлом, и не возвращайся к нему больше, исповедуй то, что сделал и больше никогда этого не делай. Поплачь пред Богом о том, что кто-то плакал от тебя, и больше не доводи никого до слёз своим жестоким отношением, своим безразличием, своими колкостями.

Сейчас принеси Богу покаяние искреннее, от всего своего сердца, как преподобный Сергий учил: и начни все заново, мало-помалу учиться. И не думай, что ты можешь ходить, заново начинай свой путь, как будто ты делаешь свой первый шаг, и Бог тебе обязательно поможет.

Мы сегодня празднуем день памяти этого удивительного угодника Божия, человека, который ещё близок нам и по духу, и по вере, и по крови – это русский угодник Божий. И для нас русские святые – это те, кровь которых до сих пор течет в наших жилах. Благодаря им мы не безродные, благодаря им Бог знает о нас, они достигли Его Царства.

А кого ещё им любить, как не нас? О ком им ещё молиться и сопереживать, как не о нас, о своих сородичах? Но и мы должны не подвести. Мы тоже должны помнить о наших сородичах, которые там у Бога, и зная об этом, вести себя так достойно, чтобы по справедливости, по правде, по силе нашей жизни называться их потомками.

Сегодня день удивительного угодника Божия. И в этот день у мощей преподобного Сергия множество собирается народа в Троице-Сергиевой Лавре во главе со Святейшим Патриархом, с архиереями. Многие годы я бывал в это время именно там, в Москве, но сегодня какой-то необыкновенной внутренней силой захотелось побывать у вас. А к преподобному поеду совсем скоро уже с вашими надеждами, с вашими молитвами, поеду к нему и буду смотреть на него вашими глазами.

Я знаю многие из вас не могут этого сделать по разным причинам. Но если Господь сподобит меня побывать у преподобного, я обязательно положу поклон перед его многоцелебными мощами о тех, кто любит его и молится в его храме. И сегодня я чувствую здесь присутствие благодатной лавры, и сегодня в ваших глазах и в общении с вами я чувствую вот эту большую радостную семью, которая собирается у преподобного Сергия Радонежского, в его большой келье.

Поразмышляем о том, о чём сегодня я поразмышлял вместе с вами, поделился о том, что сейчас вот есть на сердце, в душе, что занимает всего меня внутреннего человека. И я очень надеюсь, что эти размышления приведут нас к правильным выводам.

Мы сделаем первый шаг, мы начнём учить не словами, а делами. Мы начнём кого-то убеждать не громкостью голоса, а тихостью молитвы. Мы начнём от кого-то искать любовь, не вырывая ее из сердца, а, прежде всего, делясь ею, наполняя ею другого, чтобы от другого человека эти переполненные чувства, благодатная добродетель возвращалась и к нам, и доставалось и нам.

Преподобне отче Сергие, моли Бога о каждом из нас. Всех вас поздравляю с днём его памяти. Причастников поздравляю с причастием Святых Христовых Тайн. И благодарю дорогого отца настоятеля с причтом за такое теплое семейное общение.

Правда, очень хорошая трапеза, и хорошо общаемся, и самое главное, мы, пожалуй, чувствуем самое драгоценное. Вот, мы сегодня, не знаю, как вы, но я уверен, что вы это чувствуете, слова Христа Спасителя, который говорит: не бойся малое стадо, Я с вами.

18 июля 2019 года. храм преподобного Сергия Радонежского поселка Комсомолец

1100