"Духовный мир – это не пространство, которое погружается в нас извне, это пространство, которое растёт в нас изнутри, или правильнее сказать, расчищается в нас изнутри, потому что в каждом из нас он есть. Как и Священное Евангелие говорит: Царство Божие внутри вас суть (Лк 17:21). Но это Царство Божие мы нередко заваливаем хламом всех своих напрасных ожиданий и неправильных поступков, а больше всего – камнями собственной гордости и превозношения".
Всечестные, дорогие отцы, дорогие братья и сестры, вместе с вами радуюсь сегодняшней соборной молитве, причастников поздравляю с причастием Святых Христовых Тайн. И сегодня мне хотелось бы поразмышлять о мире душевном. Об этом мире мы всегда говорим особенно тогда, когда теряем его, когда мы не находим для своей души и совести успокоения.
И вот что преподобный Силуан Афонский говорит об этом: почему мы теряем духовный мир? Говорит нам следующее: если мы начнём превозноситься в каком-либо деле или хвастаться от этого дела, сразу же теряем духовный мир. Если же, - говорит, - кого-то осудим не со смирением и любовью, а с гордостью и превозношением, противопоставляя себя другому, и себя всем, тогда мы тоже теряем духовный мир. И ещё преподобный Силуан Афонский говорил, что мир духовный мы теряем тогда, когда много едим и мало молимся.
Духовный мир – это не пространство, которое погружается в нас извне, это пространство, которое растёт в нас изнутри, или правильнее сказать, расчищается в нас изнутри, потому что в каждом из нас он есть. Как и Священное Евангелие говорит: Царство Божие внутри вас суть (Лк 17:21). Но это Царство Божие мы нередко заваливаем хламом всех своих напрасных ожиданий и неправильных поступков, а больше всего – камнями собственной гордости и превозношения.
Не имея внутреннего духовного корня, мы вместо того, чтобы укрепиться в своих добродетелях, хватаемся за любую возможность, чтобы показаться другим добродетельным человеком. Всегда кажется тот, кто не есть на самом деле. Всякий человек, который не есть добр изнутри и по образу своей жизни, по постоянным поступкам и отношению к другим людям, всегда желает казаться быть добрым. Всякий немилосердный, милосердие творит напоказ. Всякий нелюбящий, чаще всего произносит слова «я люблю тебя». Всякий не имеющий воздержания, нарочито внешне совершает образ постящегося человека, но сластолюбец и нередко объедается. И так, всякий человек, не имеющий внутреннего укоренения в добродетелях, нередко выказывает то, что не имеет как добродетель, чтобы тем самым похвалиться перед другими людьми.
Перед людьми-то он хвалится, но только не перед Богом. Люди, может, и улыбнутся, и похвалят, но только не Бог. А когда Господь не радуется и не ободряет человека, человек и теряет свой внутренний духовный мир, теряет мир в своей душе. Мир душе может подарить только Бог, принимающий настоящие, подлинные, от глубокой любви и смирения произрастающие наши собственные дела, принимающий всю нашу надежду, принимающий всю нашу к Нему любовь.
Прислушаемся к словам преподобного Силуана Афонского о внутреннем мире и будем знать, что является причиной его потери, его ослабления в нас самих. Будем знать для того, чтобы избегать самодовольства, лени в молитве, объедения, избегать того, что лишает нас его тишины, избегать того, что наполняет нас шумом человеческой жизни, который, впрочем, редко когда приносит доброго плода.
Преподобне отче Силуане, моли Бога о нас. Аминь.
***
16 июля 2019 года. Иверский храм Пятигорского епархиального дома