О силе Слова Божия

22.07.2019
Просмотры: 1647

«Слово Божие – это не вдруг «Господи!», и тут же свет явился. Слово Божие – это каждый день шёпотом с Ним: «Господи», и прислушиваясь к Его Евангелию, каждый день бесшумного исполнения этого слова, это тогда, когда ты не стоишь на пути к Нему ни перед кем, не говоришь: «я», «пойдём за мной», «вот послушай меня, вот я тебе скажу», «если не я, то, кто». Слово Божие – это когда идёшь рядом, даже когда уступаешь другому, как этот сотник: «я не достоин, чтобы Ты пришёл ко мне, просто скажи слово, и слуга выздоровеет»».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сила слова Божия и сила послушания – об этом сегодняшнее Евангелие. Мы очень часто в своей жизни ищем такие источники силы, которые помогали бы нам оставаться, что называется, на плаву. Вот об этом источнике сегодняшнее Евангелие. Я хотел бы перечитать евангельский текст, который мы только что слышали, чтобы вместе с вами поразмышлять над Священным Евангелием.

Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии пишет следующее: «когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час». (Мф VIII, 5-13).

Каждый раз, когда перед Священным Евангелием открываешь свою совесть, открываешь совершенно всю, безусловно, не какую-то часть своей жизни, не то, что приглядным может показаться для других или для Бога, да и, наверное, странно об этом думать, что от Бога можно что-то утаить в своей совести, и когда ты всю свою совесть открываешь перед словом Божиим, тогда через это слово, как через звук, обнаруживается то, что в нас надломлено.

Когда начинает не звучать силой звука от слова Божия, а когда начинает именно дребезжать от поломанной нашей воли, от изломанных наших дел, от разбитых наших надежд. О чем я? Слово Божие – это всегда звук, который не только проверяет нас, но, обнаруживая любую в нас испорченность, изъян, невозможность передать его, настраивает нас заново. Это не просто рассматривание нас Богом, а это жажда Его слова в нас, которая исправляет нас, если мы поддаемся этому звуку.

Бог никогда не будет исправлять нашу совесть и никогда не станет исправлять нашей жизни вне нашей собственной воли. Наша воля – это Его инструмент, которым Он действует в нас. И когда сегодняшний сотник говорит Христу: Господи, исцели моего слугу, который болеет. То Господь отвечает ему: Я приду исцелить его для того, чтобы обнаружить каким богатством собственной души, каким богатством силы слова, каким богатством своего упования обладает этот сотник. Это замечает святитель Иоанн Златоуст.

Потому Христос и просится прийти к нему домой. Или вернее говорит: Я приду и исцелю его, чтобы обнаружить не только Свою божественную любовь. Богу нужны все. Он идёт к каждому. Он не выбирает сегодня по списку к кому зайдёт, а кого пройдёт мимо. Он не обращает внимание на тех, которые оставили Его или осквернили Его имя, или прогневали Его. Не обращает, в том смысле, что не принимает это на Свой счёт.

Он как раз идёт и к таким. Он идёт не туда, где Его ждут и где Он нужен, куда Его зовут. Он идёт туда, куда Сам хочет. А хочет Он грешника спасти, и поэтому приходит ко всякому дребезжащему в своей жизни и совести, как испорченному инструменту голоса Божия в мире, человеку, чтобы все поправить, чтобы все изменить. Но никогда не ворвется в дом нашей жизни, покуда мы Ему не откроем дверей.

Сотник, услышав желание Христа прийти к нему в дом, обнаруживает свою по-настоящему богатую и по-настоящему счастливую человеческую жизнь. Я, - говорит, - не достоин, чтобы Ты пришёл ко мне. Как замечает опять святитель Иоанн Златоуст: говоря о своем не достоинстве, сотник как раз и показывает свое достоинство. Он не говорит истерично, как многие иногда из нас кричат в небо, в пустую дверь, в которую Господь не войдет, говоря: «я достоин», «иди ко мне», «я лучший, в особенности, если сравнить меня с другими людьми», «я уж совершенно тот, кто тебе нужен, я». Сотник тоже говорит: я, но продолжает: не достоин.

Господь входит в ту дверь, которая открыта перед Ним, если в ней, закрывая проход, не стоит хозяин дома со словами: «я», «ко мне», «мне нужнее», «я тот, кто больше всех заслужил», «я тот, мимо которого незаслуженно проходят». И тот, кто бесконечно стоит в этой двери, так, парадоксально, и продолжает оставлять ее закрытой для входящего.

Сотник же, отступая от неё, говорит: я не достоин, - и скрывается как бы в проеме этой открытой двери своей жизни. И дальше оттуда из этой свободы для Бога, свободы, которую мы дарим Ему своим смирением, свободы, которую мы дарим Ему своей любовью, которая говорит: если любишь, то делай. И, прежде всего, эта свобода совершается в нас самих, когда мы, любя и дружа с другими людьми, делаем дела этой самой любви и дружбы.

Сотник говорит Христу, как мы слышим: я хоть и подвластный человек, но и подо мной есть люди, которые подвластны мне, и говорю одному: «сделай», и делает; другому: «иди», и идёт. Ты только скажи слово и выздоровеет слуга мой. Ещё в сегодняшнем Евангелии глубоко поражает смирение сотника и потому, что называет себя недостойным человеком и потому, что он печется за человека, который к нему не близок ни кровью, ни духом, ни будущим наследством, ни жизнью – слугу. Больного он мог бы давно поменять на здорового и понудить его служить себе.

Но сотник сам служит своему больному слуге. Вот то самое, когда в проеме нашей жизни мы не застилаем свет Божий только собой: «мне», «я», а когда мы, скрываясь в этом проёме, служим другим, как своим, как себе сейчас. И этот сотник просит у Христа за слугу, которому навряд ли отдаст свое имущество перед смертью, которому навряд ли отдаст свое имя и свое наследие. Ну, потому что в том народе это было бы совершенно не только непринято, непонятно, и никто бы не последовал этому. Да не суть.

Сотник отдал больше своему слуге – свою настоящую искреннюю надежду на Бога и жертвенную любовь. Он отдал самое дорогое, что можно отдать другому человеку – внимание к нему, небезразличие. Он опять оставляет весь дом своей жизни с открытой дверью, в которой сам не маячит, а служит другим. Говорит: только скажи слово, и выздоровеет слуга мой.

Сила слова Божия, вот в этой самой открытой двери, в которой мы не заслоняем собой свет Божий, сила слова Божия – это тогда, когда слово проникает сквозь нас неповрежденным, то есть когда оно в нас действует. Мы, на самом деле, в своей жизни всегда имеем богатый арсенал слов, которые готовим для многих людей. В том числе, и слов из Священного Писания.

Сейчас, когда вместе с вами слушал это Евангелие, я задал тебе вопрос: а какие слова Божии я обращаю к себе самому? Не к другим, когда учу их, как надо. А к себе, чтобы делать правильно, по-настоящему. Какие слова Божии обращаю сейчас к себе, к своей совести? И оказывается, что слов Божиих, которые я обращаю к другим больше, чем тех, которые я обращаю к себе. А это неверно, это неправильно.

Когда во мне это слово в своей меньшей силе, в своем меньшем присутствии живёт, как тогда оно может жить вокруг меня? Если этого света нет во мне, если этот свет тьма во мне, то такова же тьма? Повторю слова Священного Евангелия. То какой же это тогда свет во мне, если он еле теплится? Что же тогда я могу разглядеть в других?

Вот в этом самом сотнике слово Божие светило так ярко, и это понятно, потому что в этом ярком свете были видны все те люди, кто ему дорог. И даже знаете, в сегодняшнем Евангелии этот сотник как будто бы совершенно незаметный человек, как тень, как будто бы мимо проходящий и пробегающий, тень, которая, впрочем, низводит живительную прохладу на болящего слугу и друга, прохладу милосердия Божьего.

Когда Бог исправляет дребезжащую жизнь и наполняет ее тонким правильным, настоящим звуком – жизнью сильной и свободной. Христос, глядя на сотника, отвечает ему, что и в Своих Я не нашёл такой веры, в народе Своем.

Эти слова Христа Спасителя с особой болью пронзили мою совесть, когда Он говорит: среди Своих Я не нашёл такой веры. Как мог бы и сказать и слуга сотника: среди своих родных я не нашёл такой заботы, как забота моего господина, который, впрочем, не связан со мной ни кровью, ни местом рождения, ни общим домом, ни общим прошлом, настоящим, возможно, и будущим.

И среди Своих, - говорит, - Я не нашёл такой веры. Потому что болезненное, неисцеленное, дребезжащее продолжает звучать в ушах, потому что для других я всегда найду, что сказать, но только не для своей совести. Другим всегда у меня есть, что высказать, но только не себе самому. А поэтому, продолжая оставаться не смиренным, все продолжаю заслонять проём вот этой самой двери, ведущей к моему сердцу собой.

Чудо исцеления раба сотника – это чудо послушания слову Божьему, которое сильно только тогда, когда обращено вовнутрь, когда находит во мне благодатную почву и пускает корни, и всегда приносит плод.

Слово Божие – это не вдруг «Господи!», и тут же свет явился. Слово Божие – это каждый день шёпотом с Ним: «Господи», и прислушиваясь к Его Евангелию, каждый день бесшумного исполнения этого слова, это тогда, когда ты не стоишь на пути к Нему ни перед кем, не говоришь: «я», «пойдём за мной», «вот послушай меня, вот я тебе скажу», «если не я, то, кто». Слово Божие – это когда идёшь рядом, даже когда уступаешь другому, как этот сотник: «я не достоин, чтобы Ты пришёл ко мне, просто скажи слово, и слуга выздоровеет».

Потому что сила слова всегда коренится в делах, а если ты делаешь каждый день, обычный в своей жизни, каждый день Его словом прощаешь других, помнишь, благодаришь, надеешься, каждый день замечаешь того, кто плачет, слышишь того, кто зовёт, то Господь всегда будет в тебе Своим сильным словом.

Он и даст силы к жизни и радости, настоящей радости, не тогда, когда все хорошо или ты сыт, или рядом с тобой комфортная обстановка, нет. А такой радости, которая где-то из самой глубины начинает вдруг звучать чистым пронзительным голосом совести, не дребезжащим, не раздражающим, а таким уверенным и чистым, что ты говоришь: «Слава Тебе, Господи, за эту жизнь, за мою жизнь, за дар, который Ты мне дал! Господи, Своим словом создавший весь мир, Господи, полюбивший всех нас, какое неизреченное, какое безграничное счастье любить Тебя, зная, что Тобою мы любимы всегда с самого начала, с первого дыхания нашей жизни».

И сегодня вместе с сотником, уступая дорогу Христу, скажем Ему: Господи, я не достоин Тебя, но скажи только слово, и пусть выздоровеет мой слуга, пусть выздоровеет моя воля, чтобы доброе творила, пусть выздоровеет мое сердце, чтобы добрые слова помнило и ими жило, пусть выздоровеет моя совесть, чтобы служила мне. Господи, скажи только слово. Аминь.

14 июля 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1647