Об утешении

17.07.2019
Просмотры: 1639

«Бог обязательно даст утешение. Но даст утешение тогда, когда мы перестанем надеяться на князей и на сынов человеческих. Даст Свое утешение, хотя и маленькой, но драгоценный ложечкой после вёдер скорби, - как очень образно говорит Исихаст, - тогда, когда мы весь свой внутренний мир, всю свою внутреннюю силу тяжести, все свои силы, все свои мышцы души, которыми мы напрягаемся в молитве, отдадим небу, отдадим Богу».

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, в эти дни апостольского поста мы, совершая Божественные литургии, причащаемся Святых Христовых Тайн, свое сердце, свою душу открываем перед премудростью Божией.

Всегда самыми надежными советами для нас является советы людей, которые говорят о предмете размышления, дают советы не из начитанности, а из опытности. Именно поэтому в духовной жизни бесконечно ценны советы насельников Святой Горы Афон, которые через опыт своей жизни, опыт духовной брани приобрели искусство побеждать в себе тьму.

К примеру, Иосиф Исихаст говорит, и мне кажется, эти слова полезно услышать именно в наши дни. Перед всяким утешением, - говорит он, - бывает скорбь. Удушье души, - как он называет скорбь, - и пленение или жажда пленения ада. Сначала, - говорит Иосиф, - я пил вёдрами скорбь, а затем Бог ложечкой подал Свою благодать. Это говорит человек, который из опыта собственного преодоления, силы надежды на Бога преодолевал всякие внешние обстоятельства жизни.

Некоторым кажется, что главным в жизни является внешнее обустройство, некоторое удобство, которое, как некоторым кажется, даёт определённого рода силы и уверенность в завтрашнем дне, твердости в дне сегодняшнем, и располагает тебя самым лучшим образом.

Но как можно быть уверенным в том, чего еще нет, что ещё не наступило? Как можно надеяться на то, что может в одночасье поменяться? Кто-то надеется на свое имя или на свои возможности, кто-то надеется на свою молодость или на свое здоровье, но в мгновение ока все это может закончиться, пройти, как будто бы никогда этого и не было. И если только всю свою надежду полагать на обстоятельства собственной жизни, то можно быть удушенным, - как говорит Иосиф, - скорбью очень быстро изменяющегося мира.

Сегодня он любит, а завтра ненавидит. Вчера хвалил, а сегодня проклинает. Некоторое время назад улыбался и открывал свои объятия, а теперь делает вид, что вовсе не знает, и спешно удаляет тебя из всякого упоминания и воспоминания. Когда мы всецело или, когда мы с особенным доверием отдаем себя быстро приходящему времени, то мы отдаем себя удушью скорби.

Но и тогда, - говорит Иосиф, - не стоит унывать, Бог обязательно даст утешение. Но даст утешение тогда, когда мы перестанем надеяться на князей и на сынов человеческих. Даст Свое утешение, хотя и маленькой, но драгоценный ложечкой после вёдер скорби, - как очень образно говорит Исихаст, - тогда, когда мы весь свой внутренний мир, всю свою внутреннюю силу тяжести, все свои силы, все свои мышцы души, которыми мы напрягаемся в молитве, отдадим небу, отдадим Богу.

Это тогда, когда мы перестаем реагировать, замечать или ориентироваться на очень быстро переставляемые с места на место земные знаки земного благополучия. Когда мы идём по звёздам, как мореплаватель идет по морю, и не ориентируется на высоту волн, и не ориентируется на кажущиеся ему отмели или миражи островов, а твердо прокладывает курс, идя этим курсом по прежним выверенным картам мореплавателей, как и человек идет вслед таким же выверенным правильным шагам опытных людей, тогда он может избежать и миражей, и пагубных отмелей, и того, что душит до тесноты душу, - как говорит Иосиф Исихаст.

Поразмышляем над его словами с тем, чтобы, взяв его опыт на вооружение, с благодарностью, с трепетом, с доверием ожидать этой протянутой от Бога небольшой лжицы Его бесконечной благодати и любви, Его света, от которого гибнет самая прочная и беспроглядная мгла.

Это значит запасемся горячей надеждой и опытом поднимать голову к небу, а не по сторонам, опытом ориентировать себя по вечным источникам надежного направления в своей жизни – слова евангельского, как звезды, запечатлённой на небосклоне, и самого солнца – Господа и Спасителя Христа, и тогда точно сможем преодолеть любые пучины и обстоятельства своей жизни. Аминь.

9 июля 2019 года. Иверский храм Пятигорского епархиального дома

1639