«Евангелие зовет нас богатеть надеждой на Его бесконечную, жертвенную, настоящую любовь. Евангелие зовет нас уметь определять в жизни доброе и злое, и за добрым следовать. Евангелие зовет нас перестать хотеть для себя и учиться в себе любить Бога, который создал меня».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Я думаю, что многим из вас приходилось слышать слова, которые я сейчас произнесу, а некоторым, возможно, приходилось произносить эти слова. Ещё страшнее, когда некоторые верят, когда говорят: тебе нужно позаботиться о своей жизни, и в том числе, если говорить о браке, чтобы было кому потом стакан воды подать. Когда вся жизнь устраивается для того, чтобы было хорошо, чтобы всегда кто-то тебе служил. Сегодняшнее Евангелие об этом. Евангелие, которое мы только что слышали о том, что мы привыкли замечать и о том, как мы отвыкли замечать главное. Я перечитаю это Евангелие, которое мы только что слышали.
Апостол и евангелист Матфей пишет: «сказал Господь: светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! И так не заботьтесь, и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». (Мф VI, 22–33).
Наша забота о своей жизни. Честно размышляя, практически все свое время мы отдаем заботе о своей жизни. Очень многие вещи постоянно нас тревожат и беспокоят. Что есть и во что одеться, и с кем и как общаться, и что другие говорят, и что я говорю, и что я слышу.
Мы постоянно и бесконечно, даже когда встречаемся с другими людьми, весь наш разговор, всю силу нашего разговора, всю нашу человеческую широту жизни вкладываем в самое обыденное. Все небо своего человечества вкладываем в эти постоянные странные слова. Ну, как ты себя чувствуешь? Как поживаешь? Что нового? Что говорят? Что видел? Что слышал?
Каждый раз, когда мы встречаемся с другими людьми, которым открываем свое сердце, и которые очень дороги нам, каждый раз, когда мы общаемся с ними, в это общение мы так и не добавляем самого главного, самой важной соли нашей жизни, мы в это общение так и не вкладываем ничего того, что относится к правде Божией. Мы постоянно, заботясь о себе самих, все вокруг себя подчиняем этой заботе. Даже вот этим выражением: чтобы было кому в старости поднести стакан воды, - все подчиняем себе.
В этой постоянной заботе мы как будто бы забываем о том, откуда, от Кого произошли, благодаря Кому живём. Это то же самое, что если бы ребенок забыл дорогу в отеческий дом. И как бы счастливо он не жил на стороне, сколько бы не приходилось ему испытать на стороне разных переживаний и человеческого счастья, и своей свободы, если он не имеет отцовского дома, то куда ему возвращаться? К чему ему возвращаться? На кого он будет похож? Тогда в чем же настоящий подлинный смысл жизни? Уйти подальше? И по пути этого своего шествия открывать для себя новые впечатления и эмоции? Или вернуться к тому, что мы называем познать себя самих?
А себя ты познаешь только там, где начался ты – в родительском доме, в доме Небесного Отца. Подчиняя все себе в своей собственной жизни, как говорит Евангелие, которое мы только что слышали, мы начинаем заботиться о двух господах. При этом одного любим, а другого ненавидим.
Богатство, маммона, удобство жизни – это то, что очень сильно и иногда трагично забирает от нас самый главный, самый важный взгляд в небо, забирает от нас свойство поднимать голову к небу, забирает от нас свойство свободы души, чтобы дышать небом, порабощает земляной пылью, пространством окружающей среды, в которой мы отдаем все свои силы. И мы, забывая о небе, перестаем служить ему и наполнять себя этим небом.
Тогда мы начинаем задыхаться. Тогда всего бесконечно мало. Вот ты сегодня хочешь новую одежду. Завтра она у тебя есть, а послезавтра ты говоришь: надеть-то нечего. Вот сегодня ты хочешь новое место в своей жизни. Завтра оно у тебя есть, но дальше ты говоришь: надо расти, и чтобы это сделать, нужно через что-то перешагнуть, от чего-то, а правильнее сказать, от кого-то отказаться.
Сначала мы дружим, а потом, когда обстоятельства нашей жизни так складываются, мы, как нам кажется, чего-то добиваемся, нередко расплачиваемся тем, что перестаем общаться с другими и говорим: «как я с этим человеком там появлюсь», «меня не поймут, мне сложно будет объяснить». И ты стыдливо говоришь своему другу: «знаешь, завтра без тебя». И находим ещё и какую-нибудь нередко ложную причину, чтобы обмануть и себя и другого.
Вот так бесконечно в жизни, заботясь о том, что есть и пить, говорю это не о естественной потребности нашего организма, а о бесконечной жажде удовлетворить свое «я хочу для себя», мы так и остаёмся бесконечно голодными, неодетыми, мрачными. Когда вокруг, как сегодняшнее говорит Евангелие, помраченное око видит только мрак, то этот мрак впускает в себя. Мы всегда себя наполняем выбором, а со временем этот выбор становится очень зависимым.
Нам легче разгневаться, чем разулыбаться. Нам легче начать мечтать о том, как мы будем мстить, чем найти слова, попросить прощения. Нам легче долго обижаться, и эту свою обиду бесконечно выплескивать вовне, чем из последних сил вспомнить первую встречу, полюбить, простить, все вокруг поменять, начать все сначала. Если око твое темно, то все тело твое будет наполнено этим мраком.
Как только мы перестаем делать выбор между добром и злом, потому что любим больше злое, ибо во мне, в себе самом его больше, все начинает приобретать мрачный свет. Но Христос в Евангелии говорит нам, что все это можно поменять. Все это можно поменять, как только ты начинаешь совершенно искренне, сыновне надеяться на своего Бога.
Все это можно изменить в своей жизни, как только ты свою надежду начинаешь полагать на Него, как только ты свое «я хочу», начинаешь продолжать «не себе, а для Тебя, Господи». Я хочу, Господи, для Тебя совершить эту молитву. Я жажду, Господи, Твоей отцовской любви. Я хочу, Господи, в Твой дом вернуться. Я хочу, Господи, быть в пространстве, наполненном светом, Тобою, чтобы этот свет коснулся всей моей внутренней жизни, чтобы подняться от этого мрака постоянной беготни за своим собственным хвостом или за своей тенью. Я хочу остановиться, я хочу прекратить падать. Я хочу стоять.
И когда это естественное желание нашего внутреннего устройства, нашей души, которой так необходимо уметь летать, которая не может сидеть со сложенными крыльями, когда ей мы даём эту возможность поднять крылья над всеми своими страхами, над всем своим прошлым, над всеми своими зависимостями, над всеми своими обидами, закопанными или, наоборот, отрытыми топорами войны, как только мы над этим всем поднимаемся, тогда Бог возвращает нам потерянное счастье Его дома. Как только мы перестаем постоянно заботиться о себе и как только мы начинаем любить заботу о других, мы становимся по-настоящему свободными людьми.
Наверное, многим из вас приходилось видеть людей, которые трепетно, искренне полюбили друг друга. Внешне они могут казаться странными, и вся их жизнь такой неустроенной, и кажется, весь прагматичный ум сказал бы им: сначала нужно подумать о будущем: где будете жить, как будете жить, чем заниматься, а потом уже всё остальное время для чувств. Но так часто бывает, всю жизнь человек строит дом, а привести в этот дом некого. Ты как один был в этом доме, так и остался.
Любящий маммону никогда не достигнет Бога. Любящий в себе себя самого никогда не сможет по-настоящему стать человеком, которому Бог подарит счастье Своего прикосновения руками верных, искренних, надежных, настоящих людей.
Ищите же прежде всего Царства Божия, и все это приложится вам, - говорит нам сегодняшнее Евангелие. Это означает, что, несомненно, Господь знает о нашей нужде. Но когда в этой нужде мы испытываем потребность только быть полезными другим, чтобы не в себя богатеть, а посредством этих возможностей радовать тех, кто рядом, тогда Господь многие блага даст нам и сейчас. Но больше оставит нам и для нас в вечности.
Никогда не нужно забывать о том, что как бы далеко я не уходил от дома, однажды в этот дом, если даже я сам не захочу вернуться, меня принесут и положат в землю около него. Вся наша жизнь, как бы мы не зарывались в землю, и это парадокс человеческой жизни, всегда упирается в небо. Бог Свое Себе вернёт.
И как радостно, когда придут души светлые к Нему, когда к Нему приду те, которые Его знают, которые Его здесь нашли, которые здесь Его любили, которые здесь умели общаться с Ним через молитву, через добрую жизнь, через жертвенность, как радостно, когда Бог Своих встретит. И как горестно, когда мрак будет трепетать, истощаться около света, когда тени сократятся до невыразимо малых величин, и кажется, совсем исчезнут – так мрачные души.
Евангелие зовет нас богатеть надеждой на Его бесконечную, жертвенную, настоящую любовь. Евангелие зовет нас уметь определять в жизни доброе и злое, и за добрым следовать. Евангелие зовет нас перестать хотеть для себя и учиться в себе любить Бога, который создал меня.
Евангелие зовет нас эту любовь воплощать в делах благодарности сына к Отцу, в делах решительного человека, верного в делах человека, который никогда не откажется от другого, скажет: знаешь, мол, тебе там не место. Бог зовет нас, чтобы мы сохраняли в себе самую настоящую свободу во Христе Иисусе, и в Боге бы никогда никого не отвергали, не отгоняли, а напротив, во Христе в молитве об этом человеке служили Ему.
Помолимся сейчас за Божественной литургией о том, чтобы не бояться нам не завтрашнего, не сегодняшнего дня, о том, чтобы довольствоваться тем, что есть, и о том, чтобы мечтать только об одном: как бы ещё угодить Ему, успеть бы сделать доброе не потом, а сейчас, не завтра простить, а сегодня же, не завтра поменять свою жизнь, а теперь начать ее изменять. Помолимся о том, чтобы нам не возвращаться к старым могилам наших собственных завалов в жизни, убитых надежд, убитого времени, убитой дружбы. Помолимся о том, чтобы нам не жить около этих могил.
И отойдем от них подальше к свету. Бог знает нашу нужду и делает все, чтобы мы были по-человечески счастливы, для того, чтобы это счастье сделать началом вечного блаженства в Его доме, в который, дай Бог, вернуться каждому из нас. Аминь.
7 июля 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска