О благоразумии

15.07.2019
Просмотры: 1613

«Благоразумие – эта сила дел, в которых воплотилось слово Божие. Бог говорит: «прощай», и я прощаю. Бог говорит: «не делай этого», и я не делаю. Бог говорит: «следуй за Мной», и я за Ним следую. Господь зовет меня к свободе человеческой жизни, и я эту свободу не сковываю, не оскверняю, не порабощаю своими собственными страстями и пороками, а, напротив, даю ей свободные крылья любви к Богу. И эта свобода поднимается к небу, поднимая и меня к небу. И эта свобода ещё и делает всю мою жизнь основанной на твердом основании».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Каждый раз, когда мы обращаемся к Богу в своих надеждах, в своих молитвах, в своем уповании на Него, когда мы зовём к Богу тогда, когда ничто больше человеческое не отзывается на наш голос, мы всегда убеждены в том, что Бог никогда не оставит безответным наше к Нему обращение. И вот сегодняшнее Евангельское чтение – это ответ на молчание людей, это ответ Его словом. Я хотел бы вновь перечитать Евангелие, которое мы только что слышали, чтобы немного вместе с вами поразмышлять над этим благовестием, над ответом Божиим.

Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии пишет следующее: «сказал Господь: итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им». (Мф VII, 24 – VIII, 4).

Мы нередко слышим это словосочетание: «дом, построенный на песке», - и знаем смысл его. То есть это, то что вряд ли устоит. Это те все наши строения жизни, все наши принятые решения, все наши обычаи, все наши сказанные слова, которые основаны лишь только на нашем мечтании, на изобразительном представлении, основаны лишь только на нашем желании, под которыми нет никаких твёрдых оснований.

Что же это за твердое основание, о котором сегодня в Евангелии говорит нам Господь? Что же это за камень, на котором мы строим наш дом? Этим камнем является исполненное Его Божественное слово. Этим камнем является не наше «хотелось бы», «мог бы», «вот если бы», а этим камнем является то, что я делаю, дела, которые начинаются от моей веры, дела, которые совершаются не по убеждению того, что это нужно делать или это не нужно делать, а дела, которые совершаются по убеждению того, что я люблю Бога, и поэтому исполняю Его слово.

Я делаю так не потому, что это хорошо или плохо, а от того, что этого ищет моя любовь к Богу. Моя любовь всегда, как вода воплощается в некоем сосуде, воплощается в делах веры. Господь говорит: кто слушает Мои слова и исполняет их, того уподоблю благоразумному человеку.

Благоразумие – эта сила дел, в которых воплотилось слово Божие. Бог говорит: «прощай», и я прощаю. Бог говорит: «не делай этого», и я не делаю. Бог говорит: «следуй за Мной», и я за Ним следую. Господь зовет меня к свободе человеческой жизни, и я эту свободу не сковываю, не оскверняю, не порабощаю своими собственными страстями и пороками, а, напротив, даю ей свободные крылья любви к Богу. И эта свобода поднимается к небу, поднимая и меня к небу. И эта свобода ещё и делает всю мою жизнь основанной на твердом основании.

Что бы вокруг ни происходило: клевета, зависть, ненависть, жестокость, неправда, что бы вокруг ни происходило: преследование, нежелание общения, что бы вокруг ни происходило, какие бы ветры или какие бы воды не подступили и не налегли на основание моей жизни – если она питается из слова Божия, а не от слов людей, то тогда моя жизнь, как дом, стоит на твердом камне, тогда моя жизнь никогда не поколеблется, тогда моя жизнь никогда не разрушится.

И ещё самое важное: тогда в этом доме могу находиться не только я, но и те, кто дорог мне. Своих любимых, родных, близких мне людей я, всегда приводя в свой дом, в свою жизнь, могу быть совершенно спокоен о них тогда, когда моя жизнь не на песке, не на ветру, не на воде, когда она незыблема моими делами, основанными на слове Божием.

Господь говорит: уподоблю неблагоразумному человеку того, кто слушает Мои слова, но не исполняет их. Каждый из нас, каждый из нас знает, как нужно правильно поступать, но что же мешает нам поступить так? Мы знаем, что хорошо и что плохо, но что же мешает нам не делать плохо, а поступать хорошо? Что же не дает нам возможности делать так, как сказано в слове Божием?

А это слово растворяем мы в своей испорченной порабощенной воле, отменяем в своей жизни, делаем свою жизнь построенной на песке. И когда приходят какие-то испытания, сколько бывает разочарований и падений тогда, когда все построено на собственном слове.

И если от кого-то приходится слышать: «я разочарован» – это означает лишь только то, что человек всю свою жизнь строил на своем слове, не на слове Божием. Когда мы испытываем некоторое сокрушение, некоторое падение всего нашего устройства, когда, что называется, наша жизнь идет под откос, когда все эти напавшие ветра и воды подступают к нашей жизни и начинают так ее сокрушать, что кажется уже не выжить, все это от того, что все наше упование было только на себя самих.

В своей жизни я любил только себя. Когда я в своей жизни люблю только себя и ради себя самого все совершаю, даже пытаюсь быть хорошим и добрым, и, как мне кажется, справедливым, как мне кажется, очень внимательным к другим людям, но все это делаю только ради самого себя – вся моя жизнь на песке. Потому что любовь к себе никогда не пускает корни. Любовь к себе никогда не вырастет крыла. Любовь к себе никогда не поднимет к Богу. Любовь к себе всегда лишает всех.

И рано или поздно Господь говорит о таковых нас: уподоблю такого человека неблагоразумному человеку, потому что всю свою жизнь ты строишь на песке, песке, который пересыпается из стороны в сторону, песке, который не имеет основания, который постоянно движется, в котором, что не брось, что не вылей, как в себя самого, всего бывает мало, и ничто не остается. Все уходит, как сквозь песок.

Господь зовет нас Своим словом быть сильными в поступках. А это сила происходит от того, когда мы исполняем это слово. Всегда слово сильно собственным делом, собственным примером, примером человека, который если упал – встает, если ошибся – исправляет, если потерял – ищет, примером человека, который если и поссорился – мирится, если и разгневался – любовью исправляет этот гнев.

Слово всегда сильно в нас нашим изменением. Даже если я был плох, и дом мой был построен на песке, и всё теперь рушится, нужно выбежать из него, оставить его, найти другое место, начать все заново – и так каждый раз.

Когда ученики слышали это слово от Господа и Спасителя Христа, они удивлялись и восхищались этому слову, и не потому, что Он хорошо сказал, а – правильно поступал. Восхищались Им не потому, что Он мог красиво говорить, а потому что Он поступал по-человечески. Они восхищались Им, потому что Он мог любить, несмотря ни на что.

Если Он и кого-то сильно и крепко схватит за руку, так, что кажется, не вырваться, и, если кого-то крепко Он прижмет к Себе, так, что и ни выдохнуть, это лишь только для того, чтобы вытащить из дома, построенного на песке, вытащить из обстоятельств жизни, которые мы строим не на Его слове, а на любви к себе, как на песке, и потому нередко гибнем.

Сегодняшнее Евангельское слово зовёт каждого из нас, зовёт так очевидно, так ярко, так непреодолимо, что невозможно не услышать этого слова: чтобы никакие твои надежды не рухнули, чтобы ты никогда не разочаровался не в дружбе, не в любви, не в тех, кто рядом, чтобы никогда ты потом не сожалел, как мы часто об этом просим:

«Господи, чтобы не сожалеть потом об этом», о принятых решениях, - строй свой дом на твердом основании – на Его слове. Ты знаешь, как хорошо – делай это хорошо. Ты знаешь, как надо – делай так, как надо. Я знаю, как правильно – я должен поступить правильно. И тогда, точно, ни моя жизнь, ни тех, кто мне вверил своей жизни не канут во мгле песчаной бури. Господь желал бы, чтобы каждый из нас был благоразумным.

Помолимся сейчас за Божественной литургией о том, чтобы это благоразумие победило наше себялюбие, наш эгоизм, наши «не буду», «не хочу», «никогда не прощу», наши бесконечные обиды, которые горьким упреком и зыбким песком иногда живут в нашей жизни. И в этом зыбком песке, все поглощая, всего лишают нас.

Помолимся, чтобы избавиться нам от этой песчаной пустыни. Помолимся о том, чтобы Бог помог нам поступать по Его слову. Помолимся о том, чтобы сегодня, приняв решение, поменять в своей жизни не все, все не получится, что-то, сделать первый шаг, важный шаг. Помолимся о том, чтобы Бог этот шаг сделал вместе с нами, Он всегда с нами, и помог нам идти дальше. Помолимся о том, чтобы нам встать и начать строить свой дом на камне, на Его слове, на правде дел, на Его слове, которое живёт нашими поступками. Аминь.

6 июля 2019 года. Никольский храм станицы Сторожевой, КЧР.

1613