«Когда мы говорим о призвании и о том, что следовать за Богом – это означает чего-то лишиться, мы знаем ответ на этот вопрос – лишиться предстоит того, что оставляем себе, и в Бога богатея, вложить это в других: всю свою любовь и всю свою надежду, всю свою свободу и свою душу, отдав Богу через служение тем, которых Он называет нам нашими ближними».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Поздравляю всех вас с воскресным днём и с днём памяти святых, в Церкви Русской просиявших. Я хотел бы вместе с вами вновь перечитать Евангелие, которое мы только что слышали. В особенности, это Евангелие для каждого из нас становится особого рода откровением в дни Петрова поста.
Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии пишет следующее: «проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». (Мф IV, 18-23).
Святитель Григорий Двоеслов, размышляя об этом Евангелии, отвечает на вопрос, который, полагаю, может возникать у многих из нас. Сегодня мы слышали Евангелие призвания святых апостолов, которые перед этим призванием оставляют все, что имели и следуют за Христом. И сразу же, как мы только думаем о призвании, нередко нам кажется, что это касается каких-то особенных людей. Это, мол, не для всех.
Но Евангелие свидетельствует для каждого человека. И каждого из нас Бог зовет к Себе на Свое божественное дело. Отец зовет к Себе в Свой дом. И дорога к этому дому – это служение Отцу, это жизнь по Его слову, это следование за Ним. Но что же становится обменом нашего выбора?
И некоторые, как говорит святитель Григорий Двоеслов, думают: ну, что те апостолы оставили? - какие-то пустые сети и лодку. Им легко было оставить то, что они имели, того было не очень-то и много. И так мы размышляем особенно тогда, когда взвешиваем свою собственную жизнь и на весы своей жизни, как значимое, как весомое, как имеющее особое притяжение полагаем то, что на самом деле для вечности ничего не значит.
Мы очень часто на весы своей жизни полагаем все то, к чему можем прикоснуться: полагаем все наше осязание, полагаем наши дома с содержимым, полагаем то, что можем одеть на себя, вкусить, полагаем все благополучие и блага мира, и делаем эти блага и эти благополучия всяческой основой нашей жизни. Но даже тогда, когда мы делаем это основой и тяжестью, и некоторым наполнением нашей жизни, тогда, когда мы бываем, к примеру, на краю могилы своих друзей или родных, то глядя в эту могилу, понимаем, что все то, что кажется нам самым ценным, дорогим, бесконечно важным теряет всякий смысл.
Святитель Григорий говорит удивительные слова: подлинно, оставляет не тот, кто что-то имеет, а тот оставляет, подлинно, кто не имеет для себя. Апостолы, которые оставили те самые лодки и те самые сети, оставили не просто свое некоторое имущество, которое имели. Они оставляют свою прежнюю жизнь, они оставляют то, что относится к силе их жизни, которую теперь они посвящают Богу.
По-другому скажу. Они в своей жизни самым главным, самым важным, самым значимым делают возможность служить не себе, а Богу посредством служения другим людям. Саму возможность, которую каждый из нас имеет в жизни – возможность любить, возможность дружить, возможность надеяться, возможность поддержать, возможность для кого-то быть самым надежным и близким человеком – все возможности, которые мы имеем, когда мы их замыкаем на самих себя, мы делаемся неподъемными до неба.
Когда мы все эти возможности делаем основой своей жизни и привязываем себя к ним, то тогда наша жизнь делается тяжелой. И нередко человек, который, кажется, что имеет немало возможностей, может с определенной честностью сказать, как тяжела моя жизнь, потому что все, что в ней есть – только для меня, все, что есть в моей жизни, я использую только для самого себя, в себя богатея.
Апостолы, которые поднялись и пошли за Христом, для себя приняли, пожалуй, самое главное решение своей жизни: сколько не проживу, поживу для других. В отличии от решений, которые, бывает, звучат нередко в наше время: сколько там жить осталось, поживу для себя.
Жить для других – это значит идти в дом Отца, это значит все свое имя, все свое благополучие, это значит всю свою силу жизни, все свое счастье, вкладывая в других, вложить в Самого Бога. А в Его руках ничего не пропадает. Мы нередко отдаём свои имена и свои надежды, свои чувства и свои внутренние какие-то таланты и способности тем, которых сами для себя улавливаем и говорим: «это моё», «она – моя», «он – мой». И никому как бы не отдавая, отдаем себя этому человеку, не потому что жертвенный, а потому что в этом человеке любим только себя самих.
И очень часто, да, пожалуй, всегда от этого теряем, а потом с горечью говорим: как больно предательство и доверие другим людям. И забываем, что предал тебя тот, которого ты сделал своим рабом. Раб есть раб, он никогда не сможет быть верным, потому что не имеет свободы к верности. И от твоей душной дружбы, и от твоего душного общения, и от твоей привязанности, которой привязал к себе никогда не оставит и тени свободы, и всегда это приведет нас к потерям.
Апостолы, которые сегодня следуют за Христом показывают каждому из нас, мне сейчас показывают настоящую дорогу к Его вечному дому. И путь начинается с того, что я ничего, - как говорит святитель Григорий, - не оставляю для себя, не оставляю про запас, не сохраняю для себя, только себе, да и всё, что делаю, делаю это не ради самого себя и не для себя, а, чтобы, видя других счастливыми, прославить Бога. Не сказать себе: «как хорошо я сделал», а сказать: «Господи, благодарю Тебя за счастье сделанного ради Тебя».
И когда мы смотрим на других людей и на своих собственных родных и близких и тех, кто очень дорог нашему сердцу, в них мы ищем не свое отражение, но говорим: «Господи, благодарю Тебя за этот дар, который Ты мне дал в них; в них дал мне возможность послужить Тебе правдой, честностью, святостью, послужить Тебе всем своим человеческим естеством, состоящим из Твоего, Господи, Духа, в котором ничего не утаиваю для себя, но отдаю Тебе, посвящаю Тебе, как Ты мне, Господи, дал жизнь, так я, Господи, дарю Тебе свою благодарную любовь за эту жизнь».
Когда мы говорим о призвании и о том, что следовать за Богом – это означает чего-то лишиться, мы знаем ответ на этот вопрос – лишиться предстоит того, что оставляем себе, и в Бога богатея, вложить это в других: всю свою любовь и всю свою надежду, всю свою свободу и свою душу, отдав Богу через служение тем, которых Он называет нам нашими ближними.
Святитель Григорий, заканчивая размышление о сегодняшнем Евангелии, замечает следующее: последуем этим двум святым купцам, которые лодку и сети поменяли на вечную ангельскую жизнь. Выйдем из лодки своей жизни, оставим сети, которыми мы собираем только для себя, оставим то, в чем мы нередко сами так путаемся и не можем выбраться, оставим эту ненадежную качающуюся жизнь, из которой мы, вычерпывая воду, думаем, что ещё долго-долго продержимся на поверхности, и выйдем на твердую сушу упования на Бога, благодарности Ему, надежды на Него, общения с Ним, дела ради Его имени. Аминь.
30 июня 2019 года. Храм Всех святых в земле Российской просиявших села Левокумка.