«Таинство Святой Живоначальной Троицы – это таинство любви. И сегодня сейчас, начиная богослужение во время которого будем призывать Духа Святого сойти на нас, мы попросим сойти Его на нашу любовь, и покажем ему настоящую любовь, не страстную, не пошлую, не испорченную, не растоптанную, не преданную, не изменчивую, какая в нас она бывает, переставая быть любовью. А покажем ему наше искреннее, подлинное, единственное желание быть счастливыми, быть любимыми и любить».
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я всех вас поздравляю с днём праздника Святой Троицы, с Днем Пятидесятницы, воспоминания Сошествия Святого Духа на апостолов.
Сегодня мы совершаем торжество Святой и Живоначальной Троицы. Таинство Святой Троицы есть богооткровенная истина. И сколько бы каждый из нас не силился понять это таинство: что же это за образ Божий одного Бога, но в Трёх Лицах славимого, Который в этих Трёх Лицах не разделяемый и не слитно соединяемый, сколько бы мы не силились понять эти богословские слова – они всего лишь некое призрачное объяснение для нас временных в человеческой жизни людей и для нашего ума, лишённого целомудренного восприятия мира Божия.
Восприятие Бога в Его полноте, в Его святости и истине доступно для человека, в котором его собственная душа, его собственное сердце очищены, освобождены, не скованны пороком, грехом, не скованны страхом, не ограничены «люблю – не люблю», «прощу – не прощу», «хочу – не хочу», «буду – не буду». Когда сам человек в своей духовной свободе имеет такое пространство, в котором нет препятствий, в котором нет ограничений «я» - своей самости, тогда эта свобода человеческая может и восприять Того, насколько, конечно, доступно человеку, Кто есть причина всякой жизни.
Тайна Святой Троицы нам дана от Бога. И все, к чему зовет нас сегодня Церковь – это верить в это исповедание. Даже если мы ещё не совсем можем, как нам кажется, во всем разобраться, даже если кажется нам это очень сложным, мы принимаем это, как лекарство, по вере, и знаем, что посредством нашей веры принятое в нас принесет плод, если укоренится в чистом сердце.
Преподобный Максим Исповедник, размышляя о Троице, удивительно говорил о любви. И, пожалуй, это самое главное таинство Святой Божественной Троицы. От святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова мы знаем, что Бог есть любовь и знаем, что каждый из нас произошёл от любви Божией. Но если только мы происходим от того, что Бог желает нам дать, то тогда мы можем ограничить и свою собственную свободу.
Как если бы мы сказали: а если мы не готовы ответить к этой любви. Но Бог, сотворив каждого из нас, изливая Свою божественную любовь на нас, прежде эту любовь совершает в Самом Себе. Именно поэтому Его любовь совершенна.
И Максим Исповедник говорит так: Бог Отец неизреченно, необъяснимо, неописуемо любит Бога Сына и Бог Сын, принимая эту любовь, любит Бога Отца, Бог Отец любит также Бога Духа Святого, и Бог Дух Святой, принимая любовь, отдаёт ее Богу Отцу. И так Каждая Ипостась Пресвятой Троицы, Каждая Личность соединяется в Своем таинстве Святой Троицы посредством бесконечной совершенной любви, в которой нету трех волей, но есть одна воля, в которой нету трех желаний, но есть одно желание, в которой нету трех богов, но есть Один Бог истинный, соединивший в Себе через посредство любви, отдающей и принимающей, Все Лица Пресвятой Троицы.
Почему мы об этом размышляем? Потому что это свойство Божие любить в Самом Себе отразилось на каждом из нас в день нашего творения. Мы ведь созданы по образу и подобию Божиему. И как часто мы упираемся именно в это главное состояние своей жизни – не только любить, отдавать свою любовь, но и быть любимым, принимать иную любовь с благодарностью. И принимая иную любовь с благодарностью, ею питать свою любовь и ею вновь расплачиваться за этот дар.
Таинство соединенных Лиц Пресвятой Троицы во Единого Бога, поклоняемого в Отце и Сыне и Святом Духе – это таинство проистекающей любви, любви принимающей, которую принимает каждое из Лиц Святой Троицы. Это то самое таинство радости и счастья, и свободы, и совершенства, которые испытываем и мы, когда питаемся этой любовью.
И когда мы говорим о своих, хотя ограниченных человеческой жизнью, человеческих чувствах, как счастливо об этом чувстве свидетельствуют люди, умеющие дарить и с любовью принимать любовь друг друга. Это поистине таинство Самого Бога, это таинство Живоначальной Троицы.
И сегодня мы в день Святой Пятидесятницы вспоминаем день рождения Святой Церкви, когда Бог Отец и Бог Сын изливают Бога Духа Святого на Своих святых апостолов и учеников, когда Они Себя дают каждому человеку верующему в истинного Бога, в единого Бога Отца и Сына и Святого Духа, когда Бог отдает Себя человеку, открытому для Его Божественной любви.
И в этом дне совершается день рождения Церкви, когда мы становимся не каждый сам по себе, когда наша любовь не просто рождается в нас, но упираясь в небо, с неба низводит нам Божественную любовь. Когда вся наша жизнь колеблется, тревожится, колышется не только в пространстве того, к чему я могу прикоснуться и что я вижу, но эта живая, трепещущая нить нашей жизни простирается даже до вечности, до Бога и от Него возвращается к нам Его вечной, бесконечной любовью в Себе Самом к каждому из нас.
И когда мы размышляем о дне рождения Церкви и о таинстве Божественной любви, то в самый раз, обратившись к своей жизни, к своей совести задаться, пожалуй, самым драгоценным вопросом сегодняшнего дня. Во мне рождается Церковь посредством Духа Божия, а я родился в Церкви? Ведь любовь совершенна тогда, когда она исходит и отдается.
И если Бог соединяет нас в Свою Церковь, изливая на нас Свою любовь, мы, соединяемые, в чем отдаём эту любовь Ему? Возвращаем ли эту любовь своим единством? Возвращаем ли эту любовь своей радостью быть вместе? Возвращаем ли эту любовь своим безграничным человеческим счастьем быть причастниками от единой Чаши? Или эта любовь в нас гибнет, когда мы даже в своей Церкви, в своей семье все еще отдаем из себя горькие слова упреков, желчь ненависти, духоту непрощения, несвободу от греха, который связал нашу совесть? Что мы отдаем взамен Его божественной любви?
Любовь в Церкви – это верность во всем Матери Церкви, это тогда, когда мы слабого поднимаем и испачкавшегося очищаем, это тогда, когда мы немощного проведаем и нуждающемуся отдаем от себя. Любовь в Церкви – это не тогда, когда все понятно и все ясно, а тогда, когда ты для каждого, кто прикасается к тебе даже тогда, когда ты не все это понимаешь, остаешься настоящим, верным, любящим, искренним человеком.
Ведь однажды и лепет детей не понимают вокруг. Но если бы на этот лепет отвечали бы таким же лепетом, такими же звуками, разве дали бы им силу вырасти? Сила нашего роста, возмужания – это движение Духа Божия к нам и от нас, это не тогда, когда любят только меня, это тогда, когда я люблю вначале и с благодарностью принимаю иную любовь.
Любовь не та, о которой мы размышляем с движением, с вскипанием крови, - как говорит святитель Игнатий. А любовь, в которой мы видим присутствие Божие, не своего удовлетворения и насыщения ищем, а свободы в Боге, радости в Нем, утешения, – как об этом сегодня будем просить Бога.
Таинство Святой Живоначальной Троицы – это таинство любви. И сегодня сейчас, начиная богослужение во время которого будем призывать Духа Святого сойти на нас, мы попросим сойти Его на нашу любовь, и покажем ему настоящую любовь, не страстную, не пошлую, не испорченную, не растоптанную, не преданную, не изменчивую, какая в нас она бывает, переставая быть любовью. А покажем ему наше искреннее, подлинное, единственное желание быть счастливыми, быть любимыми и любить.
Покажем Ему чистоту нашего сердца, откроем Ему самые темные закоулки нашей жизни, все наши тупики наших принятых напрасно решений, все наши ямы падений и неправд, чтобы Он их Своим Духом выправил, наполнил светом, чтобы Он пробил эти мрачные стены Своим Божественным светом, отдадим Ему все наши мрачные закоулки, чтобы Он освятил их Своей любовью. И тогда, выпутавшись из них, отдадим Ему и свою благодарность, и свою любовь, и свое счастье, и свою жизнь, которую Он подарил нам.
Сейчас во время призывания Святого Духа помолимся о себе самих и о тех, которые заблудились вместе с нами. Помолимся и о тех голосах, которые мы прекратили и перестали слушать и прислушиваться к ним, потому что все слушали свои собственные голоса. Помолимся о тех, кого обидели словом. Помолимся о тех, кого обидели неправдой, кого обидели гневом. Помолимся о тех, на любовь которых не ответили своим жёстким сердцем, своей душой, испорченной совестью. Помолимся о тех, кто остался в тупиках нашей жизни, чтобы Бог их вывел оттуда.
И если после этой молитвы ты все еще будешь о ком-то злиться, значит твоя молитва была не искренней. И если после этой молитвы ты ещё кого-то будешь ненавидеть, значит ты ещё остался черств к любви Божией, значит ты еще не сделал шаг к своему счастью.
Но если ты в своем сердце почувствуешь свободу и свет, сможешь простить, сможешь не злиться и перестать ненавидеть, значит в тебе стало больше Бога, больше света, значит теперь твоя дорога будет светлей и твой путь будет до неба.
Изо всех сил своей души, как только мы можем, изо всей своей веры, сколько в нас есть сил, изо всей своей надежды обратим сейчас свои мысли, свое сердце, все свое прошлое, свое настоящее к вечному Богу и будем просить Его: Ты, Отец, Ты, Сын и, Ты, Дух Святой, Ты единый Бог, любящий и принимающий любовь, прими мою надежду и мою малую любовь, и подари мне Свою любовь, Свой свет, мою жизнь. Аминь.
16 июня 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска