О Символе веры

15.06.2019
Просмотры: 1277

«Христос – Бог, а значит и воплотившаяся любовь Бога, омывающая Своей Кровью первородный грех, вновь возвращает нас в объятия Отца. Утверждение Символа веры и верного исповедания Бога для каждого из нас – это не просто слова, которые мы повторяем изо дня в день, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, это то самое движение Духа, это то самое единение духа, о котором молится сегодня Христос Спаситель в Своей первосвященнической молитве».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

За Божественной литургией мы приблизились к очень важному исповеданию веры. И сейчас мы всем храмом будем петь молитву, которая именуется Символом веры, молитву, которая содержит в себе оточенное за тысячелетия жизни Церкви исповедание Бога Святой и Живоначальной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, исповедание догматов, учения Церкви. И это исповедание родилось не на пустом месте. Это исповедание стало естественным воплощением подлинной, свободной от всякого греха и от всяких условностей любви человека к Богу.

Ведь всегда самой наивысшей точкой нашего исповедания пред Богом является наша преданная Ему любовь, воплощенная в исполнении Его слова. Именно об этом была дискуссия отцов Первого Вселенского Собора, которых сегодня мы вспоминаем. В далеком от нас 325 году, собравшись в Никее, они осудили ересь Ария, человека, который ложно учил о Христе, говоря, что Он есть не единосущный Богу, не воплотившееся Слово. А ложно уча, что это тот, кто принял от Бога некую силу, но Сам не является воплощением Предвечного Бога.

На первый взгляд простая особенность богословского восприятия в себе таила самое глубокое поражение, которое может быть для человека в вере, когда Бог оказывается вне жизни человека. В том смысле, когда Бог как бы со стороны управляет или воздействует на человека, но не действует в самом человеке, став человеком.

Я поясню, о чем идет речь. От сотворения Адама и Евы, они слушались слова Божьего. И мы знаем, что это послушание сохраняло их вместе друг с другом и с Богом. Всякое послушание слову Божию делает человека открытым для этого слова, и слово в человеке действует необыкновенной свободой, пространством, слово в человеке действует, даруя человеку самую драгоценную радость, которая только может быть – быть в Боге, быть рядом со своим Создателем, видеть и осязать своего Создателя, общаться с Ним не издалека, как раб с господином, а так близко, как может общаться сын с отцом.

Мы знаем, что льстивый дьявол искусил наших прародителей, и они, отпав от послушания слову, отпали и от Бога. Господь же не отпал от человека, и Своей отцовской любви нисколько не изменил.

Напротив, теперь не сохранившие любви через слово, к ним приходит Бог, показывающий любовь через кровь, через Свою жертву. Бог воплощается. Господь, Святая Живоначальная Троица являет Себя в воплощении Сына Божия, в Боговоплощении, в воплощении Единосущного Отцу, в воплощении Ипостаси Божества, Самого Бога, не умалившего Себя до человечества, не лишившего Себя божественности, а вместившего Себя в человеческую плоть, воплотившегося для того, чтобы посредством Своей крови явить Свою Божественную любовь.

Если Христос не Бог, то тогда и кровь Его – не любовь. Если Христос не Бог, то тогда и жертва Его совершенно напрасна. Если Христос не Бог, тогда и человек не вернулся к Отцу, тогда его искупление не совершилось, тогда для него вечность закрыта. Тогда если Христос не Бог, смерть побеждает.

Святые отцы Первого Вселенского Собора утвердили почитание Господа и Спасителя Христа как воплотившегося Создателя, как воплощение Ипостаси Пресвятой Живоначальной Троицы, и осудили ересь Ария, ложно учащую о Христе.

Христос – Бог, а значит и воплотившаяся любовь Бога, омывающая Своей Кровью первородный грех, вновь возвращает нас в объятия Отца. Утверждение Символа веры и верного исповедания Бога для каждого из нас – это не просто слова, которые мы повторяем изо дня в день, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, это то самое движение Духа, это то самое единение духа, о котором молится сегодня Христос Спаситель в Своей первосвященнической молитве. Да будут, - говорит Он, - они едины, как и Мы едины.

Истинное исповедание Бога – это право сына называть Бога, своего Отца по Его имени. Кто знает имя Отца, тот и сын Ему. Кто знает и исповедует имя Божие, тот и верный Ему. Кто лживо, обманно, кто через соблазн неверно исповедует это имя, тот теряет свое сыновство. И эта потеря становится самой горькой из тех потерь, которые могут быть в человеческой жизни. Ведь наше главное призвание – оставаться Ему детьми, а Его всегда через исполнение Его слова видеть и в себе животворить настоящим Отцом.

Символ веры – это не сложное сочетание слов, которые для кого-то могут, если в первый раз прочитать, показаться совершенно непонятными, это верное направление, если хотите, это карта или компас, которые приводят нас в надёжное место. И если мы хотим выбраться из топкого болота своих человеческих страхов, своих человеческих пороков, страстей, гордости, непокорности, лживости, изменчивости, двуличия и лицемерия, и прочего болота, нам стоило бы изучить карту – как выйти из этого болота.

И шаги, которые выводят нас из этой трясины – это догматы Символа веры, которые мы сейчас вновь соборно в храме, каждый прилагая к нему свой голос, озвучим. Но не просто скажем слова этой молитвы, но свой голос приложим, во-первых, к единству нашей Церкви, которое сохраним, прежде всего, в любви к отцам, давшим нам четкое, ясное, безусловное понимание Самого Бога, Которое Он открыл им посредством Своего Духа.

Наша соборность, которую сегодня мы олицетворяем не только общей молитвой в храме, не только присутствием друг с другом является ещё и нашей ответной любовью Тому, Кто Един в Трех Лицах и Единосущен в Своем Существе, Отцу и Сыну и Святому Духу, Одному Богу в Трёх Лицах славимого и поклоняемого.

Сегодняшнее наше исповедание веры – это любовь к воплотившемуся Слову, Господу и Спасителю Христу, о Котором мы учим и знаем так, как сами были научены Им святые апостолы, а апостолы научили своих учеников, как это учение не раз подтверждалось всей Церковью, и сегодня воспоминаемом ныне событии Первого Вселенского Собора. Наша любовь к Богу – это то, что Он Сам открыл о Себе, а Церковь запечатлела это в своем исповедании дороги, которые избирают и которую мы избираем, двигаясь к Нему.

 Всем своим сердцем, всей своей душой, все своей надеждой, всей своей любовью, всей своей верностью поклонимся Святой Живоначальной Троице, исповедуем веру в истинного Бога, доверившего Себя нам в Своей тайне божественного бытия и давшего нам радость познания Его, как Отца, как настоящего и любящего Отца, явившего Свою любовь теперь в воплотившемся Слове и в Крови Божественного Искупителя, Господа и Спасителя Христа. Аминь.

9 июня 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

 

1277