Об источнике счастья

04.06.2019
Просмотры: 1374

"Сегодняшний праздник избавления Москвы от нашествия завоевателей и память Владимирской иконы Божией Матери, повторюсь – это не просто то, что было тогда, а то, последствием чего живём мы сейчас. Тогда наши предки исправились, и их потомки живы. Теперь, чтобы нашим потомкам жить, мы знаем, где источник счастья. И этот источник счастья не в том, что мы можем всем показать свои острые ножи. Острыми ножами хвалятся и убийцы. Источник нашего счастья, что мы своим детям можем показать свои чистые души, свою светлую совесть, свою настоящую веру, свою глубокую и живую любовь".

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, братья казаки, ко всем вам обращаю слова пасхальной радости: Христос воскресе!

Сегодня мы собираемся здесь в храме, освященном в честь Владимирской иконы Божией Матери, чтобы вспомнить событие, которое отстоит от нас на многие и многие столетия и совершилось в XVI веке в Москве, но событие, которое, однажды совершившись, продолжает действовать на каждого из нас своими последствиями. Именно поэтому мы эти события и вспоминаем. Если бы эти события были бы бесплодны, если бы они были бы событиями одного дня, одного события, одного города, событиями, одних действующих лиц, то они, скорее всего, с этими бы действующими лицами, оставшимися в прошлом, ушли. Но эти события продолжают действовать и по сей день своим особым присутствием, наступившим последствием.

Итак, сегодня мы вспоминаем избавление Москвы от нашествия татаро-монгольского воинства. Когда в XVI веке Мехмет Гирей со своим воинством уже был совсем близко к Москве, то люди, живущие в этом городе, готовились оборонять свой дом. Это естественно, когда мы чувствуем опасность, которая подступает к стенам наших домов, наших семей, наших традиций, наших обычаев и устоев, естественно становится в силу всего своего роста, чтобы защитить их для того, чтобы остаться самими собой. Именно это и защищали москвичи и те, которые были вместе с ними. Они защищали не просто возможность говорить на своем языке и жить своей верой и своими традициями. Они отстаивали себя самих, каковы они теперь.

И вот тогда, когда часть жителей готовились к обороне, другая часть горячо молились Богу о заступничестве. Понимая расклад сил и размышляя о том, что в этом естественном обозримом, взвешенном, как говорил бы современный человек, состоянии можно было бы смело готовиться к самому худшему, последнее, что они могли делать по-человечески – это молиться и не бояться. Последнее, что они могли явить своей человеческой доблести – это верность Богу и верность своим предкам, верность небу и своей земле, родной земле и родному небу.

Тогда вместе с духовенством, народом Божиим все молились перед иконой Божией Матери, именуемой Владимирская, которая многократно являла свою благодатную помощь тем, кто обращался к ней. И тогда эта икона отображала весь народ. Она не только несла в себе изображение Самой Пречистой Преблагословенной Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, но отображала ещё и древнее библейское пророчество, которое была произнесено словами, обращенными к Самой Пречистой Богоматери: «и Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк 2:35)». И перед иконой Богородицы видели не только Ту, Которая может заступиться, но, прежде всего, Ту, Которая имеет ещё большую силу – выпросить прощение. Каждый раз, когда мы, бывает и в своей собственной семье, если вспомним свои детские годы, сделаем что-нибудь неверное, неправильное, то сначала просим прощения у своей матери, а потом просим, чтобы она, когда простит, попросила о нас у отца, чтобы он ради любви к ней простил нас.

Жители города приходили к этой иконе и в ней видели все свои кривды, все свои слабости и падения. Они понимали, что теперь стены города могут точно так же упасть, как падали они сами. Ведь грех, он разрушает человеческую жизнь. Победа дается только верным. Победа дается доблестным. Победа дается настоящим воинам. А каков же ты будешь воин, если ты не можешь победить собственного греха? Как ты заступишься за другого? Как ты заступишься за свой город, за своих друзей, если ты не можешь в себе победить греха? Победителями становятся не с оружием в руках, а с чистой совестью. Не щит и меч защищают нас, а добрая, настоящая, открытая жизнь с пламенным сердцем – тогда они любого человека делают настоящим героем. Тогда Бог берёт этого человека в Свои руки.

Жители города Москвы в том далеком от нас XVI веке, в 1521 приходили и молились Богородице, и просили Ее: «Ты прости нас за наши битвы, в которых мы не победили, Ты прости нас за наши битвы, в которых мы проиграли». Не потому что игрались, а потому что не выстояли, не выстояли поста, не выстояли молитвы, не выстояли доброй жизни, правильных поступков, поступали как хотели. А теперь стены наши трясутся, враг подступил очень близко, и сладость бывшей жизни теперь не радует. Как было сладко тогда, и как горько теперь. Богородица заступилась за тех, кто пообещал победить, кто пообещал преодолеть в себе что-то. И тогда сила народа заключалась не только в том, что они были готовы драться до последней капли своей крови, но заключалась ещё в том, что после этой драки они станут другими. Они пообещали исправить свою жизнь. Они пообещали Богу крепкой веры. Они пообещали поменять в своем доме и весь свой взор обратить не в себя. а в святой угол, к горизонту жизни, к Богу.

Господь принял эти обещания и, прежде чем они подняли свои мечи, и прежде чем они вышли на оборону своего города, и прежде чем полилась бы русская кровь, Сама Пречистая явилась в угрожающем и странном для Мехмет Гирея видении и сказала ему отступить от своего дела. Страх, смущение посетили хана, а от него и все войско. И они отступают, и Москва не гибнет, и кровь не льётся. Потому что раньше полилась молитва. Стены не падают, потому что раньше встала в полный рост совесть. Дома не пустеют, потому что раньше в душе появился свет надежды. Никого не хоронят, потому что раньше через покаяние похоронили грехи. Победы даются верным. Победы Бог даёт тем, кто живёт Его победой, Его Пасхой и каждый день в себе побеждает смерть, грех, прошлое, липучее, от чего стоило бы давным-давно отказаться.

Сегодняшний праздник избавления Москвы от нашествия завоевателей и память Владимирской иконы Божией Матери, повторюсь – это не просто то, что было тогда, а то, последствием чего живём мы сейчас. Тогда наши предки исправились, и их потомки живы. Теперь, чтобы нашим потомкам жить, мы знаем, где источник счастья. И этот источник счастья не в том, что мы можем всем показать свои острые ножи. Острыми ножами хвалятся и убийцы. Источник нашего счастья, что мы своим детям можем показать свои чистые души, свою светлую совесть, свою настоящую веру, свою глубокую и живую любовь. Куда больше это обрадует наших детей. И тогда, наверное, в том далеком XVI веке детвора больше радовалась не визгу мечей, а с тревогой вместе с родителями от звона колоколов бежали в храм, и видя, как на коленях со слезами их родители молятся, молились и они, чтобы звон колоколов освящал нашу русскую землю. Не звон мечей и не взрывы орудий защищают людей, а светлые души, настоящая и искренняя дружба делает нас людьми.

Когда ты в руках держишь меч, он просит крови. А когда ты в руках держишь свечу, она просит света. Тогда наши предки умылись этим светом. И сегодня, когда мы лобызаем Владимирскую икону Божией Матери, мы просим, как и тогда, так и теперь о мире в нашей земле, и о том, чтобы этот мир наступил через нас. Мы слагаем перед Ней все свои оружия и говорим: больше я не в этих ложных доспехах, доспехах своей гордости, надменности, своих страстных желаний, теперь я в простой одежде своей надежды на Бога, любви к Нему, прощения других, а самое главное, теперь я на светлой дороге исправления своей жизни, в прошлом проигрыш войн, в которых я не победил. Теперь настоящая битва с собственным грехом. Вот тогда победа наступит для всех. И Богородица, как тогда устрашила Своим видением захватчика, так и ныне любому видимому и невидимому врагу явит Себя и скажет: Моего не тронь. И никто не сможет не поверить Той, Которая выше Херувим и славнее Серафим, Которая рядом со Своим Сыном Господом и Спасителем Христом, Победившим смерть. Аминь.

3 июня 2019 года. храм Владимирской иконы Божией Матери города Новопавловска

1374