О глубоком молчании Христа

22.04.2019
Просмотры: 1144

"Вербное воскресенье – это торжество неизменяемой любви Бога Отца к нам, это удивительная тишина среди всех наших разногласий, это удивительная сила, которая соединяет все наши разные берега, это удивительный прозрачный воздух, в котором становятся ценны наши слова, а слова пустые и ненужные падают и разбиваются. Вербное воскресенье – это глубокое молчание Христа, в котором Он вслушивается во все наши голоса, Своих детей".

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сёстры, дорогие друзья, мы сегодня совершаем воспоминание удивительного, пожалуй, самого печального праздника, который только может быть – Вербного воскресенья.

Мы в жизни бываем крайне переменчивы, и вся наша переменчивость, конечно, как нам может показаться, зависит от разных обстоятельств. Мы то любим, то не любим, то верим, то не верим, то дружим, то перестаем дружить, то желаем, то отвергаем, то приходим, то убегаем и прячемся. И каждый раз, когда мы изменяем своему решению, вчерашнему слову сегодня: вчера говорим «да», сегодня - «нет», мы, конечно же, находим этому изменению множество оправдывающих обстоятельств.

Но если совершенно откровенно посмотреть на собственную жизнь, то окажется, что за всеми этими изменениями стоит моя большая нелюбовь к Богу. Ведь каждый раз, когда мы ухватываемся своей любовью за своего Творца, тогда мы всегда следуем за Ним, и всё, что любит Он, любим и мы, и всё, что говорит Он, говорим и мы, что делает Он, делаем и мы. Как только мы отстаем от Него, мы становимся очень переменчивы. И во всей нашей переменчивости, пожалуй, самое трагичное то, что мы постоянно в этом, нередко, виним окружающее нас и очень, очень нечасто, очень несмело и очень нерешительно говорим себе: «это я изменил своему слову», «это я изменил данному обещанию», «это я предал», «это я забыл», «это я потерял».

Как же восстановить в себе самом твердость слова, а значит и твердость жизни? Человеку это невозможно без помощи Божией. Однажды искаженная человеческая совесть, однажды измененная человеческая жизнь теперь не может сама себя поменять – к ней должен прикоснуться Тот, Кто создал ее.

И Бог приходит в человеческий мир. Господь воплощается и вот ныне торжественно входит на шумные улицы нашей жизни. Торжественно, как царь, с криками «осанна! благословен Грядущий во имя Господне!» (Ин 12:13), Он входит в область всех наших противоречий, всех наших «да» и «нет», «люблю» и «не люблю», «живу» и «мёртв», Он входит в область наших противоречий, чтобы постоянством Своей любви Отца вернуть нам постоянство сына и Своей дочери.

Бог не изменяем. И даже тогда, когда я говорю Ему: «не верю», Он неизменяемо верит мне. И даже когда я говорю Ему: «Ты не слышишь меня», Он неизменяемо слышит эти слова. И даже тогда, когда я говорю: «не люблю», «не хочу», «не буду, забуду, выброшу», Он говорит мне: «даже если и мать тебя забудет, Я не забуду тебя никогда». Моя любовь к тебе всегда, и Моя вера в тебя всегда, потому что ты – Моё создание, в тебе Мой образ, в тебе Моя жизнь, в тебе Моя любовь – и она всегда.

Когда Господь въезжал в Иерусалим, и вокруг шумел народ, торжествуя недавнее чудо, которое Он сотворил – воскресил из мертвых Своего друга Лазаря, и вокруг люди кричали: «осанна в вышних!», несомненно, Господь знал, что этим первым шагом в шумные улицы города и торжеством людей Он ходит в нашу изменчивость, и знает, что совсем скоро кричащие и любящие скажут: «распни, распни Его». Но идет Он не с унылой душой, идёт Он не с повинностью осужденного на смерть, Он идёт со Своей торжествующей любовью Отца, торжествующей, потому что в Нём-то ничего не меняется, торжествующей, потому что Он-то не меняет отношения к нам, потому что Он не забывает наших однажды сказанных слов и всё силится воскресить их, как семя бросить в жизнь, чтобы это семя принесло плод.

Вербное воскресенье – это торжество неизменяемой любви Бога Отца к нам, это удивительная тишина среди всех наших разногласий, это удивительная сила, которая соединяет все наши разные берега, это удивительный прозрачный воздух, в котором становятся ценны наши слова, а слова пустые и ненужные падают и разбиваются. Вербное воскресенье – это глубокое молчание Христа, в котором Он вслушивается во все наши голоса, Своих детей.

Как же Господь ещё мог показать Свою любовь, как не запечатлеть ее на Кресте? Как же Бог ещё мог показать Свою любовь, как не прийти в наш кажущийся нам такой сложный мир? Но на самом деле мир этот сложен только оттого, что мы сами бываем в нём очень изменчивы. Господь приходит в Иерусалим, чтобы показать, что Он очень любит нас. Тогда люди срывали ветви и кричали: «благословен Грядущий Царь!»

Сегодня мы тоже стоим, в руках держа вербы, ветви и цветы, и подражаем тем древним людям древнего города и говорим: «Господи, Ты идёшь в нашу жизнь», и Он молчаливо смотрит сегодня на каждого из нас. Он не поджидает, пока мы оступимся, Он не поджидает, пока мы ошибемся, Он как Отец молчит, потому что берёт на Себя всю тяжесть наших слов, всю тяжесть наших поступков, все камни наших обид, всю глубину нашего отчаяния, нашей неблагодарности, нашей нелюбви, Он молчит, потому что всё это берёт на Себя.

И всё, что мы можем сказать Ему: «благодарю Тебя, Отец». И всё, что мы можем сказать Ему, идущему умирать: «я постараюсь Тебя любить». Он идёт без упрека, Он идёт даже без нашей просьбы, как отец никогда не ждёт, когда ребёнок позовёт его. Он идёт, потому что любит.

 И мы сегодня радуемся этой любви, и мы сегодня эту любовь так смело сжимаем в своих руках, и мы сегодня эту Его надежду на нас так смело принесем в свои дома, и мы сегодня Его молчание так жадно впустим в свою жизнь, чтобы, наконец, перестать быть противоречивыми, чтобы, наконец, понять, что самой главной силой нашей собственной жизни является Его неизменчивая любовь и дружба и отцовство, а в ней мы можем стать счастливыми.

Наступает Страстная седмица, и мы увидим в этой седмице многих людей. Мы увидим себя. Мы увидим себя продающего, мы увидим себя испугавшегося, мы увидим себя слабого, мы увидим себя трусливого, мы увидим себя неверного, мы увидим себя ревнивого, ревностного, решительного, мы почувствуем слёзы Матери у Креста, и увидим Его Воскресение ради нас, для нас.

И сейчас во время Божественной литургии давайте горячо помолимся о тех, о которых мы так противоречиво иногда, разделяя свою жизнь, думаем, помолимся о тех, о которых мы забыли, которых мы разлюбили, с которыми мы перестали дружить, о которых мы стараемся не вспоминать – помолимся о них, потому что Бог сегодня вспоминают всех нас, всех нас по Своей неизреченной отцовской любви, Идущий в шумный город, по пыльной улице нашей жизни и Принимающий радостное приветствие: «благословен Грядущий во имя Господне!». Аминь.

21 апреля 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

 

1144