О неверности и лукавстве

11.04.2019
Просмотры: 1617

"Сегодняшнее Евангелие острием слов Христа Спасителя о неверных и лукавых обращается к каждому из нас. И так часто, Господи, так часто мы с готовностью оплакиваем и печалимся о болезни своих детей, чтобы не плакать о своих болезнях и о своих грехах, о своём неверии и о своём черством сердце, о своей испорченной совести и о своём несвободном бытии. Вместе с сегодняшним отцом, который исцелился и исцелил своего сына, из всей своей надежды, которая в нас только есть, которая в нас ещё осталась, обратим к Богу себя со словами: «верую, Господи», - исповедуем надежду на Него; «верую, Господи», - исповедуем любовь к Нему; «верую, Господи», - исповедуем свое сыновство к Отцу, - «помоги моему неверию»".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я поздравляю всех с праздником Благовещения и с воскресным днём! В этот воскресный день Евангелие зовёт нас подумать о том, почему болеют дети. Я прочитаю Евангелие, которое мы только что слышали для лучшего понимания церковнославянского языка и для того, чтобы поразмышлять над этим Евангелием.

Апостол и евангелист Марк пишет следующее: "Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько‐нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет". (Мк IX, 17–31).

Боль от скорби детей – наверное, для любого родителя это самая нестерпимая и самая малообъяснимая боль, потому что очень часто мы пытаемся искать объяснение вещам, происходящим вокруг нас, и в особенности, в близких и дорогих нам людях вне нас. Вообще мы очень часто думаем, что всё происходящее оно как будто бы происходит извне и стремится к нам. Мы свыклись с той мыслью, что всё происходящее, и в особенности, с нашими родными как бы от нас не зависит. А нам это доставляет только боль и скорби. Особенно тогда, когда самые родные, самые близкие, кажущиеся самые беззащитные, немощные наши дети начинают болеть и страдать. И тогда ни отцовское, ни материнское сердце не находит себе покоя.

Вот и сегодняшний отец в Евангелии приводит ко Христу своего сына. Сколько этот отец пережил вместе со своим сыном! Он уже почти свыкся с этой болью, но всё ещё никак не мог ответить на самый главный вопрос: почему же никто не может помочь его сыну? И этот вопрос он задаёт и Христу, и как бы в упрёк говорит, что и Твои ученики не могли помочь ему избавиться от болезни. Всё как будто бы зависит от каких-то обстоятельств, от удачи или от каких-то других обстоятельств, но только не от меня. Этот отец после слов, что ученики не могли исцелить сына, слышит укор Христа Спасителя. И признаюсь, когда я вновь читал это Евангелие сейчас вместе с вами, этот укор таким острым проникновением врывается в самую глубину совести. "О, род неверный и лукавый! До каких пор Я буду с вами?" 

Да, очень часто, очень часто все наши боли и потери, все наши неудачи и промахи мы относим к другим. Это, мол, они – обстоятельства, люди, окружение, время, место, город, улица, соседи – кто угодно – это они. Но на всё то, что ласкает меня, я говорю: «это я, конечно, это я». Лукавство и неверность бывает именно тогда и проистекает именно от того, что принадлежащее мне я своим не признаю, а не принадлежащее мне я стараюсь забрать себе. О чём я? Христос беседует с отцом. И продолжая вникать не в болезнь сына, а в болезнь отца, задает ему вопрос: как давно болеет твой сын? И задает этот вопрос, не потому что не знает ответа на него, но потому что знает, что болезнь сына проистекает совсем от другого – от болезни отца.

Все боли и все разочарования, все слёзы и всё одиночество очень часто бывает продолжением болезни моей собственной души. Сначала я поражаю свою душу, связывая ее несвободой греха, а потом говорю: «как мне тесно в этом обществе». Сначала я поражаю свою свободу, связывая эту свободу зависимостью, страхом, связывая ее невозможностью и нежеланием, и леностью сделать первый шаг, а потом говорю: «ничего нельзя исправить», и живу в этой канаве. Сначала я канавой делаю свою душу, свое сердце наполняю недобрыми мыслями, дурными поступками, связанной волей, а потом из этой канавы говорю, что «не видно солнца и просвета в моей жизни», и к кому не прикоснусь, всех мараю грязью.

Я приводил, - говорит, - к Твоим ученикам его, и они ничего не могли сделать. Виноваты все, даже Ты. Когда Христос слышит ответ любящего и несчастного отца о болезни сына, что тот страдает с детства, тогда прямо говорит ему на его просьбу: «если можешь, помоги», отвечает: «веруй, сколько ты можешь». Чтобы увидеть солнце, его не нужно притягивать в канаву, нужно встать из этой канавы. Чтобы вздохнуть полной грудью, не нужно расталкивать всех вокруг, а напротив, нужно отпустить из своих рук тех, которых ты так до невыносимости прижал к себе, поработив себе, и теперь не можешь свободно дышать. Отпусти их, дай им свободу, и ты будешь свободен.

Чтобы сделать шаг – для этого тебе не нужна широкая и светлая и ровная дорога – для этого тебе нужно свободное движение твоей воли. Встань и пойди. Ты просишь милости – так возьми ее, эту милость. «На», - говорит Господь, - «сколько можешь верить, веруй». «На», - говорит, протягивает ее, эту милость каждому из нас. Да, взять-то нам ее нечем, руки скованны, ноги спутаны, в сердце смущение, в уме отчаяние, весь гибну. Чтобы освободиться от всего, Господь говорит: «веруй сколько можешь». Вера – это удивительный дар, который, как первый луч солнца мало-помалу разрезает ночь, отделяя от дня, тьму губя светом. Вера – это такое удивительное дуновение Божие, которое всегда найдет в нас место, только хотя бы немного верить. Что же это значит верить? Это значит не бояться сделать первого шага, это значит не бояться выбросить из своих рук тех и то, что ты так жёстко прижимаешь к себе, называя своим, это значит впустить в свое сердце прощение, это значит освободить свою душу от злой памяти, это значит дать себе свободы благодарить, признаться в любви, дружить, молиться.

Блаженный Августин говорит, что когда в нас отсутствует вера, она губит молитву, и тогда Бог не слышит нас, не потому, что Он глух к нашим просьбам, а потому что мы становимся немыми из-за того, что теряем веру. Отец только теперь понял – он источник болезни и боли в этом доме. И его несчастный сын, на которого смотрел отец – это образ его собственной несчастной души, которую бросает то в огонь, то в воду, немую, души, с отнятой свободой, или правильнее сказать, подаренной свободой греху. Отец плачет и кричит: «помоги моему неверию». Уже не сыну – мне помоги, Господи. Потому что его неверие страшнее болезни сына. Когда сын не отдается действу этого злого демона, то должно быть он по-детски обнимает и ласкает своего отца, но этот несчастный человек уже и это свойство утерял от своей жизни, лишенной веры. Христос исцеляет сына, вместе с тем, как исцеляется отец. Неверие отца и было источником болезни сына.

Наши собственные дурные поступки, наши плохие слова, наши забытые обещания, наши растоптанные надежды и становятся источником болезни для наших детей. И когда ребёнок начинает болеть, первое, кого нужно лечить – нас, себя. Первое лекарство, которое надобно принять – это лекарство веры. Первое, чем нужно запастись – это такой верой, которая откроет широкое окно для любви, для надежды, это такой верой, которая никогда не лишит радости общения с теми, кто нам дорог.

Сегодняшнее Евангелие острием слов Христа Спасителя о неверных и лукавых обращается к каждому из нас. И так часто, Господи, так часто мы с готовностью оплакиваем и печалимся о болезни своих детей, чтобы не плакать о своих болезнях и о своих грехах, о своём неверии и о своём черством сердце, о своей испорченной совести и о своём несвободном бытии. Вместе с сегодняшним отцом, который исцелился и исцелил своего сына, из-за всей своей надежды, которая в нас только есть, которая в нас ещё осталась, обратим к Богу себя со словами: «верую, Господи», - исповедуем надежду на Него; «верую, Господи», - исповедуем любовь к Нему; «верую, Господи», - исповедуем свое сыновство к Отцу, - «помоги моему неверию».

Покаемся в своих слабостях и промахах, в своих связанных и нерешительных поступках, в своей отданной на растерзание греху свободе. «Помоги моему неверию» - принесем Ему покаяние как освобождение своих рук, освобождение своих ног, чтобы Он в наши руки вложил Свою любовь, а нашим ногам дал путь, ведущий к Нему, к живому и истинному любящему Отцу и Богу. Аминь.

7 апреля 2019 года. Благовещенский храм города Минеральные Воды

1617