О Страхе Господнем

08.04.2019
Просмотры: 6388

"Когда я боюсь Бога, я перестаю бояться всего другого. Святые отцы говорили: помни последний свой день, бойся Бога, и вовек не согрешишь. Когда ты боишься Бога, то ты не боишься осуждений, ты не боишься злых слов, ты не боишься никаких обстоятельств жизни. Ты как будто бы не замечаешь своей жизни вокруг себя, потому что всё у тебя собрано воедино. Сейчас откроется дверь, и войдёт Он – Божественный Странник. Вся твоя жизнь сосредоточена на Боге. И тогда уже ничто не тревожит тебя. И как восклицает апостол ничто меня не разлучит от любви Божией: ни высота, ни глубина, ни даже сама смерть, ничто меня не разлучит от любви Божией. Но эта любовь начинается с того, что я начинаю использовать естественное свойство души – бояться, и боюсь Бога, не наказывающего, а Того, Которого не успею встретить, не подготовлюсь и боюсь, тороплюсь, спешу всё сделать, чтобы порадовать Его".

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, прежде всего, я хотел бы порадоваться вместе с вами соборной молитве и особенно тепло поприветствовать тех, кто сегодня причащался Святых Христовых Тайн. Божественная Евхаристия, Причащение Святых Христовых Тайн самым ощутимым образом делает нас единым Телом Господа и Спасителя Христа, и совершая Божественное Причащение по заповеди Христовой, когда мы творим это в Его воспоминание, и Господь воспоминает каждого из нас, входя в нас Своим Божественным Причащением, Телом и Кровью, обновляет нашу совесть, питает ее, даёт нашей совести силу преодолевать то, что противно воли Божией и Его замыслу о нас, преодолевать грех.

Сегодня вместе с вами я хотел бы поразмышлять о страхе. Наверное, трудно найти человека, который мог бы сказать, что никогда ничего не боялся или не боится. Эта наша особенность – страх, который бывает в нас, связан с разными обстоятельствами нашей жизни. Для одних – это опыт. Для других – боязнь, которая проистекает от пережитого. Для третьих – эта боязнь проистекает от недоверия. Кто-то от неизвестности боится, кто-то боится чужой силы, кто-то боится чужой власти. Наверное, трудно найти человека, который бы вовсе не боялся. И надо сказать, что страх вложен от Бога в нашу душу, как естественная часть или свойство наши души. Но вот мы это свойство не всегда правильно, если так можно сказать, по назначению применяем.

К примеру, нашей душе свойственно желать. Апостол Иаков говорит нам о том, что бывает с нами, когда мы желаем не во благо. Говорит так: желая, не имеете, не имея, раздражаетесь, а раздражаясь, гневайтесь и совершайте разные преступления. Само по себе желание – это свойство, которое Бог дает нам. Но когда мы его употребляем не во благо, мы лишаемся естественного употребления вот этого свойства и приобретаем поражение. Также и страх.

В Священном Писании мы читаем, что начало премудрости – страх Господень (Притч. 1:7). Естественно каждому из нас переживать трепет и страх перед Богом. Но это не тот страх, который в нас бывает от наших плотских чувств, не тот страх, который питается нашими низменными чувствами, естеством, скованным грехом, как боится преступник наказания от палача, как боится тень солнца, как боится тьма света. Страх Господень – это не тот страх, который боится того, что теперь его не станет, того, кто носит этот страх. Мол, я боюсь, что меня теперь не будет. Нет, страх Господень – это боязнь потери общения с Богом, это не боязнь того, что Он придёт и накажет. А боязнь того, что когда Он придет и спросит, мне нечего будет сказать, а значит, тем самым я не покажу Ему своей радости.

Ну вот, как если бы путник шел к нам в гости, и мы знаем, что рано или поздно он достигнет нашего дома, и мы готовимся к встрече с ним, не потому что его надобно обязательно накормить, напоить с дороги, а для того, чтобы показать ему, что мы ждали. Как путник узнает, что мы его ждем? Когда войдёт в наш дом, увидит накрытый стол, и неважно, что на нём будет. Но точно он скажет: «вижу, ты ждал меня», - и обрадуется встречи с нами. Или войдёт в наш дом и не найдёт никакого приготовления, и скажет: «должно быть меня здесь не ждали, пойду я в другой дом, здесь мне не рады».

Вот страх Господень – это как белая скатерть на столе, так чистая совесть в теле, это то, что готовит нас к встрече с Богом, это то, что избавляет нас от всего ненужного и лишнего, то, что нас высвобождает от другого. Когда я боюсь Бога, я перестаю бояться всего другого. Святые отцы говорили: помни последний свой день, бойся Бога, и вовек не согрешишь. Когда ты боишься Бога, то ты не боишься осуждений, ты не боишься злых слов, ты не боишься никаких обстоятельств жизни. Ты как будто бы не замечаешь своей жизни вокруг себя, потому что всё у тебя собрано воедино. Сейчас откроется дверь, и войдёт Он – Божественный Странник. Вся твоя жизнь сосредоточена на Боге. И тогда уже ничто не тревожит тебя. И как восклицает апостол ничто меня не разлучит от любви Божией: ни высота, ни глубина, ни даже сама смерть, ничто меня не разлучит от любви Божией. Но эта любовь начинается с того, что я начинаю использовать естественное свойство души – бояться, и боюсь Бога, не наказывающего, а Того, Которого не успею встретить, не подготовлюсь и боюсь, тороплюсь, спешу всё сделать, чтобы порадовать Его.

Нередко мы это естественное свойство употребляем на другое. Мы боимся то болезней, то дурных слов, то обстоятельств каких-то. Мы боимся каких-то внешних явлений и знамений. Мы постоянно друг другу говорим эти слова «боюсь». Но ни разу, когда мы признаемся в своей боязни, ни разу мы не говорим: «боюсь Христа», «боюсь Бога». Но ведь особенность этого страха заключается ещё и в том, что кого мы боимся, от того и зависим. Кого боимся, тот и настигает нас. Боишься Бога, Бог защитит тебя от греха, когда настигнет тебя. А напротив, когда ты Бога не боишься, то тогда грех властвует в тебе. Когда ты боишься внешних обстоятельств и перелагаешь всю свою надежду на них, (мол, всё зависит от этого или от этого, а не от того, как Бог внушит всем нам), то мы начинаем терять надежду, а от потерянной надежды в нас начинает оскудевать вера и охладевать любовь.

Когда естественное свойство нашей души – трепет перед Создателем мы ставим перед Ним, как маленькую мерцающую лампаду, которая тоже, как бы боится гореть, вот-вот угаснет, тогда это маленькое пламя лампады освещает необъятный лик Божий. И освещает не Ему дорогу к нам, а нашу дорогу к Нему, наш взгляд на Него. Когда мы боимся Бога, то это как трепетная свеча перед Его иконой, благодаря которой мы видим этот образ. Начало, - говорит премудрый пророк, - премудрости – страх Господень. Но когда в нашей жизни всецело распространяется доверие к Богу, любовь к Нему, то этот страх изгоняется вон. Тогда мы уже не боимся тем страхом, от которого начинали свою премудрость, но тогда мы приобретаем новую драгоценную добродетель – любовь к Богу и страх оскорбить эту любовь, тогда наш трепет превращается в дела.

На этой неделе мы преполовили Великий пост, была среда постная. И теперь остаётся вторая часть поста. И Господь теперь взирает на нашу собственную жизнь, как путник, который, видя нас на горизонте, идёт к нам и присматривается издалека – открыта ли дверь нашего сердца, чиста ли трапеза нашей совести, освещается ли Его лик лампадой нашей надежды, нашей любви, чисто ли в нашем доме делами нашей жизни? Господь издалека вглядывается – где Его ждут, где Ему рады, где всё готово к тому, чтобы встретить Отца.

И вот Церковь говорит нам: уже близко Его время. А значит нужно поспешить подготовиться к встрече с Ним, а значит нужно вооружиться страхом, чтобы Бог не прошёл мимо, а значит нужно бояться только этого – чтобы Он не прошел мимо. Потому что если Он пройдет мимо, тогда наш дом так и останется пустым, не занятым, но таким он долго не будет, его займут другие, те, которые против света. Используем естественную силу нашей души – боязнь и обратим ее к боязни Бога и боязни согрешить перед Ним. И пусть это будет началом большой любви к Нему, которую Он подарит нам в день Своего Воскресения. Но эту жертву может принять только тот, кто ждет Его встречи, кто стоит на пороге своей жизни, кто не цепляется за лавки и уступы, а стоит ровно, поднимаясь к небу, кто к своей жизни относится также, как к этой жизни относится и созданное Им наше тело – берёт немного, и если не губить его, то этим немногим сохраняет себе жизнь.

Итак, начало премудрости – страх Господень. И дай, Бог, каждому из нас этой премудрости и боязни греха и Самого Бога – согрешить перед Ним. И пусть эта боязнь приведет нас к хорошей надежде. Он обязательно посетит наши дома, войдет в нашу совесть, освятит наши души, просветит наш ум, укрепит наше сердце, даст нам то, чего так из-за ложных страхов не хватает: веры, надежды и любви. Аминь.

5 апреля 2019 года. Пантелеимоновский храм города Ессентуки

6388