О мучениках Севастийских

25.03.2019
Просмотры: 1524

"Память о мучениках Севастийских – это напоминание нам о нашем выборе, о том, что верить – это значит делать, это значит поступать, это не просто внутри себя где-то подразумевать или допускать бытие Божие, а это бытие Божие допускать делами своих рук. Я тебя обнимаю, не потому что ты заслуживаешь, а потому что Бог так повелел. Я тебя прощаю, не потому что ты достоин прощения, а потому что Бог прощает. Я тебя люблю, не потому что ты любишь, а потому что Бог заповедал любить, надеяться, верить".

Всечестные отцы, дорогие братья казаки, братья и сестры, сегодня вместе с вами прославляю день памяти святых мучеников Севастийских. И вспоминая житие этих угодников Божиих, мы, пожалуй, вспоминаем самое важное, что может быть в жизни человека – когда, сделав выбор, человек следует этому выбору, и даже тогда, когда перед ним и этим выбором простилается бездна смерти, мучений, слёз, боли, потерь.

Мученики Севастийские – это люди, которые смело последовали за Христом. И когда их подвергали страшным мучениям, чтобы они отказались от своего последования, они избрали претерпеть мучения временные, чтобы вкусить вечной жизни. Этот выбор временного или вечного не только был важен для тех сорока Севастийских мучеников, память которых мы так бережно и свято храним, но этот выбор очень важен и для каждого из нас, нынешних современных жителей. Нередко нам приходится делать этот выбор, когда нам предлагаются временные блага, когда нам предлагается временная радость, узнаваемость, когда нам предлагается временная власть, когда нам предлагается временная жизнь со словами: «возьми это всё, больше у тебя никогда другого не будет». И тогда человек изо всех сил хватается за это временное в обмен на вечное, хватается за это временное, в особенности, разменивая вечное тогда, когда лукавый дух внушает: «живём, мол, один раз». И в этом жизненном коротком отрезке, в котором мы живем один раз, мол, нужно успеть сделать всё, и уж точно ни в чём себе не отказывать.

Святые сорок мучеников Севастийские тоже были перед этим выбором. И им предлагали для того времени как людям военным очень хорошие условия для их дальнейшей жизни. Мол, вы ни в чём не будете испытывать нужды, только откажитесь от своего выбора Бога, только откажетесь от своей веры. Что значит отказаться от веры? Это не только отказаться от поклонения Богу, от молитвы Ему, от исповедания себя христианином – больше отказаться от веры значит отказаться от поступков верующего человека. То есть проще говоря: поступаете как все, а не как верующие. Вас ненавидят, и вы ненавидьте. Вас проклинают, и вы проклинайте. Вкушайте временные блага, не обращайте внимание на то, хорошо это или плохо, если хочется – берите. Если нравится – украдите. Если вам кажется, что вы себя чувствуете как будто бы счастливыми, не смотрите на то, что будет потом. Отказаться от веры – это не значит только лишь внешне перестать себя осенять крестным знамением или снять с себя крест, это значит отказаться от дел верующего человека.

Сорока мученикам Севастийским предлагали принести жертву идолам и показать дела идолопоклонства. Они категорически отказались это делать ради своего единственного выбора – своей первой и единственной любви к Богу. И когда мы сегодня вместе с ними стоим на берегу озера Севастии, в котором их умучили, мы стоим ещё и перед выбором нашей собственной жизни: какие дела я совершаю в ней? Дела веры во Христа? Дела любви к Богу? Дела жажды Бога, поиска Бога? Или дела поиска человеческого ложного счастья, быстро приходящего и так быстро изменяющегося человеческого вкуса? Какие дела я совершаю в своей жизни и во имя кого?

Сегодняшний день памяти Севастийских мучеников отрезвляет нас перед самым главным вопросом: как ты веришь? Да, именно – как ты веришь? Не – в кого. А – как ты веришь? И на этот вопрос самое время, чтобы ответить, вспомнить слова святого апостола, который говорит, что вера без дел мертва есть (Послание Иакова 2:26). Как ты веришь? Где твои дела? Какие ты совершаешь дела в своей жизни? Оглядываешься назад и понимаешь с ужасом, с болью, что это дела не верного человека, а человека слабого, человека лживого, испуганного, двуличного, человека с пораженной волей, с растоптанной в грязь совестью.

Мученики Севастийские отрезвляют нас на берегу озера, которое стало для них дверью в жизнь вечную. Они говорят нам о том, что однажды сделанный выбор и следуемый за этим выбором свой шаг, своя дорога всегда приведет к Богу, если ты на этой дороге ее горизонтом ищешь Самого Христа. Эта дорога всегда с болью. Эта дорога всегда по кровавым следам Христа Спасителя. Эта дорога всегда по рытвине, который оставил Его Крест, что Он тащил на Своих плечах. Эта дорога всегда с болью. Но это рытвина от Креста, эти капли крови с Его тела – единственно верный указатель правильного пути.

Если ты вдруг в своей духовной жизни не чувствуешь этого углубления от Креста и не видишь этой крови, то ты сбился с пути. Путь к Богу всегда через крестоношение, путь к Богу всегда через рождение, через новое рождение, через борьбу внутри себя, через победу над самим собой, над самим собой ветхим, как опять говорит святой апостол: бедный я человек, что хочу доброе, не делаю, а злое творю. Во мне всё ещё живёт ветхий Адам. Путь к Богу – это всегда преображение ветхого Адама в нового. И это преображение бывает через слёзы, через боль, но когда всё это – и боль, и слёзы, и потери, и скорби орошены Его кровью и углублены Его Крестом в нас – всё это приводит к Нему. Эта дорога к Нему – да, на Голгофу, да, с Голгофы ко гробу, но из гроба на небо через воскресение в жизнь вечную.

Память о мучениках Севастийских – это напоминание нам о нашем выборе, о том, что верить – это значит делать, это значит поступать, это не просто внутри себя где-то подразумевать или допускать бытие Божие, а это бытие Божие допускать делами своих рук. Я тебя обнимаю, не потому что ты заслуживаешь, а потому что Бог так повелел. Я тебя прощаю, не потому что ты достоин прощения, а потому что Бог прощает. Я тебя люблю, не потому что ты любишь, а потому что Бог заповедал любить, надеяться, верить. Памяти о святых сорока Севастийских мучениках – это хорошая добрая яркая звезда, целое созвездие сорока мучеников в ночном небе нашей жизни. И чем больше звезд, тем ночь светлее, тем виднее дорогу, тем ожидаемее и ближе рассвет вечной жизни после ночи временного странствия.

Святые мученики Севастийские, помогите нам достойно перенести всё наше человеческое, помогите нам остаться верными, помогите нам остаться смелыми, помогите нам не бояться ни временных, ни временных слов, ни временных судов, ни временных расставаний, ни временных болей, помогите нам через озеро нашей жизни достичь берега спасения, как и вы достигли его в Царствии Небесного Отца, Господа и Спасителя Христа. Аминь.

22 марта 2019 года. Покровский храм города Железноводска

1524