О любви к себе

"Любовь к себе – это искание образа Божия в себе, это взращивание силы этого образа через любовь к образам людей, которые находятся вокруг нас. Тот, кто любит себя, желает себе жизни, Жизни с заглавной буквы, Самого Бога как причины всего, тот, кто любит себя, жаждет этой жизни. И когда ты достигаешь этого источника и черпаешь из него, тогда любовь к себе невозможна без сострадательной и жертвенной любви к тем, кто вокруг нас".

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я радуюсь вместе с вами сегодняшней возможности помолиться и поздравляю с особым торжеством тех, кто сегодня причащался Святых Христовых Тайн. Я хотел бы в этот благословенный вечер задаться с вами вопросом: а что является источником, основой, а самое главное, исполнением любви к самому себе? Мы и заповедь Божию знаем о том, что любить Господа Бога нужно всем разумом и помышлением и ближнего своего как самого себя. Каждый из нас может по-разному воспринимать этот призыв – себя нужно любить.

И надо признаться себе, что, отвечая на этот вопрос: а что же значит любить себя? – наверное, многие из нас думают, что любовь к себе – это особое к себе расположение, которое нередко основывается на противопоставлении себя другим. Или это такое отношение, которое основано на особом себе служении – для себя, себе. Эти слова многим из нас совершенно понятны. И если уже задаться совершенно честным и принципиальным вопросом: а что же это означает «для себя» и «себе» – то окажется, что за этим обозначением стоит безусловный выбор лишить другого или других и оставить себе.

Некоторые могут подумать, что «для себя» или любовь к себе – это то, что ты не отдаешь другим, а оставляешь для себя. Но это совершенно искаженное и неверное восприятие правильной любви к себе. Эту правильную любовь к себе показал нам блудный сын. И если сейчас мы опять вспомним эту историю, и вспомним момент, когда этот сын захотел отцовского хлеба, он, прежде всего, в себе самом возлюбил образ отца.

Любить себя – это значит возвращаться к Тому, на Кого ты похож, идти обратно к своему Родителю. Когда мы говорим о любви к себе, мы, прежде всего, говоря о себе самих, своим всем внутренним размышлением должны совершенно отчётливо и ясно представлять образ Того, с которого я был создан. Жалеть себя, любить себя – это значит в себе самом полюбить образ Божий.

И когда я говорю о себе самом, и когда я говорю о выражениях своей собственной свободы и своей воли, то источником этой свободы и этой воли я нахожу Того, Кто мне подарил жизнь. Это не лишить других чего-то и оставить это себе, нет. Любовь к себе – это горячее служение, пламенение, ревность о Том, на Кого ты мог бы быть похожим, но похожим так и не стал, Кто мог бы действовать в тебе, но из-за твоей эгоистичной любви, в которой ты разглядывал не образ Божий в себе, а собственный искаженный образ, ты перестал видеть небо.

Когда мы вглядываемся внутрь своей жизни, мы должны там, прежде всего, чтобы увидеть себя и послужить себе, найти не тот образ, который отталкивается от других. Мол, ко мне, со мною и про меня. А тот единственный образ, который действует другим принципом – ради тебя, для тебя. Так Господь действует в нашей жизни – Себя Он поднимает на Крест ради того, чтобы послужить каждому из нас, для нашего спасения.

Любовь к себе – это искание образа Божия в себе, это взращивание силы этого образа через любовь к образам людей, которые находятся вокруг нас. Тот, кто любит себя, желает себе жизни, Жизни с заглавной буквы, Самого Бога как причины всего, тот, кто любит себя, жаждет этой жизни. И когда ты достигаешь этого источника и черпаешь из него, тогда любовь к себе невозможна без сострадательной и жертвенной любви к тем, кто вокруг нас. Себе мы служим тогда, когда служим другим, и по-настоящему, истинно мы любим себя тогда и сила этой любви к себе открывается тогда, когда мы видим в своих собственных душах и совести образ Божий и изо всех сил этот образ разглядываем вокруг и служим ему.

Поразмышляем о том, как мы любим себя. И если понимание любви к себе заключается в лишении других – это не любовь к себе. И если в нашем определении любовь к себе заключается в обиде на других – это не любовь к себе. И если в нашем понимании любовь к себе заключается в одиночестве без других – это, тем более, не любовь, потому что там, где Бог, там не может быть ни лишений, ни одиночества, ни осуждений, ни ненависти, ни обид.

В дни Великого и спасительного поста испросим у милосердного Бога мудрости к правильным поступкам нашей жизни и достойной любви к себе, которая начинается не с того, что я без других, а я, Господи, любя Твой образ в себе, люблю и других. Аминь.

20 марта 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

Просмотров: 338

Поделиться

VK:39834