"Святой великомученик Феодор Тирон, возвращаясь к дню памяти этого удивительного святого, показал твёрдость своего выбора и этим выбором он делится с нами. Мы не можем оставаться христианами, если всё ещё будем продолжать поступать двояко. Мы не можем быть Христовыми и свое сердце отдавать страстным воспоминаниям. Мы не можем быть Божьими и свою волю отдавать воле греха, привычки, дурной традиции".
Всечестная матушка игуменья, дорогие сестры нашей обители, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, паломники нашей святой обители, мы сегодня воспоминанием день памяти святого великомученика Феодора Тирона, человека глубокой искренней веры, который не разменивался на обстоятельства очень быстро изменяющегося мира. Этими обстоятельствами была традиция языческого поклонения. Однажды уверовав в Господа и Спасителя Христа, святой великомученик Фёдор следовал своему выбору всю свою жизнь после обращения и претерпел немало скорбей и мучений за свою веру. Святой великомученик Феодор особенно важно воспоминается Церковью сейчас в дни Великого и спасительного поста, когда мы отрезвляем свое сознание, когда мы в свою жизнь добавляем чистой воды, чтобы этой чистой водой просветлить ее, вытеснить весь осадок и всю ту непроглядность, которой мы успели наполниться за минувшее время.
Вспоминая великомученика Феодора Тирона, мы вспоминаем человека одного слова, одного выбора и одной любви. Мы вспоминаем его для того, чтобы и себя самих подвести к этой грани одного выбора, грани, о которой Господь говорит: да будет слово ваше «да, да» или «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого. (Мф 5:37). Редко, очень редко в нашей жизни выбор бывает именно таким. Сегодня мы любим, а завтра сомневаемся. Сегодня мы дружим, а завтра стыдливо молчим об этой дружбе. Сегодня мы молимся, а завтра ленимся. Сегодня постимся, а завтра отдаём себя лени расслабления и нетрезвому образу жизни. Сегодня мы говорим одно, а завтра этим словам не следуем.
Эта наша двойственность, во-первых, напоминает нам о том, что в каждом из нас ещё жив ветхий человек. Как об этом говорит апостол: ветхий адам, который всё ещё покушается на запретный плод, думая, что вкушает жизнь, а на самом деле вкушает проклятье. Эта двойственность напоминает нам и о том, что кроме ветхого Адама в каждом из нас через боговоплощение жив и новый Адам, который всеми силами бегает лукавого змея. Подлинно, в нас совершается немалая борьба, но источником победы для этой борьбы является наша одна любовь, одно слово и один выбор. Если мы всё ещё продолжаем в своей жизни, оглядываясь по сторонам, пытаться быть созвучными со всеми звуками, которые звучат вокруг нас, мы можем быть совершенно несозвучными с единственным голосом, которые звучит к нам с неба. Если мы всё ещё думаем о том, что наша современность или наше понимание окружающего нас пространства заключается в похожести на это пространство, то тогда мы, христиане перестаем быть солью, перестаем быть светом.
Вот и сегодняшнее Евангелие говорит нам о том, что соль нашей веры заключается в любви, которую мы показываем не в соблюдении законов, а в соблюдении живого общения с Богом. Если вся наша жизнь подвластна только внешним обрядам, традициям и правилам, но не подвластна внутреннему стремлению к Богу и хождению к Нему по дороге традиций, то всё напрасно. Пост ради поста не приносит пользы. Любовь ради любви не приносит пользы. Дружба ради дружбы не приносит пользы и никогда не принесет утешения и радости. Но вот пост и любовь, дружба и прощение, надежда и вера ради Бога может принести нам от Него утешение, потому и Писание говорит нам: что толку, если вы любите любящих вас и благословляете тех, кто благословляет вас. Вас же, - говорит нам Господь, - Я зову любить тех, кто вас не любит и благословлять тех, кто не благословляет вас и прощать тем, кто не прощает вас, и жить и действовать для тех, кто не замечает вас. Тогда, - говорит Господь, - Я буду Тот, Кого вы полюбите, Я буду Тот, ради Которого вы будете действовать, Я буду Тот, Который спасёт вас, примет в Свое Царство.
Святой великомученик Феодор Тирон, возвращаясь к дню памяти этого удивительного святого, показал твёрдость своего выбора и этим выбором он делится с нами. Мы не можем оставаться христианами, если всё ещё будем продолжать поступать двояко. Мы не можем быть Христовыми и свое сердце отдавать страстным воспоминаниям. Мы не можем быть Божьими и свою волю отдавать воле греха, привычки, дурной традиции. Эти размышления и этот пример нам нужны теперь, когда вокруг нас внешне кажущееся благополучие.
Теперь, слава Богу, Церковь не в гонении и не в притеснении, но это гонение и притеснение неощутимо внешне, вполне чувствуется внутренне. Враг рода человеческого, дьявол всегда будет ненавидеть Церковь. И теперь он предлагает нам, как говорит преподобный Андрей Критский, египетские котлы, предлагает нам множество удовольствия и комфорта в нашей жизни. Все сегодняшние внутренние стремления и требования сводятся именно к этому – чтобы всё было хорошо и комфортно. Мы даже друг другу часто говорим эти слова: «пусть всё у тебя будет хорошо».
Но мы не говорим самого главного – при каких обстоятельствах всё может быть хорошо. Мы ничего не говорим о Христе, мы ничего не говорим о Боге, мы не говорим, что хорошо может быть только тогда, когда ты исполняешь Его волю. Мы не говорим, что всё хорошо будет тогда, когда ты живёшь Его заповедями. Мы забываем самый главный источник радости и утешения для человека – Тот, Кто сотворил человека, Тот, Кто в нас оставил Свой образ и подобие, подарил его нам. И нам может быть хорошо только тогда, когда мы похожи на Него, когда мы на Него не похожи, хорошо нам не будет.
Великомученик Феодор Тирон был похож на Христа, и своим образом жизни он показывает, что эту схожесть возможно повторить каждому из нас. Для этого нужно лишь только полюбить Бога так, как ты не можешь полюбить больше никого и служить Ему и следовать за Ним, падая, вставать и идти дальше, отставая, догонять, ослабевая, последний шаг делать не назад, а вперёд к Нему. Бог тогда замедлит Свой шаг. Он вернется к упавшему, Он подымет кающегося, Он поддержит отставшего, Он никогда не уйдет дальше один. Он всегда идет рядом с нами, вместе с нами, введёт нас в наш с Ним дом.
Время Великого поста – это время дел, которые мы должны совершать не от убеждения: что можно, а чего нельзя, а от одного лишь только убеждения: как помочь другому человеку. И если нужно с ним плакать, плачь, и если это поможет другому, улыбайся с ним рядом. Но больше молись с таким человеком рядом, утешай словом о Боге, вместе с таким человеком приди в храм и стань причастником Святых Христовых Тайн, и не говори ему, что если ты ещё так строго не постишься, то это не для тебя. Для него, если он здесь в храме. Для каждого из нас пришёл Господь. И мы должны с особенной любовью смотреть на тех, кто ещё омрачен соблазнами настоящей жизни, и чтобы это омрачение преодолеть, в себе самих показать свободу любви во Христе, в себе самих показать им Бога своими делами, добрым сердцем, хорошим словом, надежным рукопожатием. Пусть время Великого поста будет временем нашего хорошего обновления, изменения. Время Великого поста пусть станет такой весной, которая принесет нам добрых плодов. Потрудимся ради Христа, и тогда во Христе и со Христом нам может стать хорошо. А без Него, - говорит нам Священное Писание, - не можем ничего творить.
Господи Спасителю, по молитвам Своего угодника великомученика Феодора, помилуй всех нас. Аминь.
16 марта 2019 года. Георгиевский храм Свято-Георгиевского женского монастыря