О причащении в дни Великого поста

19.03.2019
Просмотры: 1576

"Воспользуемся этим Божественным даром Святой Евхаристии и во время спасительного Великого поста будем прибегать к Причащению, будем приходить к этой живоносный реке, у которой демоны не нападают и не кусают".

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, как хорошо идти вместе. Вот и в жизни так всегда бывает, когда рядом с тобой человек, который не разделяет, а, напротив, умножает в тебе твою силу, с которым ты разделяешь свои немощи, а через это разделение в тебе твоя сила умножается, а этой немощи становится меньше. Вот также бывает и соборная молитва в храме. Когда мы собираемся все вместе и вместе совершаем молитвословия, вместе осеняем себя крестным знамением и кланяемся до самой земли в земных поклонах, тогда всё это легче, чем даже если бы ты совершал эту молитву в доме.

Именно поэтому Господь и сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них (Мф 18:20). Вот ответ на вопрос: почему же в соборной молитве в храме всё даётся как будто бы легче. Потому что здесь особое присутствие Божие. Несомненно, Господь везде слышит нашу молитву и присутствует всюду, где присутствую я. Где я, там и Бог. И это нужно всегда помнить. И не только там, где хорошо, и не только в хорошем и добром месте. Если вдруг по моей испорченной воле мне придётся оказаться в месте дурном, значит и Бог окажется там со мной рядом. Бог всегда рядом со мной. Но тогда, когда я опираюсь на пример и на поддержку близких мне по духу людей, тех людей, которые вдохновляют меня быть человеком, тогда Бог радуется. В храме Он радуется и эту радость изливает особенно на тех, кто собирается в храм для соборной молитвы.

Во время всего Великого поста мы будем пристально рассматривать свою собственную жизнь, как человек, который научился ходить, который встал в полный рост. И тогда с его нового роста, в который он встает, в который он вырастает, всё вокруг начинает меняться. Ведь меняется точка нашего зрения. Сначала мы мир разглядывали, когда лежали во грехе, и он казался нам одним. Но стоит только чуть приподняться из этой грязной ямы, стоит только встать на колени, а затем еще выше подняться, и окажется, что вокруг мир – это не сплошная грязь и ужас, а в этом мире очень много света, много жизни, в этом мире всё создано удивительной любовью и всё стремится ввысь. Даже самое естественное состояние для человека большее время суток – стоять, подниматься ввысь со всем вокруг окружающим пространством, что всё стремится к небу, к Тому, Кто всему есть причина жизни. Что же ещё нам нужно, чтобы укрепить нашу собственную совесть, чтобы укрепить нашу душу?

И вот сегодня хотел бы вспомнить удивительные слова святителя Иоанна Златоуста, который говорит о таком лекарстве. Говорит он следующее: нет ничего более удивительного, нет ничего более прекрасного и чудодейственного Крови Господней, которая в нас отмывает образ и подобие Божие. Когда, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - человек причащается, то Божественное Причащение – это не просто некий обряд, который мы совершаем по традиции, это особого рода действие, которое мы не всегда готовы и способны понять умом, но душа понимает то, что не понимает сердце, а затем сообщает сердцу. Божественная Кровь, - говорит он, - так питает нашу душу, чтобы сохранить в ней надежду и благородство.

Что же это за благородство, о котором говорит святитель Иоанн Златоуст? Это то самое благородство, которое показал Господь и Спаситель Христос на Тайной Вечери, когда, собрав Своих учеников, Он причастил их Своей Божественной Плотью и Кровью, преподав им Хлеб и Вино, сказав, что кто вкушает от этой Чаши жизни, не вкусит смерти. И, закончив, сказал: это творите в Моё воспоминание (Лк 22:19). Тот, кто приступает к Причастию, вспоминает о Боге. Не так вспоминает, как бывает, мы вспоминаем, когда нам горько или больно, когда нас обидели или толкнули, и тут же мы произносим: «ой, Господи». Это не воспоминание Бога. Чаще всего это грех – произнесение имени Божьего всуе. А вот воспоминание Бога – это тогда, когда ты преступаешь к Его Божественным Тайнам, когда ты размышляешь себя на этой Тайной Вечери, и ищешь себя среди учеников, и боишься, как бы не оказаться иудой, и любишь изо всех сил, чтобы не быть иудой, и плачешь горько о своих грехах, чтобы не быть сребролюбцем иудой. И радуешься изо всех сил, чтобы как апостол Петр воскликнуть: не только, Господи, голову, но и всего омой меня, потому что Твое, Господи, омовение – это любовь, прощающая мне мои грехи.

Господь говорит: творите это в Моё воспоминание. И тот, кто приступает к Божественным Тайнам, становится соучастником любви Божией. И здесь святитель Иоанн Златоуст восклицает: ещё тебе скажу, кто причащается, тот одевается в Бога, в Царя. А одевшись в Бога, в Царя, как воин в броню, как невеста в радостное платье, как верный в чистую одежду, всегда ходит пред своим Создателем и Богом, и Бог его сохраняет в жизни, Бог в нём сохраняет жизнь. Божественное Причащение – это бесконечная радость, к которой не могут приступить ангелы, но только человек, которого Бог создал и ради которого воплотился, ради которого поднялся на Крест и с Креста простил первородный грех. Божественное Причащение – это наше возвращение домой, это вкус дома, это дыхание дома, это надежда дома, «дома» – в самом глубоком понимании смысла этого слова – не только того временного приюта, в котором мы находимся, живя душою в теле, но в вечности, в которой Бог обещал нам, тем, которые последуют за Ним.

Следовать за Богом, как за отцом – это не горько и не больно, и не страшно, напротив, следовать за Ним – это радостно. И когда мы сами себя укоряем в своих грехах, мы должны всегда помнить, что это укорение должно приносить нам надежду на Бога и радость о Его милосердии к нам. Божественное Причащение – это окончание голодного времени для нашей души, ужаса для нашей души, в котором она, как лишившаяся питания, измельчается до небольшого, мелкого своего существования, а потому и дела такие же творит неблагородные. Помните слова Златоустого: Причастие душе даёт благородство.

Воспользуемся этим Божественным даром Святой Евхаристии и во время спасительного Великого поста будем прибегать к Причащению, будем приходить к этой живоносный реке, у которой демоны не нападают и не кусают. Тот же святитель Иоанн Златоуст говорит, не могу не вспомнить эти удивительные его слова: причастившийся – как огненный лев, от которого бегут демоны. Кажется нам, что в нас столько немощи и столько недостоинства, и столько падений, и столько надломленной воли, и столько неверностей, но стоит приступить к этой Божественной Тайне, и в таком малом, как нам иногда кажется, создании, как я сам рождается огненный лев – Христос входит в нас, чтобы бороться за нас, чтобы биться за нас, чтобы победить вместе с нами грех, старое, прошлое, ненужное.

Приступайте к Святым Тайнам в течение всего поста столько, сколько будете иметь жажды и желания, но помните о том, что без Божественного Причащения пост не принесёт никакого плода. И Златоустый опять же говорит: кто в пост не причащается, тот плода не приносит, как дерево без корня не может принести плода и долго простоять. Дерзайте приступать к Причащению и пусть ничто не смущает вас в том, что принято в пути к Божественному Причащению, молитесь столько, сколько сможете, трепетно исполняете правило столько, сколько Господь даст вам сил. Самым драгоценным должна быть ваша жажда вкусить Тайн, и к этой жажде прилагайте свою чистую жизнь.

Пусть скромное жилище, но в нём застланный чистый стол, пусть в этом жилище много на этот стол не поставишь, но если Господь войдёт в него и увидит твою жажду радостной трапезы, Он с Собой Сам принесет яства, как накормил тысячи и тысячи людей, как Своих учеников кормил, как многократно подавал Свою милости. Бог всегда приходит к Своим со Своим, только дождаться Его, ждать Его, достать чистую скатерть нашей выстиранной совести, покаявшись в своих грехах, оплакавши их, совести разглаженной жаждой нормальной жизни, готовностью и принятыми решениями, и первыми шагами к изменению, горячностью в вере и в молитве, и Бог посетит эту трапезу.

Завтра мы будем совершать Литургию Преждеосвященных Даров. Ну, а кто не имеет такой возможности, и завтра будет трудиться, не отчаивайтесь, мы о вас горячо помолимся, чтобы каждый из тех, кто не сможет причаститься за Преждеосвященной, порадовался Божественному Причащению и в предстоящие дни субботы и воскресенья. Старайтесь каждую неделю приступать к Святым Тайнам, жаждите Святых Тайн, ищите общения с Богом, делайте свою душу благородной. И тогда Бог как огненный лев всегда будет ходить вокруг нас и не подпустит злых демонов напасть на нас, а если нападут, то первый выступит в брань защищать Своих, как и на Кресте к Своим пришёл, и пусть Свои примут Его и вкусят Божественных Тайн. Аминь.

14 марта 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1576