О пробуждении души

17.03.2019
Просмотры: 1473

"Как же проснуться? Как же встать? Самое главное и важное правило любого пробуждения – не медлить, делать это сейчас, не оставлять это на потом, на обстоятельства, на возраст, на то, когда вдруг придёт время, и вот тогда я подумаю. Время уже пришло. Конец приближается. Время настало уже сейчас".

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, с радостью, с надеждой продолжаем время только что начатого Великого поста. И каждый раз, когда мы встречаемся с Богом в пространстве храма, и, в особенности, когда наполняем свою душу для того, чтобы пробудить свою совесть словами молитвы, мы размышляем о своей собственной жизни. Какие слова мы слышим во время Великого покаянного канона: восстани, душа, что спишь?

Не знаю, как кому, каждому из вас, наверное, свои приходят воспоминания на ум, но нельзя не вспомнить время утра, когда, подчиняясь родительской воли, ты чувствуешь прикосновение к себе и трепетное, нежное, заботливое: «просыпайся, пора вставать». С одной стороны, кажется, что неужели твой родитель, твоя мама или твой отец не понимают, как именно это время, вот это утреннее предрассветное время дорого для сна. Но дорого не от того, что приносит большую физическую пользу, а, скорее, именно в это предрассветное утро, когда нужно подчиниться воле родителя, всё наше внутреннее естество, как бы продолжая быть в расслаблении, не желает слышать родительского голоса. Бывает, сразу встанешь, но такое бывает нечасто. Однако же, отец или мать с настойчивым требованием начинают всё больше и больше будить, призывая к тому, чтобы прийти к послушанию. И разбудить – это не для того, чтобы куда-то не проспать, а разбудить – это значит научить послушанию, прежде всего.

Со временем, когда уже к нам не прикасается родительское рука, мы очень часто беседуем со своим внутренним устройством, со своей собственной совестью, которая некогда, как материнское рука, продолжает будить нас, но бывает нередко эту руку мы решительно отстраняем в сторону. Она говорит нам: «вставай, пришло время изменить твою жизнь, и то состояние, в котором ты находишься, это сон не на пользу, это лень и уныние, это отчаяние и мрак. И чтобы в твоей жизни прекратился мрак, - говорит мне совесть, - открой глаза, посмотри на свет Божий. Чтобы в твоей жизни прекратился мрак, - говорит мне совесть, - промой свои глаза слезами покаяния, и тогда ты увидишь правду Божию. То состояние, в котором теперь ты находишься, очень опасно, как бы не стать тем, кто потеряет Бога. Помните, как апостолы, которые в Гефсиманском саду, отягченные сном спали, и Христос, многократно будив их, говорил им: тело немощно, дух же бодр, пободрствуйте со Мною, не спите, идёт предающий Меня. Но глаза апостолов тогда были отягчены сном, и предающий сделал свое подлое дело измены и предательства.

Уснувшая в нас наша душа, уснувшая в нас душа, которая, как нам кажется, нежится в своём состоянии, может совершить и самое страшное. Расслабленная душа всегда ближе всего стоит к предательству, ближе всего стоит к измене. Мало-помалу, когда мы резким движением своей внутренней волей своего выбора отстраняем от тебя совесть, разрешая себе одно, другое, третье, мало-помалу, понемногу, по чуть-чуть мы добавляем снотворного для своей души, и она продолжает спать. Что значит спящая душа? Это душа, которая не приносит деятельного участия, это душа, которая перестает трудиться, которая перестает сначала молиться, а затем и оставляет пост, душа, которая перестает надеяться и любить, которая перестает прощать, дарить прощение, просить прощения, душа, которая перестает трепетать перед именем Божиим, когда она отравлена сном сложных имен и поклонений. Она, уснув, располагает всё наше создание, всё наше естество и себя саму к страшному предательству – к богооставленности, к изменению своей воли к тому, чтобы остаться вне спасительного присутствия Божия.

Церковь, как заботливая мать, с особым трепетом и любовью, как некогда в нашем далёком детстве или юности, прикасается к нам словами удивительных глубоких и таких трогательных молитв: «душа моя, что спишь? Вставай, конец приближается». Она будит меня изо всех своих сил, побуждая к тому, чтобы открыть глаза к свету, впустить этот свет в свое внутреннее пространство, разрушить мрак сонных видений, разрушить эти сонные вялые привычки, которые, как путы, как непролазная дорога, сковали моё свободное движение. И из человека, идущего превратили в человека, ползающего, или ещё больше и хуже – упавшего и уже недвижимого. Грех не имеет сам по себе силы, но силу эту приобретает от нашего сна души.

Сон души – это сила греха. Бодрствующая душа, душа трезвая, душа трепетная, душа внимательная – это бессилие греха. Душа любящая, молящаяся, стремящаяся к свету, хотя некогда и упавшая, но тут же встающая от грязи и отряхивающая от себя эту пыль лишает греха силы в нас. Душа, которая отряхнула от себя грязь, возвращает греху свою власть грязи, и больше не ходит под этой властью. И напротив, та, которая всё ещё рассматривает на себе ленностно пятна, та, которая уже покрылась коростой, и кажется, совсем заунывала – отдает всю себя греху.

Как же проснуться? Как же встать? Самое главное и важное правило любого пробуждения – не медлить, делать это сейчас, не оставлять это на потом, на обстоятельства, на возраст, на то, когда вдруг придёт время, и вот тогда я подумаю. Время уже пришло. Конец приближается. Время настало уже сейчас. Этим и дорого время Великого поста, что всё время своей жизни мы как бы распространяем себя в плоскость, а во время поста мы начинаем жить движением вверх, мы поднимаем себя от того, что называем плоским в своей жизни, почему так растекаемся своим слабоволием или привычками, или дурными навыками. Чтобы победить сон, нужно вставать мгновенно и начинать с малого. Как мы начинаем утро перед любящим отцом или матерью, которые будили нас в детстве улыбкой и словами: «доброе утро». А ещё словами надежды, любви, объятиями ребёнка своих родителей.

Вот и здесь также во время Великого поста, знай, Сам Господь каждое утро будет будить нас. Быстро вставать, радуйся Его прикосновению. Время поста – это время пробуждения от сна. Лобызай Его святой образ и говори Ему о своей любви. Бог ответит сразу же, и ты почувствуешь силы к жизни, и не только нового дня, но силы к изменению в себе самом того, что ещё до сих пор так и не удалось изменить. Душа моя, что спишь? Просыпайся. Бог будит каждого из нас. Аминь.

12 марта 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1473