О времени прощения

15.03.2019
Просмотры: 1627

"Прощение других – это Бог посреди нас. Прощение других – это Его Божественное присутствие во всём моём сознании, это свобода, которая высвобождается для того, чтобы Он действовал в нас. Прощение других – это запечатлённая любовь не на словах, а на деле, на деле непростом. Но только делами вера бывает живой".

Каждый раз, когда мы приближаемся к дням Великого и спасительного поста, то чуткая душа с особым трепетом ждёт этого времени, как земля ждет первого солнца после долгой зимы. Всё внутреннее естество человека самым простым открытым способом рвется к тому, чтобы показать в себе жизнь. Вот как некогда земля, которая покрыта снегом, кажется, никогда не сможет принести плода, а во время весны всё меняется, так и душа человека, которая укореняется своих проступках, охлаждается в своей жесткости, изменяется через свою жестокость. Но несмотря на все эти изменения при приближении Создателя из последних сил, как пропавшая без вести, и вдруг увидевшая проходящего мимо путника начинает кричать Ему: «помоги мне».

Время Великого спасительного поста – это время принятых нами решений, которым мы следуем. И самым первым шагом в этом решении нужно освободить в себе место для Бога, нужно освободить в себе пространство для Его присутствия, нужно набраться таких сил, чтобы из последних их позвать Его в свою жизнь. И чтобы взять этих сил, нужно перестать делать то, на что мы так много их тратим – на злую память, на обиды, на ненависть, на непрощение, на подозрения, на лукавство, на пустые слова, на постоянно извивающуюся совесть, как змий, что в Эдеме соблазнил Еву.

Нам нужно со всей смелостью посмотреть на свою жизнь и наконец-таки ответить себе на главный вопрос: от чего я так устаю? От одиночества? Но ведь я столько гневаюсь. От того, что слышу колкие слова? Но так ведь и я никого не благословляю. Устаю оттого, что вокруг столько несправедливости? Ну, так и моя душа, как змеиная сущность, вечно ползает, пролезая во всякую щель, изгибаясь то в одну, то в другую сторону. Нам нужно ответить на вопрос: «от чего я так устал?», посмотрев на свою жизнь так пристально и честно, как может быть мы редко смотрим, и понять, что я устал от своего недочеловечества, недобожества. Хотя я создан по образу и по подобию в плоти и в духе, однако и плоть поработил, и духа не укрепил. Первый шаг освобождения себя всего – это слова, которые свойственны только Богу, это слова, которыми Он создал весь мир видимый и невидимый, движимый одной только любовью: «да будет так». Повторяя за Ним, сегодня мы, каждый из нас, сегодня я по отношению к другому человеку, к которому вся моя жизнь повернулась тёмной стороной, теперь повторяя за Создателем, говорю: «да будет свет».

Прощаю – это значит делаю из ничего, не потому что заслуженно или вытребовано, а потому что без этого невозможно жить собственной жизнью. В том смысле, что без этого невозможно прикасаться к этой жизни, если ты отвергаешь ее сущность в других, не прощая. Евангелие говорит нам: прежде, чем ты принесёшь свою жертву на жертвенник, пойди примириться со своим ближним; прежде, чем ты принесёшь свою надежду к Богу, верни чужую надежду, которая в тебе погибла; прежде, чем ты принесёшь свои слова просьб Богу, прислушайся к просьбе о пощаде другого; прежде, чем Господь скажет тебе Свое слово: «прощаются тебе грехи твои», возлюби много, ибо кто много возлюбит, тому много и простится.

Прощение других – это Бог посреди нас. Прощение других – это Его Божественное присутствие во всём моём сознании, это свобода, которая высвобождается для того, чтобы Он действовал в нас. Прощение других – это запечатлённая любовь не на словах, а на деле, на деле непростом. Но только делами вера бывает живой. С прощением других мы и сами ищем прощения. Ищем прощения не потому, что жизнь так устроена, что все мы падаем или не падаем. Это неправда. Просто моя жизнь мною так устроена, и я обидел другого человека. Не какие-то внешние признаки, не какие-то обстоятельства, не какие-то непреодолимые пропасти сделали меня с кем-то очень далеко. Нет, это я вырыл все эти пропасти, я придумал все эти обстоятельства и я поверил, я обманул себя и других, и оказался сам обманут диаволом, потому что рассорившись, потому что разлюбив, перестав дружить, забыв о молитве о другом, потому что начав ненавидеть, Бога во мне больше не стало, света во мне не прибавилось, а вот тьмы – она проникает все глубже и глубже. Надеяться на прощение и вымаливать его – это значит горячо желать присутствия Божьего.

Мы сегодня вспоминаем Адама, которого Господь изгнал из рая. И не потому, что Адам не сказал «прости», а потому что ему показалось, обманутому дьяволом, что можно жить и без Создателя, взяв у Него жизнь, можно как бы не возвращаться к своему Отцу. Мол, свобода – это без Него. И правда, без Него – это безотцовщина, а не никакая не свобода. А в этой безотцовщине каждый становится сиротой, каждый становится потерянным, потерявшимся, заблудшим. Просить прощения – это значит кричать: «Отец!», это значит жаждать Его, это понимать, что ты придёшь к Нему уже другой, и всё будет по-другому. Все будет сначала. Но самое радостное, что Он ждёт этого начала. Он всегда радуется этому началу, когда я прошу прощения и говорю: «давай всё начнём снова». И невозможно забыть, что были обиды и ссоры, неправда и клевета. Это не выкинешь из сердца. Но теперь мы этим жить не будем, сдадим это в архив до суда Божия. Бог будет судить, а мы поспешим, я поспешу через свою просьбу о твоём прощении начать сначала быть человеком, сначала постараться начать быть сыном, верным, любящим, надёжным. И мы не в прошлом всё оставляем, там когда-то было. Нет, мы оплакиваем прошлое, чтобы наши слёзы стали для прошлого как воды потоком и потопили их. А если нет, они будут бежать эти прошлые поступки за нами собственной тенью.

Время Великого поста – это время изменений: изменения своего отношения к собственной жизни, привычек по отношению другим, это время хороших привычек, нужных. Я хочу пожелать себе и всем вам, чтобы это время случилось, чтобы Великий пост стал для каждого из нас приобретением. Не нужно бояться меняться. И даже если кто-то посмотрит за твои изменения и скажет: да, это лукавство, на самом деле, знаем мы вот этого или вон ту. Не бойся, когда на тебя так посмотрят, потому что диавол будет мстить за то, что ты перестаёшь ползать как он, влачиться как змей, сдирать с себя шкуру. Он будет мстить и жалить. Но если бы не Христова любовь, не знаю, как бы прошла эта брань. Но с Богом возможно и это преодолеть. Не оборачивайся на окрики. Слушай Христа.

Чтобы в жизни почувствовать Его присутствие, очень хочу пожелать всем нам чаще говорить о Евангелии, о Боге. Говорить о Боге постоянно, всегда для себя, для других. Говорить о Нём так, чтобы в Него верили. Вот, мол, помнишь того, молюсь о нем, попросил прощения, и знаешь, стало легче, Бога стало больше, чувствую Его силу, а она там, где моя немощь. Где я немощный прощаю, Он сильно поддерживает. И так во всём. И тогда эта весна постная не горькие, но хорошие сладкие плоды принесет. Просить прощения надо всегда без слов «если». Когда ты хочешь помириться, не говори «если». Когда ты хочешь дружить или любить, или когда ты хочешь, чтобы тебя любили и с тобой дружили, не говори «если», не оставляй и шансов лукавому духу. Коли любишь, то прощай, коли дружишь, так дружи. Но никаких «если». Не может быть: «если обидел, то прости». Это не покаяние, это подпись в собственном бессилии, в собственном поражении, это подпись под своей собственной капитуляцией. Так и говори, как есть: «я виноват, прости меня».

И моя совесть побуждает эти слова произнести по отношению к вам, моему духовенству, народу Божьему, которых Бог дал мне многогрешному в паству. Изо всех сил желаю быть отцом, но когда не отдаю себя Его промыслу и не чувствую Его отцовства на себе, от своего уныния или отчаяния, боли или усталости, обиды или скорби, понимаю, что перестаю быть отцом и другим. И мне от этого горько. Я хочу обратить к вам свои слова, которые достаю из глубины своей совести, и в этих словах надежда на вашу любовь. И прежде я хочу поблагодарить вас за эту любовь, за ваши молитвы, за ваше доверие моему благословению и совету. Но вместе с этим я прошу простить меня, что не всегда оставляю в своём сердце молитвы о каждом, прошу простить за то, что словом или жестом, усталостью и раздраженностью убегаю от вопросов или от прямого общения. Бывало и такое. Прошу простить за то, что, принося Богу Бескровную Жертву, совершаю это приношение не всегда горящим сердцем от благодарности Богу, но и омраченным умом от внешних соблазнов или слов, которые входят в сердце. И когда Господь не всегда слышит и исполняет молитву, я прошу прощения, что не так горячо молюсь, чтобы достучаться до Его милосердия о каждом из нас.

В этот вечер Прощеного воскресенья я хотел бы также испросить прощения у вас, дорогие братья и сёстры, за свое духовенство. Бывает мы, служители алтаря Божьего не всегда возбуждаем свою совесть к горячей пастырской жизни, и она бывает похожа на угасающую лампаду, и от этого становится холодно и темно всем вокруг. У каждого из нас есть опыт собственной жизни, но в этом опыте так мало общения с Богом. И простите нас за то, что мы нередко учим общению с Ним, а сами не всегда живём этим общением и им не наполняем свою жизнь, свой ум, свое сердце. Особенная боль по отношению к родным. И я прошу прощения у своей мамы, стоящей здесь в храме, и тех, кто рядом, потому что им меньше всего достается моего общения, любви, времени. Сегодня мы просим прощения и у тех, кого нет с нами здесь в храме и у тех, до которых теперь докричаться можно только через могильный холм, у умерших друзей, умерших родителей, умерших врагов, с которыми мы так и не смогли примириться. Их душа в руках Божиих, но в их руках благословение нам. Простите нас, наши почившие родные и близкие.

Дорогие отцы, дорогие братья и сёстры, я ищу вашего прощения, как благословения Божия. Я прошу ваших молитв, как подаренной вашей надежды на Бога обо мне многогрешном. Я горячо надеюсь и верю, что Господь поможет эту надежду оправдать добрым и честным предстоянием перед престолом Божьим и общением с каждым из вас. Я хочу, чтобы этот пост, как весна, принесли большие плоды, и прошу вашего прощения, как семян для моего сердца, из которых и вырастут эти новые побеги жизни и посеянные каждым из вас, кто с любовью прощает. И пусть эти семена вырастут в каждом сердце. И пусть эти семена в сердца других будут брошены каждым из нас.

Дорогие отцы, дорогие братья и сёстры, простите мне многогрешному и помолитесь обо мне.

Бог благодатью и щедротами Своего человеколюбия да простит и да благословит всех нас. Аминь.

10 марта 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1627