Об изгнании Адама

13.03.2019
Просмотры: 1355

"Трудно представить себе, что переживал Адам, когда Господь изгнал его из рая. Но ещё невыносимее представить человека без Бога. Адам был изгнан из рая, но не он один с Евой пошел в мир, новый мир, усеянный памятниками нераскаянного предательства перед любовью. Вместе с Адамом пошёл и Бог, и по сей день с каждым из нас Он следует, внушая через разного рода события в нашей жизни Свое присутствие. И когда я обнимаю эти самые памятники со слезами, и когда я падаю на эти могильные плиты, Бог, как и Адаму, говорит мне: где ты, кем ты стал? Вернись ко Мне. Он до сих пор безгранично любит нас и Свою любовь выражает в желании, чтобы мы вернулись. Возвращайся уже, - говорит. Где ты? Домой, нужно возвращаться домой. Я тебя там встречу".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня в Прощеное воскресенье Церковь вспоминает Адамово изгнание. В Священном Писании Ветхого Завета, в книге Бытия, мы читаем об этой страшной трагедии, которая заключается не в том только лишь, что Адам с Евой потеряли рай, в котором находились, а о трагедии, которая заключается в большем – когда Адам потерял Бога, о времени, с которого начинается этот самый поиск Бога.

Из Священного Писания мы знаем, что Господь, создавший Адама по образу и по подобию Своему, как Жених, - так говорит святитель Иоанн Златоуст, - с особенной любовью и почтением привел Адаму Еву – его жену, чтобы одному Адаму не быть и чтобы вместе со своей женою он мог возделывать рай, который Господь создал. Созданный Богом человек имел особое устройство своей жизни и оно заключалось не только в его физических возможностях, оно заключалось в том первенстве, что сохраняем поныне и мы, дети Адама.

Святитель Амвросий Медиоланский говорит, что Адам был человеком, созданным и для неба, и для земли, в нем было и одно и другое, но земное лишь только становилось некоторым внешним изображением того, что облекало его внутреннее, небесное. Созданный небом и для неба Адам вместе со своей женой Евой испытывали безграничное счастье тогда, когда ходили в этом небе, когда прикасались к общению с Богом. Из Писания мы знаем, что Бог беседовал с Адамом. Бог дал Адаму заповеди. А Адам эти заповеди передал своей жене Еве. И среди этих заповедей была одна единственная, через которую Господь призвал Адама к свободе и послушанию, к выбору и безграничным возможностям.

Не вкушать плода от древа познания добра и зла – эта была первая заповедь, которую Бог дал Адаму – заповедь о посте, ибо всякое воздержание способно сохранить свободу. Потому Бог и дал Адаму эту заповедь, чтобы сохранить в нём свободу, чтобы Адам не мог сказать Богу: «Господи, Ты дал мне жизнь, но не дал мне ей воспользоваться», то есть не дал мне свободы, которой я мог бы своей жизнью управлять так, как мне хотелось бы. При этом, это желание хотелось бы черпать от своего желания познания Твоего мира. Бог дал это древо для того, чтобы через него сохранять выбор Адама. Пока ты не вкушаешь, ты остаёшься свободным в выборе, пока у тебя есть выбор и ты этого выбора придерживаешься, ты остаёшься свободным в раю. Как только ты вкушаешь плода запретного, ты становишься проклятым от этого плода. Ты вкушаешь не жизни, а смерти.

Из описания Ветхого Завета мы знаем, что лукавый змей соблазнил Еву. Он внушил ей, завистник человеческого рода, - как говорит о нём святитель Иоанн Златоуст, - который ненавидел человека, ибо видел в нём, в человеке свободное наивысшее существо, созданное Богом, лестью пробирается к Еве и соблазняет ее вкусить запретного плода самой и дать мужу своему Адаму.

О, неизреченное человеколюбие! – так воскликнет опять же Златоуст, который скажет о том, что Господь многократно и после падения Адамова зовёт его к покаянию. Адам слышит Его присутствие, как и каждый из нас теперь чувствует Его присутствие тогда, когда наша жизнь наполняется криком совести, когда наша жизнь наполняется жаждой света, когда ты бросаешь себя во тьму или в огонь, и всё внутри ищет прохлады утешения. Бог всегда ходит рядом с нами, чтобы вернуть нас Себе. Подлинно можно сказать: Он – ревнивец, который Свое возвращает Себе, и никогда не отдает Своего в проклятие смерти, потому что не для смерти был создан Адам, а для жизни, не для слез и боли, а для радости и благодарности, не для одиночества, а для любви.

Бог всяко зовёт Адама и задает ему вопрос: Адам, где ты? Святитель Амвросий Медиоланский, размышляя об этом месте, говорит: Бог спрашивает не где ты физически, а кем ты стал, что теперь в тебе самом, что в тебе внутри? Мы знаем слова, которые произносит Адам. Он говорит словами, которые нередко, и мы теперь, дети Адама произносим в своей собственной жизни. Он говорит, что обстоятельства сделали за него этот выбор. Он говорит: Ева, которую Ты мне дал, она мне дала плод, и я его ел. О, дети Адама, мы с вами, которые и теперь говорим на вопрос нашей совести, которой говорит нам Бог: где ты? В кого ты превратился? Кем ты стал? Мы отвечаем на это: «не мы такие, а жизнь, которую Ты нам дал, такая, она нас поменяла, все вокруг нас сделало из нас других».

Но Бог не оставляет нас вопросами до Своего суда. Он снова и снова призывает нас к Себе, чтобы мы вернулись из тьмы к свету. Так и зовёт Адама. Но Адам не кается. И Бог не ждёт от Адама признания его неправоты, а ждёт от Адама совсем другого – признания того, что ему теперь, Адаму без Бога не жить. Он ждёт признания не в том, что Адам ошибся, а в том, что дальше без Него нельзя. Покаяние – это не тогда, когда ты соглашаешься с тем, что ты неправ, а покаяние – это тогда, когда ты говоришь: «я не могу жить по-другому, я требую – верни меня к Себе; я прошу Тебя дай мне жизни». Покаяние – это когда «без Тебя, Господи, не жить».

Адам обнимает свою Еву, как мы нередко обнимаем свою душу, и слыша грозный приговор от Создателя и любящего Отца, изгоняется вон из рая. Адам гонит Бога, Бог прогоняет его из рая. Так и в нашей жизни, когда мы прогоняем Его из своей жизни, не обнаруживая в себе жажды в Нём, когда мы эту жажду утоляем оправданием и ленью, когда мы эту жажду утоляем страстями и ложью, мы прогоняем Бога. И что Он? Он прогоняет от нас рай. Тогда всё, что до этого казалось светлым и райским, как мы говорили бы: «какое райское место становится мрачным, усеянным памятниками проклятия». Так Златоуст называет то, что получил человек: болезни, скорби, слёзы, предательство, ненависть, жестокость – всё это, - говорит он, - памятники проклятия, которые мы навлекаем на себя тогда, когда хороним в себе любовь к Богу, когда хороним в себе жажду в Нём. Покаяние – это единственно верное выражение любви.

Адамово изгнание. Стоящий стражник ангел у дверей рая. За нею – Адам со своею Евою – это точка в истории жизни человечества, а значит точка, которой причастен и каждый из нас, стала не только местом потери, стала не только местом изменения жизни, местом, от которого всё начало меняться. Но ещё это стало и местом, точкой возврата. Церковь вспоминает об Адамовом изгнании не для того, чтобы побить себя в грудь и сказать: «как жаль, что мы это потеряли». А для того, чтобы напомнить нам: «вспомни, что у тебя есть».

Адамово изгнание – это напоминание нам о том, к чему мы призваны своей природой – быть дома, возвращаться к Отцу. Изгнание – это не суд вечности, это всего лишь адрес дома. И Церковь нам сегодня его напоминает. Как в детстве мы учим своих детей сначала называть свое имя, а потом место, где мы живём – вдруг потеряется, чтобы мог сказать. Так и сегодня Церковь напоминает нам, что мы дети Адама и у нас есть дом, из которого ушёл наш праотец, но этот дом всегда для нас созданный, перед нами готов открыть двери, если так полюбить Бога, что без Него никак, и вернуться домой.

Трудно представить себе, что переживал Адам, когда Господь изгнал его из рая. Но ещё невыносимее представить человека без Бога. Адам был изгнан из рая, но не он один с Евой пошел в мир, новый мир, усеянный памятниками нераскаянного предательства перед любовью. Вместе с Адамом пошёл и Бог, и по сей день с каждым из нас Он следует, внушая через разного рода события в нашей жизни Свое присутствие. И когда я обнимаю эти самые памятники со слезами, и когда я падаю на эти могильные плиты, Бог, как и Адаму, говорит мне: где ты, кем ты стал? Вернись ко Мне. Он до сих пор безгранично любит нас и Свою любовь выражает в желании, чтобы мы вернулись. Возвращайся уже, - говорит. Где ты? Домой, нужно возвращаться домой. Я тебя там встречу.

Время Великого поста – это наша сильная совесть. Время Великого поста – это наше правильное, мужественное решение. Время поста – это время набраться сил и ответить на вопрос: где я? Бог слышит наш ответ, когда мы каемся. И когда мы зовем, как потерявшие своего отца дети своих родителей, плачем, кричим, призывая Его имя, тогда Он слышит и тогда Он быстро нас находит, где бы я не был, кем бы я не стал, во что бы я не превратил свою собственную жизнь.

Адамово изгнание – это точка возврата. Пора домой. Начинающийся пост – самое удобное время для того, чтобы встать и пойти. Воспользуемся этим временем. Первый шаг – это прощение. И вот сейчас мы продолжим Божественную литургию, за которой я зову каждого из вас, и себя заставлю, молиться о тех, с кем ещё так и не удалось примириться, или о тех, которые из-за тебя поссорились с Богом, с правдой, с любовью, с верностью. Молиться о тех, которые через нас споткнулись, как через порог рая, и за их спинами эти двери были закрыты. Молиться о тех, без прощения которых нам невозможно вернуть себе рай, нам невозможно вернуть себе Царство Отца, Его присутствие, потому что чтобы смотреть Ему в глаза, нужно уметь не закрывать их перед другими, а чтобы они не закрывались перед другими, их необходимо промыть слезами покаяния.

Помолимся, чтобы нам хватило решимости позвонить таким людям, да, хотя бы написать сообщение. Но не переслать какие-то чужие слова, какие-то глупые картинки, а впервые, может быть, от себя, своим именем назвавшись, сказать самые главные, самые нужные, единственно правильные слова: «ты прости меня, потому что без твоего прощения я не смогу ни любить, ни дружить, не жить, от тебя зависит теперь моя жизнь, мой рай в твоих руках. Прости меня, верни мне мой потерянный рай».

Помолимся о том, чтобы каждому из нас хватило человечности простить других, ведь и в наших руках чей-то рай, и в наших руках чья-то радость, неисполненная надежда, и в наших руках чья-то любовь. И помоги Господи и нам набраться любви к Богу, чтобы простить, чтобы сделать шаг обратно к точке возврата и через неё вернуться домой, и в день светлой Пасхи закричать радостно в этом доме: Отец, я дома, я вернулся, я воскрес. Аминь

10 марта 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1355