О не сказанных словах

03.03.2019
Просмотры: 1958

"Ведь, пожалуй, самая большая досада – это досада не ответить на любовь. Самая большая досада – это не успеть быть благодарным. Самое обидное и горькое – это не успеть сказать «спасибо» или даже не захотеть сказать «спасибо». И когда мы поминаем наших почивших сродников и молимся об их упокоении, просим у них прощения за несказанные нами слова, мы ещё вместе с этим с особым усердием, понимая, что однажды нам предстоит с ними встретиться, просим милости и любви у Того, Кто подарил жизнь нам и жизнь вечную почившим. Ведь только Он и будет причиной нашей встречи, только Он и станет силой нашей встречи, местом нашей встречи".

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, сегодня мы совершаем день памяти о наших почивших родных и близких – сегодня родительская суббота поминальная, предшествующая началу Великого поста. И сегодня мы собираемся в храмах с тем, чтобы принести свою любовь и свою искреннюю память о тех, которые любили и заботились о нас во время своей жизни. Мы молимся сегодня об упокоения наших родителей, об упокоении наших наставников, наших учителей и о тех, которых имена мы даже и не знаем, но о тех, которые свою жизнь и свою душу положили за наше Отечество, за нашу Родину, за нашу землю, отдавая ее на полях брани.

Сегодня мы совершаем свою жизнь, и в эту жизнь вкладываем силу жизни тех, которые свой подвиг совершали перед нами. совершаем мы эту родительскую поминальную субботу накануне Великого поста. В следующее воскресенье мы соберёмся в храмах с тем, чтобы испросить прощение друг у друга, чтобы уметь посмотреть в глаза своим соперникам, своим обидчикам, чтобы уметь посмотреть в глаза тем, которых мы обидели и к которым мы неправильно отнеслись, и попросить у них прощения.

Но прежде, чтобы облегчить свою совесть покаянием, мы приходим к могилам наших предков, чтобы не только помолиться об их упокоении, но и у них испросить прощение. Как часто бывает, можно услышать у могильной плиты слова человека, которые он произносит в сокрушении: «сколько много я не успел сделать для этого человека», «сколько много я не успел сказать человеку, которому теперь уже мне не придётся в жизни ничего сказать, только в вечности», «сколько бы я еще мог сделал для этого человека, но вечная моя или занятость или невнимательность, или мое безразличие или самоуверенность не давали мне возможности быть рядом с человеком, а когда я был рядом с ним, то всё продолжал говорить не о том, не о главном, главного-то не успел сказать».

И когда мы размышляем об этом главном, что мы не успели сказать нашим умершим сродникам, мы прекрасно понимаем, что это главное – это не погода сегодняшнего дня, это не события в соседском дворе, это не происшествия, которые происходят на улицах нашего города – главное это не то, чем мы иногда так наполняем свой ум и свое сердце, как шумом ветра, нет. Главное – это то, что относится только к людям – это дружба, это любовь, это верность, это честность. Как мы говорим: «не успели сказать главного», то есть признаться в своих самых глубоких искренних чувствах: благодарности, чувствах искренней признательности за то, что сделал для нас этот человек, и ещё больше в добродетелях любви, дружбы, хороших надёжных и верных отношениях.

И вот когда сегодня мы совершаем память о наших умерших сродниках, то мы не только собираемся в храмах, чтобы вспомнить их в своих молитвах, но ещё и суметь сказать им через нашу молитву то главное, что мы не успели сказать в жизни. Но и, пожалуй, самым значимым является еще и то, что сегодня мы учимся успеть вовремя сказать это главное. Ведь не только перед нашими взорами те, которых с нами нет, но перед нашими взорами и те, которые сейчас нами.

И когда мы сожалеем о том, что мы своей маме или своему отцу не успели сказать самых главных слов, своему другу или своей подруге, жене или мужу не успели сказать главных слов, то тогда сейчас перед нами есть живейший урок, который побуждает нас к тому, чтобы мы поспешали в главном, общаясь с другими, чтобы мы это главное не откладывали на потом, на когда-нибудь, на ситуацию, которая будет. Случится разговор, вот, мол, тогда и скажу. Всё очень быстро может завершиться. И тогда не только живущие будут жалеть о том, что не успели сказать главного, но и почившие с горечью будут предстоять перед престолом Божиим и бить себя в грудь за то, что не успели сказать самого главного.

Но и ещё, пожалуй, то важное и ту соль, которую мне хотелось бы сегодня донести до всех нас, это то, что самый главный и важный разговор будет с Тем, Кто подарил нам нашу жизнь. Нам бы в жизни успеть сказать самое главное Небесному Отцу. Нам бы в жизни успеть сделать такие поступки и такие шаги, которые бы стали настоящей благодарностью Ему за бесценный дар, который Он безо всяких условий подарил каждому из нас.

Ведь, пожалуй, самая большая досада – это досада не ответить на любовь. Самая большая досада – это не успеть быть благодарным. Самое обидное и горькое – это не успеть сказать «спасибо» или даже не захотеть сказать «спасибо». И когда мы поминаем наших почивших сродников и молимся об их упокоении, просим у них прощения за несказанные нами слова, мы ещё вместе с этим с особым усердием, понимая, что однажды нам предстоит с ними встретиться, просим милости и любви у Того, Кто подарил жизнь нам и жизнь вечную почившим. Ведь только Он и будет причиной нашей встречи, только Он и станет силой нашей встречи, местом нашей встречи.

Самый раз сейчас попросить у Бога милости, потому что Он нас приведет друг к другу, и живых, и почивших, и ушедших раньше, и ушедших позже. Он нас поставит лицом друг перед другом в Своем Царстве, Он станет причиной нашей новой встречи друг с другом. И поэтому сегодня мы просим Его: «Боже, милостив буди нам», просим Его: «Господи, помоги нашей вере, помоги нашей надежде и помоги нашей любви преодолеть в себе то, что мы относим к своей нерешительности, к своей косности, к своей черствости, что мы относим к своему жестокому сердцу, безразличию и холодной привычке; помоги нам, Боже, это преодолеть; помоги нам, Боже, быть не теплохладными, a горячими, ведь нам в Тебе, Господи, предстоит увидеться с теми, кого теперь уже с нами нет, но благодаря Тебе наша вера и наша любовь к ним, наша благодарность и нашим близость к ним, благодаря Тебе, Господи, сохраняются как живые, потому что Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых».

Сейчас мы совершим богослужение об упокоении наших почивших сродников. Мы попросим у Бога для них прощения грехов, у почивших попросим, чтобы и они тоже нас простили за то, что мы не успели для них сделать. Через эту просьбу научимся успевать, не ждать какого-то удобного времени, а уже сейчас, уже сегодня быть и благодарным, и настоящим, уже сейчас и сегодня суметь простить и подарить надежду. И, конечно же, самое важное – мы обратимся к Богу сейчас за этой молитвой с тем, чтобы и Он нас вдохновил, помог нам сделать главное по отношению к Нему – быть Его, жить Его духом, следовать Его слову. Господи, прими молитву нашу об упокоении почивших, и нам, Господи, даруй силу духа, горячность надежды, дай нам, Господи, твёрдость любви. Аминь.

2 марта 2019 года. Георгиевский храм города Черкесска

1958