"Блудный сын – это всё про меня. Блудный – про моё человечество, которое бывает лживым и трусливым. Сын – это тоже про моё человечество, у которого всегда есть Отец. И чтобы перестать быть блудным, нужно вернуться к Отцу. Но как бы ты далеко от Него не уходил, ты всегда будешь оставаться сыном, только лишь, чем дальше ты от Него уходишь, тем холоднее будет тебе".
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Какой я на самом деле? Вот какой я на самом деле? - об этом сегодняшнее Евангелие – о том, каким я могу быть разным и о том, что может со мной произойти, и самое главное, о том, что у меня никто никогда не сможет отнять, что всегда есть у меня, но, вот к большому говорю, я не всегда этим пользуюсь. Я хотел бы перечитать Евангелие, которое мы только что слышали – о блудном сыне.
Апостол и евангелист Лука пишет следующее: "сказал Господь притчу сию: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил, пропадал, и нашелся»". (Лк 15:11-32).
Всю эту неделю мы будем вспоминать это Евангелие – притчу о блудном сыне. Итак, какой я? Эта история, она ведь не закончилась. Правильней сказать, эта история продолжается каждый день в моем выборе, каждый день. Эта история продолжается в моей совести каждый день. Эта история продолжается в моей собственной жизни. Отец без всяких условий всегда даёт нам наше имение. Он дарит нам нашу жизнь, Он дарит нам таланты, Он дарит нам свободу – самый главный источник всех наших талантов. Он дарит нам такую свободу, чтобы мы могли свободно открывать и закрывать дверь в Его дом, чтобы мы могли свободно подходить к этой двери и не стучаться в неё предупредительно, а открывать её, как в свой дом.
Это необыкновенное право бывает только у своих, у детей перед родителями. Сын изнутри толкнул эту дверь, и взяв то, что ему подарил отец, вышел из неё, и, наверное, даже не обернулся посмотреть, закрылась ли она. Важно было, что он переступил порог. Он хотел изо всех сил почувствовать свою свободу, но, впрочем, он никогда и не чувствовал ничего иного. Ведь дверь он всегда мог открыть с любой стороны. Она никогда не запирается на ключ. Бог никогда перед нами не запирает двери Своего дома. Сын ушёл из этого дома, и мы знаем, что случилось с ним, мы знаем, что случилось с ним, потому что нередко тоже самое случается с нами. Да, почти с каждым из нас.
Какие мы на самом деле? Как мы относимся к тем талантам и дарам, которые у нас есть? Что мы приобретаем на них? Умеем ли мы дружить? – На этот вопрос легко ответить тогда, когда становимся предателями. Умеем ли мы любить? – На этот вопрос можно ответить тогда, когда мы очередной раз говорим: «разлюбил, полюбил». Умеем ли мы быть верными? – На этот вопрос можно ответить тогда, когда мы очередной раз произносим носим свои клятвы, и может быть даже другим людям. Умеем ли мы быть благодарными? – На этот вопрос легко ответить тогда, когда мы говорим: «это моё, моё; я никому это не отдам». Умеем ли мы быть милосердными? – На этот вопрос также просто ответить, когда мы не можем простить, и говорим себе: «я этого никогда не забуду». Мы умеем быть разными, и кажется нам, что вся это разность и вся это свобода – это то самое выражение, когда ты переступаешь порог дома отца и закрываешь за собой дверь. Мол, там в доме мне было душно, а здесь я свободен. В чём? В проклятиях? В предательствах? В трусости? Свободен в ненависти? В чём ты становишься свободен? И мало-помалу лишаешься всех своих даров, которые являются источником твоего счастья.
Святитель Феофилакт Болгарский замечает, что, когда мы отказываемся от присутствия Божия и теряем Его дом и страх Божий, тогда мы теряем и Его дары. Именно это и происходит в нашей жизни – она превращается в жизнь блудного сына, потому что избранный образ жизни для нас кажется совершенно свободным, возможностью выражения себя без Отца. Так мы и говорим: «это я, это моё выражение, это моё понимание мира, это моя дружба, это моя любовь, это мои привычки, это мои правила жизни; да, я такой» - говорим мы. Но в этом «я такой», когда нет Отца, тогда самый главный вопрос: «а чей я такой? кому я такой нужен? кем я такой любим?» Я ненавижу – меня ненавидят. Я не прощаю – меня не прощают. Я злюсь – со мной злятся. Я ругаюсь и со мной. Я бросаю и меня бросают. Я забываю и меня не помнят. И кому же я нужен такой?
В этом образе есть не одно, а два слова – «блудный сын». Блудный – это тогда, когда испортил, поработил всю свою свободу, тогда, когда сделал ее служанкой страсти. Вот как опять же говорит тот же святитель Болгарский: «рожки – это как страсти, когда ты их жуешь, тебе кажутся они сладостными, но эта сладость проходит быстро, когда ты их проглатываешь, они надолго останутся горечью в тебе». И, Боже мой, как мы редко говорим: «сколько я проглотил; как бы стерпел, как бы пережил!» Но на самом деле жевал рожки и этой горечью наполнил всю свою жизнь, потому что терпел только ради себя и для себя, потому что жизнь в свободе без Отца или в свободе от Отца всегда делает тебя сиротинушкой, а сиротская доля горькая. Но не Отец тебя забыл, а ты закрыл за собой дверь, выбегая из Его дома.
«Блудный сын» – в этом словосочетании, которое можно вынести в эпиграф, наверное, всей своей жизни, есть и второе важное слово – «сын». Какими бы мы не становились, нам невозможно потерять одно свойство нашей жизни. Мы можем перестать любить, мы можем перестать надеяться, мы можем перестать верить, мы можем перестать поступать хорошо, мы можем перестать прощать – многое, что можем перестать, но мы никогда не перестанем быть сыном Богу, никогда. Это свойство наше, ибо мы созданы Им. Мы можем даже свои физические свойства поменять, но природу своей души и причину своей жизни мы никогда поменять не сможем. Он родил нас. Я всегда буду Его сын.
Но в этом свойстве есть еще одна удивительная и очень важная вещь, о которой я хотел бы сегодня сказать всем нам. Это свойство Бога – Он никогда не перестает быть нам Отцом. Даже если я говорю: «у меня нет Отца». Он за мной повторяет: «а у Меня есть сын». Даже если я говорю: «я потерял Отца». Он за мной повторяет: «Я найду тебя, сын». Даже если я говорю: «мне не нужен Отец». Он повторяет за мною: «Я всегда буду твоим Отцом, потому что ты – Мой сын, Я создал тебя, Я создал тебя по образу и подобию Своему для Своей любви и Я никогда этой любви не прекращу», – говорит Бог.
Сын из притчи пришёл в себя, он покаялся, он покаялся, понимая самое главное, понимая, что у него есть отец. Покаяние – это тогда, когда ты вспоминаешь об Отце. Он есть у тебя. Покаяние – это когда ты больше не можешь без Него, это когда ты бежишь к Нему, это когда ты хочешь снова почувствовать себя нужным, любимым, дорогим, единственным, самым лучшим, хотя и испорченным, но ещё не потерявшим надежды.
Покаяние – это когда ты говоришь: «я – сын, прости меня, Отец». Блудный сын вернулся к отцу. Отец встретил его, побежал ему навстречу и своими объятиями вновь согрел его сердце, его душу. Он так его трепетно прижал к себе, что через эти объятия вернул сыну веру в то, что правда существует, жизнь сильнее смерти, любовь лучше разлуки, дружба надёжнее одиночества. Отец ввел его в свой дом, потому что никогда перед своим сыном не замыкал двери этого дома. Он дал ему кольцо, одел его в одежды сына и без всяких условий, без всяких уколов и цоканий радовался: «мой сын был мертв и ожил, был потерян и нашёлся».
Блудный сын – это всё про меня. Блудный – про моё человечество, которое бывает лживым и трусливым. Сын – это тоже про моё человечество, у которого всегда есть Отец. И чтобы перестать быть блудным, нужно вернуться к Отцу. Но как бы ты далеко от Него не уходил, ты всегда будешь оставаться сыном, только лишь, чем дальше ты от Него уходишь, тем холоднее будет тебе.
Посмотрим на свою жизнь, разглядим ее очень внимательно и честно, посмотрим на неё, чтобы ответить себе на главный вопрос: кто я, блудный сын? Где я сейчас? Что во мне наполняет мою волю и свободу: горечь или свобода, радость или печаль, надежда или отчаяние, свет или тьма? И это не праздный вопрос, это вопросы, на которые мы отвечаем сейчас здесь в храме, глядя в глаза Отцу. И как некогда написал один замечательный поэт: эти глаза всегда полны слез.
Отец всегда со слезами радуется нашему покаянию и со слезами печалится нашему изменчивому миру, который мы коверкаем сначала в себе, а затем вокруг нас. Но никогда даже со слезами на глазах не перестает быть Отцом. Вспомним об этом и вместе с блудным сыном встанем и пойдём в дом Отца, дверь Его всегда для нас открыта. Только бы успеть дойти, пока ты ходишь. А тогда, когда тебя уже принесут к этому порогу, и ты уже мертвым телом не сможешь встать и открыть дверь Отца, и будешь похоронен вне Его дома, тогда уже ничего не исправить. А пока можешь – встань и иди. Аминь.
24 февраля 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска