О том, как быть замеченным Богом

14.02.2019
Просмотры: 1637

"Совсем скоро начнется время Великого поста, и воспоминание о Закхее хотя и не является Неделей, вводящей нас в Великий пост, но очень приближает нас к мысли о том, что Христос уже идет, и я в толпе, приближает нас к мысли о том, что чтобы тебя заметили, нужно всего лишь полюбить, приближает к мысли о том, что для того, чтобы Бог не прошел мимо тебя, нужно захотеть Его увидеть, нужно подумать о Нем, нужно начать общаться с Ним, нужно обратить к Нему свою совесть, свою собственную жизнь. Христос никогда не пройдет мимо, и как тогда Закхею, так и сегодня мне может сказать: «в твоем доме Мне нужно быть»".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всех вас поздравляю с воскресным днём. Сегодня мы слышим Евангелие о Закхее. Вот в жизни иногда мы задаемся вопросом: что нужно сделать, чтобы тебя заметили? А что нужно сделать, чтобы тебя заметил Сам Бог? Об этом сегодняшнее Евангелие. И я перечитаю этот евангельский отрывок, который мы только что слышали, для лучшего понимания церковнославянского языка перечитаю по-русски.

Апостол и евангелист Лука в Евангелии пишет следующее: "Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее". (Лк 19:1-10).

Как мы узнали из сегодняшнего Евангелия и как мы знаем из народного воспоминания и свидетельства, мытари были люди, мягко скажем, в небольшом почтении у народа. Это люди, которые занимались откупом долгов, они всегда поступали очень жестоко. К ним относились со страхом, презрением, к ним относились без должного уважения, ибо не было основания для него. И вот Закхей был одним из таких – начальник мытарей, самый главный в богатом городе Иерихоне, и сам был человеком богатым. Когда, должно быть, этот невысокого роста человек шёл по городу, перед ним расступались, ему кланялись, но он знал цену этим поклонам. И эту цену всегда выражал в своих собственных, если так можно сказать, средствах.

И вот Закхей, к которому всегда относились с особым вниманием, вдруг увидел в городе происходящее нечто – его вдруг перестали замечать. Весь народ устремился к Другому. «Как же так? Разве не я являюсь самым заметным человеком в этом городе?» - думал Закхей. «Разве не мне стоило бы уступать дорогу и приостанавливать шаг около меня?» - думал Закхей. Ведь все вы в моих руках, я могу взять, могу не брать ваших средств, могу найти такую силу, которая лишит вас всякой жизни, а могу, наоборот, сделать так, что вы останетесь невредимы. Все проходили мимо Закхея и бежали к Другому.

То ли из любопытства, то ли от досады Закхей захотел увидеть Того, к Кому шел народ – Христа Спасителя. По-мальчишески побежал вперёд, потому что был низкого роста, и залез на дерево. Смешное зрелище. Но Закхею было важно увидеть Того, ради Которого такое движение народа. И что же происходит на этом дереве? Закхей с этого дерева увидел то, что, должно быть, никогда не видел. Закхей, как и многие из нас, очень часто в жизни встречался с разными взглядами. Некоторый взгляд, бывает, несёт в себе жестокий укор, какой-то другой взгляд несёт в себе интерес, иной взгляд бывает не искренним и заискивающим, иной взгляд бывает страстным и пожирающим, иной взгляд бывает очень скромным и трепетным, но бывает совсем редко такой взгляд, от которого все внутреннее мгновенно меняется – взгляд бесконечной, без условий, без «но» и «если», без прошлого, только с настоящим и будущим, взгляд Божественной любви, отцовской любви. Закхей увидел как на него посмотрел Христос.

На него ведь многие тогда люди смотрели – там, вокруг этого дерева: кто-то с усмешкой, кто-то с презрением. Но только из всей этой толпы Один на него смотрел с любовью, в которой не ставил никаких условий. И он почувствовал, вот всеми силами своей душой почувствовал, что Ему, этому смотрящему на него, Закхей нужен не как известный человек, не как богатый человек, не как человек, который может решать какие-то проблемы, не как человек, от которого что-то зависит, не как жестокий, не как добрый, не как такой же, а на него Христос смотрел, как на человека, ради которого Он и пришёл – единственного – спасти. Этот взгляд был началом слов Христа Спасителя. Когда сердце Закхея было разбито этим взглядом, как говорит Феофилакт Болгарский: «смотри, как Христос разбивает крепкие сосуды злобы, как Он их разбивает вдребезги, чтобы их больше не было, и наполняет Собою дарованные Им же новые сосуды любви». И Христос дарует этот сосуд и говорит Закхею: «слезай, сегодня Мне нужно быть у тебя дома». И идет с Закхеем к нему домой.

Образ этого Закхея – образ каждого из нас. В жизни каждого из нас всегда бывает вот это жгучее желание, с одной стороны, сделаться заметным, а, с другой стороны, несмотря ни на какую высоту своей собственной жизни, а напротив, на какие-то ухищрения, лукавые слова, гнилые обещания сделаться центром этой жизни для других. Испорченность человеческой природы, если не лечится изо дня в день, то как большой сосуд наполняется дурным содержанием. И в самом маленьком человеке может оказаться море злобы и в самом незаметном человеке может оказаться море желчи, ненависти, неблагодарности. И так бывает, что иной раз кто-то скажет тебе: «другим уже не стать, я достиг всего, что хотел; может быть, не хотел быть таким, но уже другим не стану». И не выливает, не меняет содержимого своего сосуда. А если и выливает – то на кого-то. А если что-то исчерпало себя, то тут же добавляет. И так до бесконечности. Знает, что плохо, но делает. Знает, что так нельзя, но поступает.

И вдруг, что-то вокруг начинает происходить, что поражает своей силой, что не подчиняется тебе. И как бы ты не ухищрялся, не приходит в твоё сердце мир, который, кажется, ходит вокруг тебя. И как бы ты не извивался, в твою душу не приходит любовь, а ты видишь, что вокруг тебя есть люди, которые искренне любят и любимы. И как бы ты не извивался, в твоей жизни не становится больше света, и ты совсем не улыбаешься и не благодаришь, и не радуешься, хотя вокруг столько этого света. Вот Закхей встал перед этим парадоксом жизни. И имя этому парадоксу – Бог.

Чтобы в свою жизнь вернуть любовь, чтобы в свою жизнь вернуть настоящую дружбу, чтобы в свою жизнь вернуть настоящий цвет, нужно забраться над своими всеми выстроенными стенами, нужно забраться над своими привычками, как Закхей на это дерево, нужно забраться чуть выше того, к чему ты так привык. Пусть это сначала будет выглядеть смешно и по-мальчишески, пусть сначала это будет никому и непонятно. Но разве этого ты ищешь? Главное увидеть Того, Чей взгляд родит в тебе сегодняшний день, Чей взгляд в тебе погубит вчерашний, простит твои грехи.

И мы это видим из того, что было в доме у Закхея. Когда Закхей принимал Христа, говорит: половину имения своего я отдам нищим, а кого обидел, возвращу вчетверо. Впрочем, и закон так говорит, что если ты у кого-то что-то украл, должен вернуть в четыре раза больше того, что ты украл у другого, потому что настоящее милосердие, оно не возвращает только утраченное, оно даёт больше. И милосердие – это не тогда, когда говорят: «ну, ладно, забудем». А милосердие – это тогда, когда говорят: «на, возьми ещё, и я останусь твоим должником». Что же так поменяло Закхея? Почему же так жизнь его во мгновение изменилась? Или по-другому зададимся вопросом: почему он раньше не мог таким стать? На этот вопрос каждый из нас ответит по-своему. Кто-то скажет: «потому что ко мне всегда плохо относились»; кто-то скажет: «потому что со мной всегда были несправедливы». Но если мы этот вопрос адресуем к себе и скажем также: «почему же я вчера не поменялся или до сих пор не меняюсь? Кто-то скажет: «ну, так уже сложилось». Наверное, каждый из нас найдет для себя разные ответы. Это понятно.

Но вот Закхея спасло решительное любопытство. Он захотел увидеть Бога, он захотел увидеть небо. И вот это обычное стремление увидеть Бога привело его к этому самому дереву. Вот это стремление увидеть правду и свет привело к тому, что он поднялся над всякой неправдой своей собственной жизни. Мы ведь когда объясняем свое состояние, почему же не меняемся, всё ещё продолжаем разглядывать себя самих. А вот Закхей на мгновение захотел разглядеть Христа Спасителя. И Господь никогда не проходит мимо нашей естественной человеческой жажды, как жажды сына увидеть отца. Никогда Господь не проходит мимо этой жажды сына. И как только наша совесть пожелает видеть Бога, Он тут же смотрит в глубину нашей совести, и смотрит с такой необыкновенной любовью, в которой нет страха и укора, но без которой потом уже не жить.

Как только наша совесть, обличая нас, как только обстоятельства нашей жизни, показывая всю низость и недостойность наших поступков, становятся перед нами укором, мы всегда имеем человеческое право залезть на дерево и увидеть Бога, подняться над всем, оставить все там, внизу, оторваться немного от земли, перестать вгрызаться в нее и думать, что ты есть пуп этой земли. Христос наполнил Закхея новыми сосудами Своей божественной любви и сказал ему, что пришел спасти погибшее, и сказал ему и нам, что приходит для того, чтобы забрать треснувшее, выщербленное, измаранное, чтобы поменять наше содержимое, отнять у нас ветхое и дать новое, дать нам то, что по-настоящему сделает нас и внешне, и внутри принадлежащими Ему, как отец блудному сыну вернул его сыновство.

Совсем скоро начнется время Великого поста, и воспоминание о Закхее хотя и не является Неделей, вводящей нас в Великий пост, но очень приближает нас к мысли о том, что Христос уже идет, и я в толпе, приближает нас к мысли о том, что чтобы тебя заметили, нужно всего лишь полюбить, приближает к мысли о том, что для того, чтобы Бог не прошел мимо тебя, нужно захотеть Его увидеть, нужно подумать о Нем, нужно начать общаться с Ним, нужно обратить к Нему свою совесть, свою собственную жизнь. Христос никогда не пройдет мимо, и как тогда Закхею, так и сегодня мне может сказать: «в твоем доме Мне нужно быть».

И по-славянски: Закхей потщався слези – очень быстро Закхей сошел со своего места, на котором был, бросил его и всю свою прошлую жизнь, и больше не возвращался к ней. Помолимся сейчас за божественной литургией о том, чтобы нам хватило мужества и жажды посмотреть в глаза Христу Спасителю, чтобы мы оторвали наконец-таки свои взоры от того, кто на нас смотрит также, как и мы на них, и посмотрели в небо так, как смотрит оно на нас – с любовью, с доверием, с желанием сейчас быть в доме моей жизни. Аминь.

10 февраля 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1637