Архиепископ Феофилакт выступил с докладом на пленарном заседании направления

28 января 2019 года участники XIV направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» ХХVII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Молодежь: свобода и ответственность», начали свою работу. 

В этот день Божественную литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы возглавил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в богослужении приняли участие игумены и игумении монастырей Русской Православной Церкви, которые прибыли на монашеский форум, организованный Синодальным отделом по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви. 

Первый день работы XIV направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» начался с пленарного заседания. В президиуме присутствовали архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель СОММ, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; митрополит Святогорский Арсений, наместник Успенской Святогорской лавры; митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь); архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; игумения Иуалиания (Каледа), куратор направления, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы. 

Открывая заседание, архиепископ Феогност передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и предоставил слово митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию. 

Доклад владыки Георгия носил название «Монашество как призвание – от истоков до современности». Определив в начале выступления религиозное понимание призвания как Божественной воли, выраженной в отношении отдельного человека, Его Высокопреосвященство подчеркнул, что христианству чужд детерминизм, поэтому человек, обладая Богом данной свободой, не всегда деятельно отвечает на призыв Господа. При выборе же монашеского пути особенно важно  понять подлинные причины влечения к иноческому житию. Митрополит Георгий назвал страсти, лежащие в основании ложных побуждений к монашеству, − гордыню и тщеславие, желание выделиться, самоутвердиться, или, напротив, спрятаться в монастыре от личных проблем, а также иные внешние обстоятельства, при опоре на которые монашество для человека будет не только не полезно, но и опасно. В качестве примеров глубокого духовного понимания данного вопроса владыка привел высказывания святых отцов и цитаты из трудов современного наставника иночества архимандрита Лазаря (Абашидзе).

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в своем выступлении «Свобода личности и ответственность в контексте христианского мировоззрения» обратил внимание участников пленума на необходимость вновь и вновь возвращаться к рассмотрению основных мировоззренческих понятий христианства, чтобы не допустить лукавой подмены свободы вседозволенностью, а ответственности − рабством. Такая подмена происходит, прежде всего, в сознании нецерковных людей, хотя известны случаи, когда и в церковной монашеской среде свободу и ответственность подменяют произволом и стремлением избежать всякой ответственности за свою жизнь.  

В юном возрасте для человека особенно велика ценность свободы. Однако в сознании молодых людей Церковь становится одним из главных оплотов «несвободы», а монашество – местом, куда бегут, чтобы на всю жизнь отказаться от свободы и ответственности за свою жизнь. Как донести в мир красоту и высоту христианского понимания свободы? Отвечая на этот вопрос, архиепископ Феофилакт напомнил, что Церковь всегда говорит о свободе, как об одной из главных ценностей человеческой жизни. Только свободный разум в состоянии сделать выбор между добром и злом. Христос говорил о свободе как о свободе от греха. Свобода, не «ограниченная» любовью страха Божия, приводит к духовной и нравственной деградации. Христианское понимание ответственности докладчик определил не как внешнее долженствование, а как внутренний акт любви к ближнему. Одним из движущих мотивов атеизма, особенно в его богоборческом проявлении,  архиепископ Феофилакт назвал неприятие христианского понимания свободы и ответственности, презрительное отношение к страху Божию, желание свободы как неограниченного произвола. Помочь молодым людям привести в состояние гармонии столь дорогую для них свободу и столь необходимую для нашего общества ответственность через добрый пример жизни христиан – задача, которая стоит сегодня перед людьми Церкви. 

Доклад «Современные молодые люди и монашеская жизнь: вопросы соотношения ожидаемого и действительного» митрополита Святогорского Арсения, наместника Свято-Успенской Святогорской лавры также был посвящен преодолению молодым послушником трудностей, возникающих в первые годы монашеской жизни. Когда человек «поставляет для себя планку, несоразмерную с его духовными силами», примеряя советы совершенных и духовно преуспевших, это проблема не только послушника, но и духовника. И последнему предстоит вдохновлять послушника многое переосмысливать и возрастать духовно. Наставник должен советом и молитвой помогать новоначальному не впадать в уныние при созерцании подлинного состояния падшей человеческой природы. Духовникам необходимо понимать, из какого общества приходит в монастырь современный человек, и самым надежным средством помощи такому человеку, по мнению митрополита Арсения, была и остается молитва. Приобретению рассудительности у новоначального содействует частое общение с духовником. 

Далее в своем выступлении наместник Свято-Успенской Святогорской лавры поделился практическими советами и привел положительные примеры духовного воспитания послушников из собственного опыта и опыта духовно близких Его Высокопреосвященству людей. 

Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий представил аудитории доклад, озаглавленный «Исполнение заповедей Христовых как главное содержание монашеской жизни (антропологический аспект)». Взяв в качестве основы размышлений о сути монашества христианскую антропологию, владыка Зиновий напомнил, что человек есть центральная тайна бытия в сотворенном мире, что он призван к развитию от образа Божия к Его подобию в богопознании и богообщении. Если задаться вопросом: что нужно предпринимать человеку, чтобы осуществить в себе свойства богообразности, то необходимо прежде всего вспомнить, что природа отношений его с Богом коренится в любви. А на любовь Бога человек может ответить, прежде всего, исполнением заповедей Божиих. В любви к Богу, таким образом, находится залог осуществления любви к ближнему, которая более всего реализуется в межличностном общении.  

Митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь) в сообщении «Внешние и внутренние трудности молодых послушников» поделился своими размышлениями о том, насколько важно для монашествующих – как для игуменов, так и для послушников – иметь старцев и духовных друзей, у которых можно было бы получить совет. «Я рад, что такие отношения были и есть в моей жизни», – сказал владыка. Говоря о трудностях молодых послушников, Его Высокопреосвященство обратил внимание слушателей на особое значение испытательного периода для человека, стремящегося к монашеской жизни, так как это время дается, чтобы желание быть монахом окрепло. Не менее важно, по мнению митрополита Андрея, чтобы вместе с послушником искус проходил и его духовник. Также большое значение для молодого человека, пришедшего в монастырь, имеет чувство семьи, и если оно возникает в какой-то конкретной обители, то к нему имеет смысл прислушаться. Семья дает чувство защищенности и помогает понять, что нельзя не прощать своих братьев или сестер, нельзя ненавидеть их или соперничать с ними. Как в семье, так и в монастыре, больше трудов несет тот, кто терпелив, но это не означает, что слабым здесь нет места. 

Укрепиться в желании стать монахом помогает также отвержение помыслов против духовника. Суть монашеского подвига – это подражание Христу вплоть до крестной смерти. Именно это необходимо разъяснять молодым послушникам. Современные люди в большинстве своем не имеют привычки к физическому труду и навыка слушать своих родителей, но человеческая душа, как раньше, так и теперь, устает, болит, страдает, а, соприкасаясь со Христом, чувствует потенцию, чтобы трудиться для вечности.  

Среди трудностей, которые испытывают молодые люди, приходя в монастырь, митрополит Андрей также назвал возможность неограниченного контакта с внешним миром посредством новейших технологий. 

После перерыва заседание монашеского направления Чтений продолжилось в формате семинара «Свобода и ответственность монашествующих в свете святоотеческих творений» под председательством епископа Воскресенского Дионисия, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси; куратор семинара − игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия.

29 января участники направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» ХХVII Международных Рождественских образовательных чтений продолжат работу.

Фото: Владимир Ходаков

Источник: сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству

Просмотров: 670

Поделиться

VK:39834