О причине Крещения Спасителя

24.01.2019
Просмотры: 1403

"Он приходит к нам, чтобы вместе с нами надеяться, не взять, а дать. Он приходит к нам не лишить, а принести, не прогнать, а встретить, не наказать, а полюбить, не обидеться, а простить. Он приходит к нам, чтобы быть с тем, кого любит настолько, что поднимается даже на высоту Креста. Праздник Богоявления – это капли освященной воды, которые нужно сегодня собрать в свою душу. Это не просто принести воды и попить, и окропить ею свой дом, но, глядя на эту воду, и чувствуя ее на себе, открыть перед Богом свою душу и совесть, и сказать Ему: прости меня, Отец, и благодарю Тебя, что Ты не оставил меня, и капли этой воды, как капли слез Твоей радости обо мне, как капли Твоих слез о моих грехах, как капли Твоей любви ко мне".

Сегодня мы вспоминаем евангельское событие, когда Господь пришел к Иоанну Крестителю к Иордану, чтобы там совершить крещение. И совершил это Господь, не потому что нуждался в прощении грехов, ибо безгрешен, но совершил это, потому что Бог всегда являет Себя там, где люди приносят искреннее покаяние, где люди надеется на Него. Бог всегда являет Себя там, где человек, как перед водой, ограничивает свою человеческую власть и свою человеческую независимость.

Вода является местом, которое непригодно для жизни человека, но через освящение и благословение становится не местом гибели самого человека, но местом оставления в ней, как в образе покаяния, своей прежней человеческой испорченности, исчерпанности, оставления своей человеческой немощи, оставления того, что прилипает к жизни человека грехом и пороком. Вода хотя и является местом, в котором невозможно жить человеку, но вместе с этим, является естеством, омывающим человека, дающим человеку силу, при вкушении которой человек обновляет свои силы.

Христос приходит на Иордан, чтобы там совершить крещение и открыть через это крещение Свою Божественную любовь к человеку, показать, что с присутствием Божиим кажущаяся опасной стихия может быть полезной для человека. Там, где Бог, там всё собирается в свои берега и в свое русло. Там, где Бог, не бывает буйства стихий, там Иордан возвращается вспять, - как говорит пророк. Там, где Бог, там любые и природные, и человеческие стихии становятся такими, что уже не могут больше принести ни вреда, ни опасности. Они становятся кроткими агнцами.

Через крещение, которое совершает Господь на Иордане, Он являет Свое милосердие к человеку, который приносит покаяние. Ведь и к Иоанну Крестителю приходили для того, чтобы исповедовать грехи свои. И там, где человек осознает свою неправоту, где человек осознает свою слабость, свое бессилие, свою неправду, свою испорченную волю, там Бог всё восстанавливает на прежних местах, там Бог всё возвращает в нужное русло, собирает всё воедино. Сила покаяния, которая есть и доступна для каждого из нас – это удивительная сила призывания Бога. И когда мы хотим, чтобы Бог услышал нас, для этого не нужно кричать в небо: «Господи». Для этого нужно всего лишь прошептать: «прости меня, Отец».

Когда мы хотим, чтобы Бог услышал и исполнил нашу молитву, для этого не нужно требовать и кричать, для этого не нужно напрягать все силы своей жизни и задаваться вопросом: «где Ты?». Для того, чтобы молитва была исполнена, ее нужно начать с покаяния. Как блудный сын, который вернулся к отцу, и чтобы вернуть себе расположение отца и питаться в его доме, и жить под его крышей, он начал со слов: «я согрешил на небо и пред тобою и не достоин уже называться твоим сыном, но возьми меня хотя бы как своего раба» (Лк 15:21). И как мы помним, отец принял, облобызал своего сына и произнес слова, которые Господь сегодня из вод Иордана произносит и нам: «этот сын был мертв и ожил, был потерян и нашёлся» (Лк 15:24).

Как нашелся? Как ожил? Принес покаяние, осознал свои собственные грехи, перестал искать виновника всех своих бед и несчастий вокруг, и на берегу своей жизни, как на берегу Иордана, наконец-таки сказал: «Господи, прости меня за мое буйство и бурность, прости меня за мои страсти, которые, как валуны в мутной реке, разбивали берега моей жизни. Прости меня, Господи, за пену, из-за которой не было видно самой воды, за все мои пустые слова и обещания, за все мои дурные мысли и подозрения. Прости меня, Господи, за мрак в моей жизни, как ил, который любого может утянуть в трясину, за все мои непрощения и обиды, за все мои злобу и ненависть, за всё моё желание отмщения и неимение мира в сердце, как ил, который всё поглощает в себя и не выпускает из своих объятий. Прости меня за это, Господи! Стоя на крутом берегу, помолиться: прости меня, Господи, за мою гордость и надменность, за такое мнение о себе, из-за которого я не видел других людей, за то, что постоянно себя сравнивал с другими, и стал крутым и отвесным берегом, к которому и подходить-то страшно, прости меня, Отец.

И тогда Бог и крутой берег сделает пологим, и ил достанет со дна моей жизни и выбросит вон. И воду, как мою веру, как мою любовь, как мою надежду, нередко испорченную моим неверием и отчаянием, моими неправдами и слабостями, Бог Собою очистит, Собою освятит, станет, как новый источник в гавани моей жизни, и даст мне новой воды. Как некогда, когда Он встретился с самарянкой, и та сказала Ему: «дай мне, Господи, такой воды, чтобы мне больше не ходить сюда (Ин 4:15)», - на слова Христа Спасителя, Который ей говорил: если бы ты знала Кто говорит с тобой, ты бы просила у Меня воды.

И вот сегодня мы знаем, кто Ты, Господи. Ты – любящий отец, Ты – верный друг, Ты никогда не изменяешь Своей любви к нам, в отличие от нас. Ты никогда не теряешь веру в нас, не то что мы иногда. Ты никогда не забываешь нас, не так, как это делаем мы. Ты всегда слышишь нас, в отличие оттого, что мы не всегда слышим Тебя и свою совесть. Ты, Господи, Тот, Кто причина всему, дай мне этой живой воды, веры, Своего слова, Своей любви, Своей надеждой, дай мне, Господи, этой воды, потому что без Тебя вся моя жизнь становится непролазным болотам, вся моя жизнь становится мрачным местом, потому и прошу, Господи, Тебя, дай мне такой живой воды.

И Богоявление на Иордане, когда Господь явил Себя во всех Лицах Своей Живоначальной Троицы, глаголющим с небес Отцом, крестящимся во Иордане Сыном, сходящим в виде голубя Духом Святым, мы, глядя на это, говорим: Господь, яви Себя и в моей жизни, прости меня, пусти меня к Себе в дом. Прости меня, Господи, я во многом виновен, но без Тебя моя жизнь теряет смысл, без Тебя не бывает настоящих побед, потому что побеждает и входит в жизни вечную не тот, кто силен делать всё, что хочет, а тот, кто силен любить Твое, Господи, слово, тот и входит в Царство Небесное. Дверь в Царство Божие отворяется не своей волей, но Божьей волей, а приводится в движение Божья воля через нашу любовь к Нему и к людям, через наше милосердие, через нашу искренность, достойность нашей жизни, правильность не только слов, но поступков – через это открывается дверь в Царство Божие.

Сейчас мы начнём великое освящение воды, и когда мы будем погружать крест в воду, каждый, когда почувствует на себе капли этой освященной воды, знайте, в этот момент Бог прикоснулся к нам, прикоснулся с надеждой, что найдёт в нас покаяние, что найдёт в нас любовь, что найдёт в нас место для Себя. Сегодня нам надо изо всех сил Бога вместить не в закрытую банку со святой водой, нам нужно Бога вместить в свое сердце, нередко плотно закупоренное, нам нужно Бога вместить в свою совесть, которая бывает иногда задраена, что не проглядеть, нам нужно Бога вместить в свой ум, в котором уже нет свободного места, который занят многими пустыми совершенно вещами, но нужно освободить для Него место и перестать надеяться на самих себя, потому что тот, кто надеется на себя, закрывает перед Богом дверь.

Он приходит к нам, чтобы вместе с нами надеяться, не взять, а дать. Он приходит к нам не лишить, а принести, не прогнать, а встретить, не наказать, а полюбить, не обидеться, а простить. Он приходит к нам, чтобы быть с тем, кого любит настолько, что поднимается даже на высоту Креста. Праздник Богоявления – это капли освященной воды, которые нужно сегодня собрать в свою душу. Это не просто принести воды и попить, и окропить ею свой дом, но, глядя на эту воду, и чувствуя ее на себе, открыть перед Богом свою душу и совесть, и сказать Ему: прости меня, Отец, и благодарю Тебя, что Ты не оставил меня, и капли этой воды, как капли слез Твоей радости обо мне, как капли Твоих слез о моих грехах, как капли Твоей любви ко мне.

И дай Бог, чтобы на эти капли освящённой воды и мы отозвались слезами покаяния и радости, благодарности и надежды, чтобы в этой воде мы очистили свою совесть. В этот праздничный день радуюсь тому, что совершаю богослужение здесь, в нашем любимом городе Черкесске, в нашей республике и верю, что здесь сегодня потечёт Иордан, и вижу Господа грядущего, исходящего в Иордан, и знаю, что Он не оставляет нас. И наше сегодняшнее единство, и множество народа, собранного здесь в соборе – свидетельство тому – Бог с нами, Господь не прошел мимо, и сейчас Он стоит на пороге моей совести, моей души, и Ему я говорю: Бог, Господь, явись нам. Аминь.

19 января 2019 года. Никольский собор Черкесска

1403