Об имени нашей жизни

18.01.2019
Просмотры: 1362

"Сегодня день и праздник послушания закону и благословению Божию, и сегодня день подаренного имени Господа и Спасителя Иисуса Христа. И в этот день после Рождества Христова, когда мы совершаем праздник Обрезания Господня с благоговением и радостью, с сыновним трепетом, с дружеской любовью, с надеждой верного чада будем произносить имя Господа и Спасителя Иисуса Христа. И пусть это имя станет звуком всей нашей жизни. Пусть этим именем мы будем каждый раз преодолевать свои слабости, этим именем мы будем подниматься от тяжестей содеянных поступков нашей жизни, этим именем мы будем спасаться и оставаться людьми".

Господин атаман, братья казаки, дорогие братья и сестры, я всех вас поздравляю с днём памяти святителя Василия Великого и с сегодняшним особым торжеством, когда святая Церковь вспоминает Обрезание Господне. Вот об этом празднике мне хотелось бы сегодня поразмышлять вместе с вами – что же это за особенный день? Мы знаем, что по ветхозаветному закону в восьмой день после своего рождения мальчики приносились храм, о них приносилась жертва и над ними совершалось обрезание в знак посвящения их Богу. Христос также Своей Матерью Марией и мнимым отцом Иосифом Обручником был принесен в храм, и над Ним совершилось то, что совершалось в древности с ветхозаветного времени. Таким образом, Господь показывает нам, что всякий закон, данный от Бога, надлежит исполнять.

Сила закона в том, что мы несем ему послушание. Как замечает святитель Феофилакт Болгарский, говоря об этом: когда же человек нарушает закон, тогда призывает на себя проклятье, но чтобы снять проклятье, надобно исполнить закон. И Христос исполняет закон, чтобы снять проклятье от первородного греха, которое от прародительского падения передавалось из рода в род. Христос, принесенный по закону в храм, и совершенный над Ним обряд обрезания стал знаком исполнения закона и отмены силы проклятья. И напротив, стал знаком благоволения Божия, благословения Божия. В сегодняшнем событии, в этом празднике мы находим каждый для себя обоснование закона, который даётся нам не как отделенная от нашего дела сила, но который даётся нам как то, что охраняет, ограждает нашу жизнь от смерти. Всякий, сохраняющий закон ходит под Богом, а не исполняющий закона теряется в своей жизни, тогда Господь не остаётся для него дорогой жизни. Всякий, не исполняющий закона, подобен человеку, который вместо пути избирает некие тропы, могущие завести даже до самой погибели.

И ещё в сегодняшнем дне одно важное событие, которое мы с особой любовью чтим. Когда же совершалось обрезание, которое сейчас исполнено в законе и совершается посредством таинства крещения, теперь уже мы не совершаем обрезание, но посредством Господа и Спасителя Христа совершаем крещение, тогда в этот восьмой день человеку давалось имя. Христа нарекли Иисусом – именем, которое возвестил архангел Гавриил, когда благовествовал Марии о рождении от Нее чада. Что же для нас это за особый знак? Когда для нас кто-то из людей становится очень дорог, когда наше сердце открывается перед другим человеком, когда всё наше внутреннее естество интересуется другим человеком, мы задаем, пожалуй, самый главный вопрос: а как тебя зовут? Для нас имя другого человека – это и знак доверия этого человека к нам, потому что посредством своего имени он как бы вверяет себя нам. И мы, услышав это имя, это вверение его берём в свою жизнь, запоминая его имя. И когда мы говорим о другом человеке, то мы не только говорим о нём описательно, но сразу называем его имя, чтобы посредством этого созвучия исповедовать свое отношение к этому человеку.

Для нас сегодня особо дорого, что Господь дарит нам Свое собственное имя. Он являет Свое имя. Если мы знаем из Ветхого Завета, имя Божие произносилось первосвященником один раз в году в алтаре, когда он приносил жертву и заходил в Святая Святых, то теперь Господь дарует нам, Своему народу, Своим друзьям, Своим чадам Свое имя, как залог Своего всегдашнего присутствия. Апостол и евангелист Лука в Деяниях пишет следующее: нет другого имени между людьми, которым надлежало бы спастись кроме имени Господа и Спасителя Иисуса Христа. И сегодняшний день Обрезания Господня – это день подаренного имени, день, когда Господь это Свое собственное имя называет каждому из нас, доверяя Себя, как отца, друга, любящего, настоящего, подлинного, не скрывающегося, открытого, дающего Себя нам.

Сегодня день и праздник послушания закону и благословению Божию, и сегодня день подаренного имени Господа и Спасителя Иисуса Христа. И в этот день после Рождества Христова, когда мы совершаем праздник Обрезания Господня с благоговением и радостью, с сыновним трепетом, с дружеской любовью, с надеждой верного чада будем произносить имя Господа и Спасителя Иисуса Христа. И пусть это имя станет звуком всей нашей жизни. Пусть этим именем мы будем каждый раз преодолевать свои слабости, этим именем мы будем подниматься от тяжестей содеянных поступков нашей жизни, этим именем мы будем спасаться и оставаться людьми. Посредством этого имени мы будем бороться за то, чтобы Бог принял и наши имена в Свое Царство.

И однажды сказал бы нам, как сказал Своим апостолам: когда истинный Пастырь выходит, то по имени зовёт Своих, и Свои слышат голос Его и за Ним идут. Пусть Господь позовет каждого из нас по своему имени. Но это возможно только тогда, когда Его имя влечёт нас в Его Царство, когда Его имя освящает и вдохновляет нас, когда Его имя наполняет всю нашу жизнь подлинным смыслом, радостью, потому что это имя Создателя и Творца. И если это имя звучит в моём сердце, в моей жизни, в моей душе, значит на мне замысел Божий и Его закон исполнятся. Там, - говорит Господь, - где Я, там и вы будете со Мною. День сегодняшнего торжества – день благословения закона и подаренного нам имени Божьего. Господи, Иисусе Христе, спаси всех нас. Аминь.

14 января 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1362