"Человеколюбие Божие не имеет границ. И что самое удивительное, и что никогда не может быть, наверное, ничем объяснено – человеколюбие Божие никогда не имеет никаких условий. Всегда Господь зовет к Себе. Он зовет нас всегда из нашей собственной жизни. Он зовет нас ярким и убедительным голосом и зовёт нас не поплакать, зовёт нас не поболеть, зовёт нас не на суд, зовёт нас не отобрать, Он зовет нас поделиться с нами Своей радостью, трапезой, жизнью. Он зовет нас для того, чтобы разделить с нами радость".
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Поразмышляем над Евангелием. Над таким прямым, очень понятным, ясным и безусловным откровением Божием. Сегодняшнее Евангелие о том, что нас делает счастливыми и почему нам иногда не хватает места в жизни. Я перечитаю Евангелие, которое мы только что слышали на церковнославянском языке по-русски для хорошего и осознанного понимания церковнославянского.
Апостол и евангелист Лука пишет следующее: "сказал Господь притчу сию: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: «идите, ибо уже всё готово». И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня». Другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня». Третий сказал: «я женился и потому не могу прийти». И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых». И сказал раб: «господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место». Господин сказал рабу: «пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных»". (Лк 14:16-24).
Человеколюбие Божие не имеет границ. И что самое удивительное, и что никогда не может быть, наверное, ничем объяснено – человеколюбие Божие никогда не имеет никаких условий. Всегда Господь зовет к Себе. Он зовет нас всегда из нашей собственной жизни. Он зовет нас ярким и убедительным голосом и зовёт нас не поплакать, зовёт нас не поболеть, зовёт нас не на суд, зовёт нас не отобрать, Он зовет нас поделиться с нами Своей радостью, трапезой, жизнью. Он зовет нас для того, чтобы разделить с нами радость. Всегда призыв Божий, хотя и бывает, мы слышим его сквозь наполненные слезами глаза, видя этот призыв, и слышим сквозь стон и боль, однако же Господь всегда зовёт нас, чтобы эти слёзы вытереть и боль утолить.
Ну почему же тогда, несмотря на это важное обстоятельство нашей жизни, мы не всегда чувствуем себя в Его присутствии, а Его не всегда так чётко, ясно, понятно, безусловно, без всяких «но» и «если» ощущаем в своей жизни? Всё от того зависит, на что мы надеемся, во что мы верим всеми силами своей жизни, что для нас является источником убеждения присутствия Божия, как мы ощущаем это присутствие. Если можно было бы сказать ещё иначе, я бы сказал: всё зависит от того, какой язык мы понимаем. Иногда кажется, что тот язык, на котором мы говорим и который мы понимаем, он лишает нас понимания другого Божественного языка.
Святитель Феофилакт Болгарский, толкуя эту притчу, вот о чём говорит нам: мы, видя этих людей, которые отказываются идти на званый брак, видим себя самих, и среди них не трудно себя разглядеть. Ну, кто зовёт на званый брак – понятно. Бог зовёт нас и зовёт нас первыми тогда, когда в нашем сердце вдруг так ярко и так понятно, так неизъяснимо начинает колоть совесть. Бог зовёт нас. Приди, - говорит ко Мне. Не брось свою жизнь, не откажись от неё. А приди ко Мне, чтобы почувствовать свою свободу. Приди ко Мне для того, чтобы ты почувствовал силу в своих ногах, что ты можешь ходить, что у тебя есть свобода. «Приди ко мне» - тоже самое, как если бы заботливая мама утром будила и говорила: пора вставать, наступил день, нужно трудиться. Оторвись от своего пространства, которое кажется тебе сейчас самым сладостным, самым желанным, и так не хочется тебе с ним расставаться. Всю жизнь не проживешь в постели. Нужно вставать и идти. Приди, - говорит, - вставай.
Святитель Феофилакт говорит, что мы так привыкаем познавать мир, ощущать его и жить с этим миром, расшифровывая или вслушиваясь только в то, что можем осязать. Вот, - говорит, - тот человек, который сказал хозяину: я купил землю и иду посмотреть. Это, - говорит, - те, которые привыкли понимать мир, только глядя на физические его явления. Ну, вот те, которые изучают мир только по движению физических естественных процессов. Это те самые люди, которые на болезнь говорят, что она может быть излечима или неизлечима, которые говорят на обстоятельства происходящих внешних катаклизмов, что они могут быть катастрофичны или не катастрофичны. Когда смотрят на окружающий мир и говорят, что в мире кроме физики, химии, математики, геометрии, всего того, что можно измерить и взвесить, больше ничего нет. И, мол, так и говорят: ну, а что ты хочешь, это физика.
Те, которые смотрят на поле, на весь физический мир и не видят мира Божия, начинают сами становиться частью этого поля, землей. Те, кто не поднимает голову к небу, те, кто даже боится или не желает, или сопротивляется представить себе, что и видимое поле овеяно многими и многими невидимыми силами, которые внушают этому полю силу к тому, чтобы рождать плод, что всё то, что движется даже и физическим естеством имеет начало своего движения от Того, Кто начал это движение. Не само поднялось солнце, но Бог однажды в вечности дал ему силу двигаться. Не сама и Земля появилась, но Бог из ничего создал ее. Всему даже сущему, существующему и действующему есть начало, и это начало не от космической грязи, а от премудрого Бога, любящего, премудрого, талантливого, делящегося Своим неизъяснимым даром любви со всем, к чему Он прикасается.
Грязь осталась бы грязью, если Бог не взял ее в Свою руку и не вдохнул в неё дыхание жизни, как Он сделал с Адамом. И тот, кто не прикасается к этому источнику дыхания, тот, кто не поднимает своей совести, головы к дышащему вокруг и повсюду небу, мало-помалу из созданного бессмертного творения превращается всего лишь в физику и химию, которая рано или поздно приводит к разрушению, если Тот, Кто вдохнул жизнь вновь не вдохнет ее, не подтолкнет. И вот тот самый, который говорит: я купил поле, иду посмотреть его, извини, не могу прийти к тебе, - это я, тот самый, который думаю, что вся жизнь зависит только от законов физических и химических, политических или каких-то ещё других установленных и придуманных, открытых и введённых в правило, но Бог Законодатель всему, Он и Датель жизни, и если не вернуться к Тому, Кто вдохнул эту жизнь, всё рано или поздно станет прахом. Из праха ты взят и прахом станешь, - говорит Бог.
Не приговор, но для тех, кто всё ещё остаётся и любуется полем, и в естественном не видит сверхъестества, любящего и прощающего Бога, творческую личность, страдающего и милующего Создателя. Дальше говорит толкователь: тот самый, который купил пять волов и не может тоже прийти на брак – это тот человек, который полагается только на свои чувства. Мол, пока не увижу, пока не услышу, пока не возьмусь рукой, пока не осязаю на вкус, пока не вдохну запаха – не поверю, мне нужно это видеть, мне нужно это слышать, мне нужно к этому прикоснуться.
Иногда такими бываем и мы. Ну, как ты можешь прикоснуться к прощению? Ну, как ты можешь почувствовать глазами или осязанием дружбу? Ну, как ты можешь услышать любовь? В жизни очень много вещей, к которым физически, вот этими нашими пятью волами, пятью парами волов, как пятью чувствами, невозможно прикоснуться. И если ты только осязаешь мир посредством этих чувств, ты не лучше слепца, который движется только лишь своим осязанием, хотя и лишён зрения, но напрягает изо всех сил свои иные чувства, чтобы этими чувствами прокладывать себе дорогу. Хотя у многих слепцов зрячей бывает душа. Если ты надеешься только на то, что ты можешь увидеть и услышать, и только этому отдаешь свое сердце, то обкрадываешь свой собственный мир, ограничиваешь в себе действие благодати Божией, которую иначе как чистым сердцем невозможно осязать. Тогда, в общем, тебе и не нужно это чистое сердце.
Ты можешь быть очень прагматичным человеком, но ведь этот прагматизм, который мы используем для познания мира, не всегда может привести, да и никогда не приведёт к тому, что возможно только чистому сердцу. Как Евангелие говорит нам: блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят. Не зрячие, а чистые сердцем. Не те, кто может ходить и взять что-то в руки, не тот, кто может услышать или что-то сказать или осязать на вкус, познают Бога, но те, кто очистил свое сердце для присутствия Божия. Те, которые говорят: я вижу, что это неправда, но я верю, что Бог простит тебя. Те, которые говорят: я чувствую, что ты болен, но я люблю и молюсь, чтобы Бог исцелил тебя. Те, которые говорят: на вкус жизнь горька, но если бы не сладкий мёд Христовой жертвы на Голгофе, мы бы отравились этим оцтом, мы не смогли бы вообще вкушать никакой радости в нашей жизни. Вот и говорит толкователь: и те, что, взяв пять волов, как свои пять чувств, отдают себя им, лишаются общения с Богом.
Женившийся – те, которые свою душу делают заложницей своего тела, те, которые становятся сладострастными, те, которые говорят себе и другим: самым наивысшим счастьем является получаемое удовольствие, живи в удовольствие, просто ты его получай, - и делают свою бессмертную душу несчастной женой своего тела, и оба вдовеют, потому что сладострастие никогда не приводит к жертвенности, никогда не сделает любовь сильной, никогда не позволит быть дружбе настоящей. Сладострастие всё подчиняет себе, становится страшным рабовладельцем. И уже это не вольный союз мужа и жены, но несчастное сосуществование, когда одно удерживает, ворует для себя другое. И эти все отказываются прийти на пир Божий и они лишают себя места там, которое Господь приготовил нам с вами.
И смотри, что Бог делает. Пойди, - говорит Своему рабу, - собери всех увечных, больных, чтобы те, которые не пришли, увидели, что ко Мне идут, чтобы тот, который всё ещё стоит на поле и всё ещё надеется на физические законы увидел, к господину идут люди, может быть и мне стоило бы пойти к Нему, и тогда я не лишусь самого главного – я увижу Того, Кто подарил мне эту землю, это поле, эту жизнь, Того, Кто дал этот закон. Этот раб ведёт собранных людей, чтобы и тот, который живёт пятью парами волов, и женившийся, увидев, задали себе вопрос: может и мне стоило хотя бы на минутку заглянуть в Его дом? Каждый остаётся при своём. Убогие, хромые, несчастные и одинокие находят богатый дом Отца. А схватившие в свою жизнь поле, волов или жену остаются с ними.
Ещё, - говорит Господь, - осталось место, соберите и других; еще раз пусть увидят, что Я всё ещё их жду, их место ещё не занято, они ещё могут прийти, и если не придут, не скажу им, что отниму у них их поля, или волов или их жён, как толкует об этом святитель, но пусть знают: много званых, но мало избранных. И по сути своей, и по правде избираем мы каждый свою дорогу: на что надеяться и откуда брать силы, чему верить и чем жить, ради чего отдавать свою свободу, как сохранить свой выбор. Каждый из нас это делает сам – избирает. Много званых, но мало избранных.
Сделать бы нам правильный выбор. И стоя на своем поле жизни, наслаждаясь всем сотворённым, поднять голову к небу и сказать: премудрый, Боже, Твой мир, не оставь меня в этом мире. И со своими волами, со своими чувствами, взять бы их в одну упряжь, да пойти к Тому, Кто дает нам силы к жизни, сделать бы их управляемыми не так, чтобы они водили нас, но так, чтобы мы властвовали над ними своим выбором. Мол, теперь будете работать во дворе моего Отца. Уж с этого двора вам не потеряться, вам не наделать бед, и взяв свою жену, как свою бессмертную душу, которая навсегда дана тебе, прийти с ней к Отцу и сохранить ее чистоту и святость, ее свободу и удивительную бессмертную красоту в этом доме через любовь к Отцу. Вот, - сказать, - теперь мы вместе с тобой будем наслаждаться в этом доме, чтобы нам никогда друг друга не потерять, мы теперь будем все чувства, которые у нас есть, и радости, которые мы вкушаем, брать их со стола Отца, этот хлеб никогда не бывает горьким. Пойдем к Отцу на Его пир.
Сегодняшняя евангельская притча хороша ещё и накануне наступающего новолетия. Бог дал нам всё в жизни и зовёт нас, чтобы порадоваться с нами, и если в моём сердце эта радость живет и действует, эта радость приносит плоды, нет сомнения в том, что Господь не оставит меня, ибо вся эта радость и все эти плоды – это в Его доме, а если всё ещё хватаюсь за землю да за чувства, да за привычки и страсти, как бы мне не лишиться настоящей радости, как бы мне не лишиться Отца. Много званых, но мало избранных. Аминь.
30 декабря 2018 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска