О милосердии и благодарности

30.12.2018
Просмотры: 1739

"Евангелие, которое сегодня каждый из нас услышал, мы будем переживать всю ещё наступающую неделю, и каждый раз, когда мы будем касаться двух вопросов: благодарности и милосердия, перестанем наконец-таки пользоваться прежними дурными рецептами: благодарить тех, кто благодарен тебе и милосердствовать к тем, кто милосерд к тебе. Попробуем по-другому жить. Будем сами благодарить и не ждать благодарности. Будем сами милосердны и искать только милосердия Божия. Будем обратно возвращаться к Нему, как только почувствуем силы, как только встанем от своей скованной болезнью души и сердца постели жизни, будем стремиться не к прежней жизни, а к Нему, Кто, подав руку, поднял нас от этой постели".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, вместе с вами в этот воскресный день открываю свое сердце перед Священным Евангелием. И сегодняшнее Евангелие о чуде милосердия Божия, обыкновенном чуде милосердия Божия по отношению к человеку и о человеческой благодарности. Я хотел бы вновь перечитать это Евангелие для осмысленного и лучшего понимания церковнославянского языка, и чтобы нам свободно поразмышлять над этим Евангелием.

Апостол и евангелист Лука пишет следующее: "и когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя". (Лк 17:12-19).

Милосердие Божие. Милосердие Божие, оно действует не по какому-то, как нам могло бы показаться, принятому алгоритму: ты – мне, я – тебе. Если ты такой-то, с тобой я также. Милосердие Божие – это не тот наш человеческий алгоритм жизни, которым часто мы руководствуемся: легче любить тех, которые любят нас, нам легче дружить с теми, кто дружит с нами, нам легче общаться с такими, на которых похожи мы или которые похожи на нас. Всё у нас по-другому.

А милосердие Божие, оно всегда замечает слабых и изувеченных, оно всегда замечает одиноких и брошенных, преданных и предателей, оно замечает праведников и грешников, оно замечает всех. Милосердие Божие, оно ко всем, как дневной свет, как воздух, потому что Бог для всех Бог и всех Создатель. И никого Бог не избирает тех, которые рядом или тех, которые далеко. Он всегда там, где Ему дают возможность действовать. Свою волю Бог Своим милосердием проявляет там, где человек умаляет свою волю ради Его. Как знаете, если бы он сидел на каком-то стуле и чуть-чуть придвинулся к краю, и уже не всё пространство занимает, и говорит Ему: сядь со мной рядом. Бог никогда не гнушается человека и занимает даже самое малое пространство, которое Ему уступают. Бог никогда никого не сталкивает с этой точки жизни, никого не подвигает ради Себя, не расчищает для Себя места, не разбрасывает вокруг всё подальше, чтобы оставить Себе что-то. Нет. Он настолько же делает Себя доступным, насколько человек об этом просит, к этому готов.

Вот эти десять прокаженных, о которых мы слышали, люди с тяжелой заразной болезнью. Из Священного Писания мы знаем, что нередко эта болезнь посещала человека из-за его нравственных проступков, эта болезнь становилось явной от болезни души, от укоренившегося греха. Человек поражался этой болезнью не как наказанием за грех, а как естественным продолжением греха, ибо всякий грех в человеке всегда сеет болезни. Человек, согрешающий и не исправляющий себя от этого греха, всегда уязвим не только для болезни сердца, души, но часто начинает болеть и телом. И кстати сказать, когда ты постоянно болеешь и телом, есть о чём призадуматься. Эти десять прокаженных объединились друг рядом с другом, потому что были не одинакового сословия или одинаковых интересов, или одинакового образования, или каких-то одинаковых увлечений, это были люди совершенно разные, но болезнь их объединила. Верней, даже не столько болезнь, сколько отношение к ней – их всегда прогоняли прочь от города. Прокаженные должны были одевать на себя специальную одежду и идти звонить в колокольчики, чтобы все вокруг видели, что идут прокаженные, и могли бы отойти в сторону, чтобы не заразиться от них.

Этих людей подружила изгнанность из мира. И как ни парадоксально, хотя они были вместе, все эти десять прокаженных, но они были глубоко несчастны и глубоко одиноки. Эти десять человек, которых изгнало из своего общения общество, не стали друг другу помощниками, они не стали счастливыми, они безвольно, безнадежно, а иногда, может быть, и с отчаянием, и раздражением наблюдали за смертью своей и тех, кто рядом с ними. И сразу скажу, что среди этих десяти прокаженных бывает невольно чувствуешь и себя самого. Вот так кажется внутреннее состояние души, состояние сердца, моей внутренней свободы бывает так поражено каким-то страхом или пороком, испугом или ленью, отчаянием или расслаблением, что кажется, даже находясь среди людей, ты говоришь себе с ужасом: никому не нужен, и вся моя жизнь никчемная, и все те, кто вокруг меня даже хоть и такие же или даже хуже меня, и им я не нужен. Эти десять прокаженных, десять несчастных людей, изгнанные людьми, не были вместе. Их вместе заставляла быть боязнь других людей.

И вот Христос проходил мимо них. Так бы, должно быть, и разошлись их пути, если бы не одна воля, которая есть в каждом из нас. Видите, прокаженные закричали: «Наставник, помилуй нас». Бог всегда останавливается, когда Ему человек начинает молиться. Господь никогда не проходит мимо молящегося человека. Бога останавливает молитва этих людей. «Помилуй нас», - кричат они Ему вслед и боятся подойти к Нему, обреченные быть изгнанными, но вместе с этим не боятся верить Ему, просить Его милостыни: «помилуй нас». Им не привыкать просить милостыню. Люди, обречённые на такое существование, только и живут такой милостыней. Себе заработать куска хлеба они уже не смогут, но вот вызвать к себе человеческое сострадание они ещё могут, и тем более – сострадание Божие. Они не проклинают свою жизнь. И, может быть, хотя и в жизни когда-то и рождается такое чувство, даже в таком своём упадочном состоянии одиночества, изгнанности, беспросветной болезни, мрачного будущего и забытого прошлого – что ж там помнить в таком состоянии, даже в таком своём состоянии они просят: «помилуй нас».

Эти десять прокаженных иногда оказываются добрее других. Они нуждаются в милостыне, не потому что им без этой милостыни не прокормиться, хотя и это тоже. Они нуждаются в этой милостыне, потому что без этой милостыни им уже никак не чувствовать себя людьми. Человек может чувствовать себя человеком не только потому, что он делает, но и потому, как к нему относятся. Если к нему относятся по-человечески, он себя чувствует человеком. По-разному к ним относились, но они просили милостыню. И Бог повелевает им: «идите, покажитесь священнику». В те времена священник становился свидетелем исцеления от этой страшной болезни, принесенного покаяния, изменения жизни и исцеления от болезни.

И когда они шли, то случилось обыкновенное чудо – они очистились. Они почувствовали в себе не просто прилив сил, они увидели изменения в своем теле. Их раны перестали кровоточить, их кости укрепились, они избавились от страшной проказы. К ним вернулась жизнь. Один из них бросается бежать обратно. Все силы вернувшейся к нему жизни, всё свое новое вдохновение, весь свой восторг, всю свою благодарность, всё свое удивление, изумление и всю свою надежду он из новых сил бегом несёт к Тому, Кто только что его исцелил, и прибегая к Нему, падает перед ногами Христа Спасителя: «благодарю Тебя, Господи». Христос задает ему вопрос: «разве не десять очистились? Где же девять?»

И вот первое свойство, которое являет исцеленный. Он перестаёт болеть той болезнью, которой болел, может быть, и раньше. Он не судит других. Он не говорит Ему, что они оказались вот такими или такими. Он не говорит Ему ничего о других. Он перед Ним трепетно приносит благодарность за свою жизнь. Когда ты благодаришь искренне, ты перестаёшь ненавидеть. Когда ты благодаришь по-настоящему, ты перестаёшь помнить злое. Когда ты благодаришь истинно, ты перестаёшь жить прошлым. Подлинная благодарность к Богу лишает тебя мрачного прошлого и открывает для тебя настоящее живое сегодняшнее и дорогу для будущего. Поэтому Христос и говорит этому человеку: «встань и иди». Теперь тебе есть куда идти, теперь перед тобой совершенно новая дорога, которую ты сам себе избрал, благодаря тому, что смог простить, благодаря тому, что смог полюбить, благодаря тому, что перестал обижаться и раздражаться, благодаря тому, что наконец-таки ты научился благодарности. Теперь ты можешь свободно идти.

Не знаю, о чем думали те девять. Может быть о том же, о чём иногда думаем и мы: «я достаточно настрадался в своей жизни»; «я заслужил то, что у меня есть»; за все мои слёзы, за все мои надежды, за все мои потери, за все мои боли и болезни, за все предательства, которые я пережил, теперь то, что есть – это мое». Бог ведь никогда не прогоняет меня со Своего места. Он лишь только занимает со мной рядом место. И когда я благодарю Его и когда я уступаю Ему и говорю: Господи, теперь Ты побудь здесь, а я встану и послужу Тебе, и не буду говорить, что мне все обязаны, а я послужу ради Тебя другим. Бог никогда не выгонит тебя из твоего дома, Он останется там как твой друг и к тебе в дом приведет множество друзей. За Его пазухой столько милосердия, столько любви, столько милости. Как только ты Ему уступишь немного места, Он это место засыплет Своей милостыней.

Сегодняшнее Евангелие именно о таком милосердии Божием и о настоящей человеческой благодарности. Это Евангелие не о тех девяти, которые не пришли сказать «спасибо». Христос показал нам, что Он, хотя и спросил: «где они?», однако же не забрал у них того, что им дал, оставил им этот дар. Это Евангелие не о той тоске, которая вечно в нас рождается: «ну, где же это благодарность?»; «ну, почему не благодарят?»; «ну, вот за всякое доброе, которое сделаешь, лучше бы может и не делал, тебе только злое за всё твое доброе».

Это Евангелие о том, какой добрый ты и какой благодарный я. Не другие, а я. И надо сказать, что не раз Господь касался моих проказ и очищал меня от болезней и души и тела. И какова же моя благодарность? Просто сказать Ему: «спасибо». Или прийти к Нему как благодарный раб и уже навсегда остаться с Ним, отдать Ему всю свою волю и свободу, уступить Ему место. Да, именно так. И если я это сделаю, Бог никогда не оставит меня рабом. Видишь, как этому человеку Он сказал: «иди, вера твоя спасла тебя».

Богу не нужны рабы. Это нам бывают нужны рабы, которых мы всё продолжаем заставлять благодарить себя. Богу не нужны рабы, Ему нужны благодарные и любящие дети, благодарные и верные друзья, которые всегда могут отыскать дорогу к Нему и прибежать к Нему, и сказать: «благодарю Тебя, Господи». Бог не отнимает у нас нашей свободы. Напротив, Он восстанавливает ее и восстановленную вновь отдает нам и говорит: «иди, вера твоя спасла тебя». Теперь у тебя стало больше сил.

Евангелие, которое сегодня каждый из нас услышал, мы будем переживать всю ещё наступающую неделю, и каждый раз, когда мы будем касаться двух вопросов: благодарности и милосердия, перестанем наконец-таки пользоваться прежними дурными рецептами: благодарить тех, кто благодарен тебе и милосердствовать к тем, кто милосерд к тебе. Попробуем по-другому жить. Будем сами благодарить и не ждать благодарности. Будем сами милосердны и искать только милосердия Божия. Будем обратно возвращаться к Нему, как только почувствуем силы, как только встанем от своей скованной болезнью души и сердца постели жизни, будем стремиться не к прежней жизни, а к Нему, Кто, подав руку, поднял нас от этой постели.

Бог не гнушается людьми. И этому учит нас – не гнушаться другими людьми, какими бы они не были. Всегда помнить о том, что среди них когда-то ходил и я, среди них могу оказаться и я, если не буду благодарным, если не буду верным, если забуду о милосердии Божием. Евангелие о десяти прокаженных и об одном благодарном, о десяти исцеленных и об одном счастливом, о десяти свободных и об одном вольном, о десяти прокаженных и всех помилованных – это Евангелие о нас с вами. Помолимся Господу и Спасителю Христу, как и те десять: помилуй нас, Наставник. Аминь.

23 декабря 2018 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1739