О неспасительности знания о Боге

29.12.2018
Просмотры: 1336

"Одно дело – знать о Боге, а другое дело – Его именем преодолевать в себе смерть, Его именем преодолевать в себе обиды и ссоры, зависть и неправду, Его именем преодолевать в себе всё то, что отравляет, умерщвляет нашу свободу, нашу волю, наш правильный выбор, наш правильный и прямой взгляд. Когда скажем и мы Ему: да, знаем о Боге, знаем о Его бытии, слышали о Нём от своих родителей или от своих наставников, от своих друзей или от своих соседей, или даже вот сегодня здесь, на этом богослужении слышали о Нём. Но одно дело слышать, и совсем другое, большее дело – услышанное претворять в свою жизнь".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я хотел бы вместе с вами вновь перечитать Евангелие, которое мы только что слышали за Божественной литургией, чтобы поразмышлять над этим Евангелием. Каждый раз в Евангелии мы находим ответы на самые главные вопросы нашей собственной жизни.

Апостол и евангелист Лука в своем Евангелии пишет следующее: "сказал Господь притчу сию: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: «Господи! Господи! отвори нам»; но Он скажет вам в ответ: «не знаю вас, откуда вы». Тогда станете говорить: «мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». Но Он скажет: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды». Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием". (Лк 13:18-29).

Каждый раз, когда мы задумываемся о смысле нашей собственной жизни, то, не только исходя из опыта нашей жизни, исходя из нашего расположения к другим людям, исходя из нашего собственного положения, из возможностей, мы может быть по-разному отвечаем на этот вопрос. Для одних смысл жизни – выздороветь, для других – воспитать детей, для третьих – достигнуть какого-то положения в обществе, для четвертых – ещё что-то.

Одним словом, нередко смыслы жизни упираются в могильную доску и заканчиваются самой жизнью, но Христос каждый раз возбуждал в Своих слушателях, Своих учениках, апостолах, тех, которые приходили к Нему, чтобы услышать Его благовестие, Его слово, говорил о том, что смысл жизни распространяется далеко за могильную плиту, что смысл жизни не только в том, что мы видим и к чему мы можем прикоснуться, но еще в большем – в наследии Царства Божия или в спасении. Ведь спастись в своей жизни – это значит избавиться от вечной смерти.

В этом и есть подлинный и главный смысл нашего бытия – избавиться от вечной смерти. Но это избавление от смерти приходит не один раз и сразу, а приходит от навыка того, который мы имеем в нашей жизни, когда мы постоянно в себе борем смертное. Вот сегодняшние премьеры, которые Христос привел. Чему уподоблю, - говорит, - Царство Божие? Маленькому горчичному зерну – то, что есть у тебя и то, что ты можешь вполне поместить в свою руку. Но если бы ты это зерно оставил без дела, как некоторый дар Божий, который тебе Бог дал: свободу, волю, совесть, таланты, умение быть обучаемым и учить других, умение преодолевать разные обстоятельства жизни, умение любить, дружить, прощать, другие таланты и дары – если ты их оставишь как маленькое зерно, то они так и останутся неразвитыми в тебе, и ты не победишь в себе смертное. Смертное ты побеждаешь в себе тогда, когда торжествует жизнь. Вот, если ты это зерно посеешь, то в нём смогут укрываться даже птицы небесные. Оно вырастает даже большим деревом не только для тебя, но и для других.

Царство Божие – это тот самый опыт нашей жизни, благодаря которому мы преодолеваем наше смертное, мы преодолеваем свою лень, мы преодолеваем то, что мы относим только к себе самим или только то, что мы, если бы так можно было бы сказать, олицетворяем со своей собственной жизнью. Еще проще говоря, Царство Божие – это то вечное дело, доброе, настоящее, которое мы сейчас делаем не ради себя, а ради других. Вот также и Христос приводит пример и с женщиной, которая взяла несколько мер муки и замесила их. Ведь не для себя только она сделала этот замес теста, но испечённый хлеб, должно быть, предложила для своих родных и близких, для всей своей семьи. Свой труд, свое время, свою силу она вкладывает не в то, чтобы самой насладиться хлебом, но в то, чтобы умноженная от закваски, ее веры мука, как бы увеличившаяся, скисшая, поднявшаяся дала столько хлеба, чтобы от него можно было бы напитать всю семью. Когда человек не в себя, а в других богатеет, он подлинно преодолевает смерть, он побеждает смерть. Ведь всё то, что в моих руках, если я не вкладываю, так и остаётся неразвитым, гибнет в таком малом своём виде. Если бы то зерно не посеять или та самая мука, в которую не вложить закваски, всё это останется в малых мерах и не принесет большего блага.

И наконец, в сегодняшнем Евангелии Христос говорит и о том, как будет судить нас. Все мы знаем о том, что такое хорошо и что такое плохо. И не знаем это не из классических стихотворений, а знаем это из опыта нашей собственной жизни, потому что очень часто нам наши родители, а мы своим детям даём прямые ответы на вопросы, что вот этого делать бы не стоило, это очень плохой поступок. Но вместе с этим, в сегодняшнем Евангелии мы слышим удивительный и вместе с этим, может быть, кажущийся очень странный суд Божий, в котором Господь говорит: когда зайдёт хозяин в дом, то затворить двери и никого не впустит в них. И когда придут к Нему и скажут: мы Твое имя слышали на улицах и слышали Тебя и перед Тобой ели и пили, то есть жили в Твоем присутствии, как Ты нас не помнишь? Скажет: не знаю вас. Одно дело – знать, что такое доброе, и совсем другое дело – совершать это доброе самому.

Одно дело – знать о Боге, а другое дело – Его именем преодолевать в себе смерть, Его именем преодолевать в себе обиды и ссоры, зависть и неправду, Его именем преодолевать в себе всё то, что отравляет, умерщвляет нашу свободу, нашу волю, наш правильный выбор, наш правильный и прямой взгляд. Когда скажем и мы Ему: да, знаем о Боге, знаем о Его бытии, слышали о Нём от своих родителей или от своих наставников, от своих друзей или от своих соседей, или даже вот сегодня здесь, на этом богослужении слышали о Нём. Но одно дело слышать, и совсем другое большее дело – услышанное претворять в свою жизнь.

Ходить пред Богом в правде – это значит всегда быть рядом с Ним, не временами использовать эту правду. Особенно тогда, когда она, кажется, выгодна нам, и когда мы говорим другому человеку: побойся Бога. Он не побоится Бога, если ты сам не боишься Его. Или когда ты другому говоришь человеку: ради Христа. Этот человек может оказаться черствым к твоим словам, потому что сам ты ради Христа не много чего творил. Иногда, когда мы говорим: не пред Тобою ли мы ели и пили, то есть жили, не Твое ли имя мы вспоминали? Хорошо, когда ты это имя вспоминаешь не для других, а для себя, чтобы в себе преодолеть всё то, что относится к мертвечине, к мертвому: грех, страсть, дурную привязанность, дурные привычки.

Сегодняшнее Евангелие, упреждая нас, говорит нам о том, что Господь будет судить нас по делам нашей жизни и в Своё Царство примет не тех, кто придет за Ним, а кто приходит вместе с Ним. Наша жизнь – это каждый день шаг, сделанный вместе со Христом. Когда я определяю свои поступки, делаю это не с точки зрения своей собственной выгоды, похвал в свой адрес или благодарности в свой адрес, а делаю этот шаг вместе со Христом и делаю это, чтобы прославить Его, а не свое имя, чтобы Его правду показать, а не свои вымыслы, чтобы Его свет и святость явить, а не свои дурные привычки и падения.

Сегодняшнее Евангелие о спасении, и дай, Господи, чтобы услышанное в каждом из нас родило горячее желание преодоления смерти, не однажды в своей жизни, когда мы подойдём к черте исхода из этого временного мира, перехода и шага в вечность, а преодоление в себе смерти каждый день, каждое мгновение своей жизни, преодоление в себе ветхого умершего человека, всё ещё продолжающего тянуть нас ко греху, и не дающего возможность свободно шагнуть. Пусть наше размышление в открытое сердце перед словом Божиим станет тем самым горчичным зерном, которое расцветет в нас и принесёт обильную тень и в этой тени этого горчичного дерева мы сможем укрывать и утешать себя. Пусть сегодняшнее Евангелие для нас станет закваской, которая увеличит в нас пространство для нашей совести, увеличит в нас действо благодатных слов Божиих, от которых бы мы, как та хозяйка, напитали бы не только себя, но и многих, кто вокруг нас. И пусть наша душа станет такой рачительной хозяйкой.

Помолимся милосердному Богу о том, чтобы Его слово в нас возымело действие. Помолимся милосердному Богу, чтобы Его воля всегда была бы созвучна и находила бы отзвук и отклик в нашей воле. Помолимся о том, чтобы Его любовь была силой для нашей любви, Его милость была бы вдохновением для милости и нашей по отношению к тем, с кем мы рядом. Молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

22 декабря 2018 года. Покровский храм села Новоблагодарное

1336