"Сегодняшнее воспоминание жизни святителя Николая Чудотворца – это очень хороший пример для нас, людей, это пример обычного человека совершенно простой жизни, как и все, но человека с необычной верой, с очень глубокой верой, человека, который во всём и в каждом искал встречу с Богом. А поэтому никогда не проходил мимо нуждающегося человека".
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я всех вас поздравляю с днём памяти святителя Николая Мир Ликийских чудотворца, покровители нашего святого храма, собора и нашего любимого города-курорта Кисловодска. Сегодня мы вспоминаем день памяти удивительного человека, о котором в народе сохранилась славная и живая молва и предание. С одной стороны, это человек, который жил в очень далекое время от нас, во времена, которые не только отделяют нас своим течением, но и жил, если так можно было бы сказать вполне уверенно, в совершенно другом, в отличие от нас, мире. Но в этом мире, и в том мире, в котором жил святитель Николай было и много общего. И этим общим были люди со своими надеждами, со своими молитвами, переживаниями, поступками, со всей своей жизнью. Это были люди, которые так же, как и нынешнее, наши современники и мы с вами, которые с любовью воспитывали своих детей и желали им лучшего будущего. И вот среди этого пространства жил святитель Николай, горячо горевший верой в Бога и надеждой на Него.
Для своего времени, да и хотя уже миновало десятки веков, и для нашего времени святитель Николай был как будто бы не похож на всех окружающих. И его несхожесть заключалась в том, что на всякий вызов и на всякую нужду он отвечал глубоко по-человечески. Мы из его жития знаем много тому примеров. И вот, к примеру, взять одно из повествований, когда он, чтобы отец не отдал своих несчастных детей для дурного промысла, мы помним это и житие святителя Николая, он приходил в дом к этому отцу и подбрасывал ему денег, чтобы тот не отдал своих детей в рабство. Представьте себе эту ситуацию в наше время. Соседи бы об этом написали во всех известных социальных сетях. Некоторые бы собрались рядом с домом и устроили бы прямую трансляцию происходящего. Другие бы начали возмущаться и говорить: ну, как же так, отец своих детей отдает в рабство, куда смотрит общество? Третьи бы начали что-то требовать от царя. Четвертые бы осуждали отца. Пятые бы поддерживали и говорили: ну, что поделать, такая жизнь. Всё вокруг бы бурлило мнениями, комментариями. Нашлись бы те, которые давно знали отца и давали бы публичное интервью и заявления. Каждый бы поспешил что-то сказать, осудить или поддержать, возмутиться или поставить вопрос. Все бы вокруг говорили. А святитель Николай ничего не говорил. Он сделал. Вы слышите?! Он делал. Он не ходил по округам и не говорил о том, что в этой семье такая нужда. Он не говорил своему окружению: как же так, этот отец мог бы по-другому как-то деньги заработать. Он просто брал свои свои деньги, которые ему давали люди за молитвы, на добрые дела, приходил тайно в дом этого отца и подбрасывал их ему. Он знал, что не злая испорченность толкает этого человека к таким крайним мерам, а жестокая нужда. И на нужду других людей святитель Николай отвечал не публичными обличительными словами, заявлениями, требования. Нет. Он отвечал делом.
И когда сегодня мы вспоминаем день святителя Николая, то я невольно сам себе задаю вопрос: а каким своим делом, подобно святителю Николаю, я отвечаю на вызовы современного, нынешнего нам века? Как я отвечаю на то, что происходит вокруг меня? Сегодня многие из нас упражняются в словах, но как мало упражняются в делах. Сегодня многие из нас упражняются в ненависти, в нелюбви, в осуждении и порицании. Но кто из нас упражняется в любви и прощении, в терпении и надежде? Сегодня многие из нас упражняются во внешней правде, говоря, как надо делать. Но кто из нас делает так? Это было и во времена святителя Николая. В его время тоже многие упражнялись во внешних делах, а внутри, проходя дом того самого несчастного отца с малыми детками, цоколи, качали головой, показывали пальцем и проходили мимо. То же самое происходит нередко сегодня. Мы знаем о нужде некоторых людей. Мы знаем о крайнем положении их дел. Мы знаем, что они находятся почти на краю отчаяния, и нередко мы уже замерли и ждём, и как только начнёт падать, первые скажем: а я говорил; а ведь я это всегда знал, а мне не верили; а вот посмотрите, падает или уже лежит. Святитель Николай на всё то, что он узнавал о других людях, относился к этому как самому слову Божьему. Ну, в том смысле, если он о ком-то узнал, что этот человек находится в беде, он знал, что ему не люди сказали, а Бог сказал. А значит надо идти и помочь этому человеку чем сможешь. На любые вопросы, на любые упреки, на любые слова, на любые новости, которые узнавал святитель Николай, он отвечал: это Бог сказал мне не для того, чтобы я знал о другом что-то, а для того, чтобы я помог этому человеку.
О скольких мы с вами узнаем каждый день! О ком-нибудь из тех, о ком мы узнали, мы начали горячо молиться? Мы к кому-нибудь из тех, о ком узнали, поспешили с помощью? Мы узнали и думаем, что вот теперь мы носители некой особой тайны или знания о другом человеке, но Бог нам это говорит для того, чтобы помочь этому человеку. Он так говорит мне: знаешь об этом, Я тебе это сказал устами этого человека, чтобы ты пошёл к нему и поддержал его, вытащил его из бездны, помолился за него горячо, помог ему встать на ноги. Вот для чего, - говорит Господь, - ты узнаешь о других людях, чтобы суметь полюбить их, чтобы по-людски отнестись к ним, чтобы помочь исправить им жизнь. Думаете это невозможно? Вот святитель Николай именно так и поступал. И когда ему рассказали про того самого отца, что готов своих детей отдать в рабство, он не побежал не к омбудсменам, не к императору, не к мэру города, он не побежал не к каким-то сильным века сего, он сам стал сильным и какие имел средства, пришёл и отдал отцу – только не продавай детей в рабство, только сделай их свободными. Вот тебе то, даже больше, что ты хотел бы выручить в обмен на своих детей – только оставь их чистыми. И вот так он помог тому отцу. Вот так святитель Николай помогает каждому из нас. Это не тот, кто всем говорит, а тот, кто ради каждого делает.
И повторюсь, разве мы так не можем поступать? Разве у нас нету сил хоть сколько-нибудь помочь другому человеку? Разве у нас не хватит сил души, чтобы простить другого человека, помолиться о нём, поддержать его? Разве в нас не хватит мудрости услышанное в себе исправить и от тебя дальше не изрыгать, не клеветать, не распространять дурную молву о другом человеке? Ведь Бог доверил нам чужую боль, чтобы мы ей заболели и вылечиться помогли, а не для того, чтоб мы её умножили, передавая другим, в ухо шепча: а знаешь, вот я слышал, а вот мне сказали.
Святитель Николай тоже много, что слышал и много, что знал, и много, что говорили ему. Он шёл и исправлял. Вот за это народ и полюбил его. Он был человеком справедливым, потому что был человеком дела, и его справедливость и сила его жизни была именно в этом. Он был не болтливым. Он делал, а не говорил. Он помогал и поддерживал сколько мог, сколько хватало сил, сколько хватало времени, всю свою жизнь. И представьте, нас от жизни святителя Николая отделяют десятки веков, но память о нём до сих пор жива, именно потому, что, если бы так вполне возможно сказать, он был и остаётся настоящим человеком. Он был удивителен для своего времени, но не менее удивителен и для нашего времени. Он не смотрел со стороны. Он не выглядывал из окошка и не заглядывал в приоткрытую дверь. Он действовал не как тать, он действовал как друг Христов, как верный искренний друг Божий. И никогда не смущался никакими человеческими болями и падениями, грехами и неправдами, но по-человечески всё исправлял насколько ему хватало собственных сил именем Божиим. Он возвращал людям надежду.
И знаете, наверное, тот самый отец не потому своих деток не отдал в рабство, что в его руках оказались деньги, а потому что рядом с ним оказался человек, которому было не всё равно, и отцу хватило сил, что называется, встать на ноги и начать трудиться, поменять свой взгляд на жизнь. Он перестал думать об окружающей жизни, что мир жесток и несправедлив, что нигде нет правды, что всё вокруг плохо и все плохие, и никому нет дела до его нужды, до его несчастных деток. Он перестал так думать из-за одного единственного человека, которого он даже не знал в лицо. Ведь святитель Николай тайно подбрасывал ему деньги. Он просто своей совести сказал: а, знаешь всё не так, есть кто-то, кому мы очень нужны и кому не всё равно, что будет с нами дальше; есть кто-то, кто по-настоящему нас любит, и вот, видишь, даже помогает, а значит не надо верить в то, что смерть победила, а надо твердо знать то, что Бог, победивший смерть, никогда не оставит человека и даст ему силы подняться, измениться и вновь продолжить свой жизненный путь, не лишая себя чистоты, а напротив, делая ее самой главной основой, тяжестью своей жизни. Видите, в жизни этого человека появился тайный добродетель, благотворитель, милостивый человек и всё исправил. И ведь я таким же могу быть. И ведь каждый из нас может быть точно таким же. И ведь каждый из нас может не спешить повторять чьи-то глупости, а наконец-таки сказать доброе хорошее слово, не спешить рассылать и пересылать друг другу всякие непотребства, а прислать добрые слова из Евангелия, из своего сердца, из своего ума чистого настоящего.
Ведь на самом деле каждый из нас может сегодня хотя бы сказать себе: не буду судить, Бог судья. А может быть я попробую хоть немного полюбить, ну, насколько сколько хватит сил, и этой самой любовью остановлю зло, остановлю в ком-то отчаяние, остановлю в ком-то одиночество, остановлю в ком-то уныние, которое так уже кого-то ухватило из-за всех сил. Никто его не любит. Может быть для того, чтобы я его полюбил. Никто с ним не дружит, может быть Бог для меня это место оставил. Никто не разговаривает с этим человеком, может быть Бог хочет, чтобы я с ним заговорил. И если я заговорю, и если я подружусь, и если я поддержу, если я хотя бы улыбнусь в сторону этого человека, одним несчастным на земле станет меньше, потому что этот человек скажет: не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана. Как однажды сказал святитель Филарет в ответ на отчаявшегося юного Пушкина.
Сегодняшнее воспоминание жизни святителя Николая Чудотворца – это очень хороший пример для нас людей, это пример обычного человека совершенно простой жизни, как и все, но человека с необычной верой, с очень глубокой верой, человека, который во всём и в каждом искал встречу с Богом. А поэтому никогда не проходил мимо нуждающегося человека. И каждый взгляд, который на него кто-то бросал, он ценил, потому что может быть это Христос на него смотрит. Это был человек, который многое знал о других людях, но он не отчаялся. И когда ему говорили о том, какие плохие эти люди, и как много зла вокруг, он шёл и делал доброе, чтобы этого зла стало меньше. Он верил в Бога, а поэтому любил людей. Трудно полюбить другого человека, если ты не веришь в Бога. А если ты по-настоящему веришь Ему, ты можешь полюбить другого. Если ты не любишь, значит и не веришь. Святитель Николай любил, потому что верил, верил и любил. Вот за это мы его и чтим. Вот поэтому сегодня мы ему и поклоняемся. Вот поэтому мы, вспоминая его, просим: святителю Николае, помолись о нас Богу, помоги нам через собственное покаяние сделать свою совесть свободной, свою жизнь достойной, помоги нам уметь на любые вызовы отвечать своим добрым делом, помоги нам в себе дурное губить, а доброе растить, помоги нам сделаться, как ты, о ком-то услышал недобрую весть, спешить к этому человеку, чтобы помочь ему, не можешь прийти, хотя бы помолиться о нём горячо, искренне, и уж тем более не передавать эту дурную весть другим, чтобы не быть соблазном, чтобы Господь однажды и меня помиловал, ведь Бог обо мне знает всё, и Он простит столько же, сколько я простил, и возлюбит столько же, сколько и я возлюбил, и помилует, и облагодетельствует столько же, скольких я облагодетельствовал и скольких помиловал. Святителю отче Николае, моли Бога о нас. Аминь.
19 декабря 2018 года. Никольский собор города Кисловодска