О возможном для Бога

26.12.2018
Просмотры: 1462

"Невозможное человеку возможно Богу, - говорит Христос сегодня каждому из нас. И когда совсем тяжко, будем говорить Ему: Господи, ну, Тебе же это возможно, поменяй меня. Господи, Тебе же это под силу, действуй во мне, даже если Тебе придется действовать как врачу, взяв в руки нож, я потерплю, если мне будет больно и польется кровь, но я буду знать, что это действуешь Ты, Который ради меня терпел и ради меня Свою кровь проливал. Господи, действуй во мне, спаси меня, - говорим мы вместе с апостолом сегодня. Господи, помоги мне войти в Царство, в которое Ты приводишь всякого надеющийся на Тебя, любящего Тебя, благодарного Тебе".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры, я всех вас поздравляю с воскресным днем. В этот воскресный день мы слышим Священное Евангелие, которое очень полезно каждому из нас, потому что в Евангелии мы находим ответы Бога на все вопросы нашей жизни, и особенно, в сегодняшнем – ответы для тех, которые говорят: «да, я вроде бы ничего страшного не сделал». Вот об этом сегодняшнее Евангелие.

Апостол и евангелист Лука в своем Евангелии пишет следующее: "и спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «почитай отца твоего и матерь твою». Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу". (Лк 18:18-27).

Похвальный вопрос, который задает этот человек Христу: как спастись? Это похвально, потому что, пожалуй, это самый важный и главный вопрос в нашей жизни: как спасти свою бессмертную душу? И хорошо, когда мы этот вопрос очень часто задаем самим себе, когда мы понимаем, что спасение нашей собственной души – это, если хотите, самое главное поручение Бога нам. Он подарил нам жизнь, чтобы мы ее не растеряли. Он сделал нас свободными, чтобы мы такими остались, чтобы мы не сделались рабами греха или порока. Он вздохнул в нас всё, чтобы мы дышали всем. Как спастись? - задает вопрос человек, представший пред Богом, и задает этот вопрос не для того, чтобы рассмотреть свое положение по отношению к ответу. Ну, как если бы ты потерялся и спрашиваешь у другого человека: как мне найти дорогу? А сам знаешь эту дорогу. Он задает этот вопрос для того, чтобы искушать Его. Мол, что же Он ответит. Вот у меня в руках карта, посмотрим, знает ли Он Сам эту дорогу. Уловлю-ка ли я Его в том, что Он Сам не знает дороги. От лукавства своего он спрашивает, сегодняшний герой. Но не только он.

Христос говорит ему: ты знаешь заповеди – и перечисляет их. И вот, на эти заповеди, которые Христос перечислил, этот человек отвечает так громко и так ясно, и понятно, и так нередко созвучно с нашим ответом: всё это я сохранил от юности своей. Или по-другому: ничего страшного я в своей жизни не делал, ничего такого ужасного, что можно было бы назвать преступлением, я не сотворил: не убивал, не крал, не лжесвидетельствовал, почитал своих родителей, не изменял своей семье – страшного ничего я не сделал, - говорит этот человек. Отвечая Христу: мол, всё это я сохранил от своей юности.

Но ведь спасение – это не тогда, когда я что-то не делаю, это когда я вместо злого делаю добро. Не сделать злого это ещё не сделать доброго. Хотя, несомненно, слава Богу, когда человек воздерживается от какого-либо греха. Но ещё лучше, когда это воздержание приводит человека к радости общения с Богом. Или по-другому скажу. Когда он это делает не ради своего, говоря современным языком хорошего реноме – чтобы все знали, что это достаточно приличный и хороший человек, а когда это он делает ради того, чтобы прославить имя Божие. То, что он не сделал чего-либо из этих грехов, это, в том числе, и естественно для природы человека, потому что Господь не вложил в нас необходимость убивать, не вложил нас необходимость быть скверными, воровать или брать чужое, или ненавидеть своих родителей. Всё это является частью устройства нашей жизни. Если человек не повредил это устройство, то всё это в нём естественным образом сохраняется. Ну, к примеру, как в ребенке. Какой ребёнок сотворит что-либо из перечисленного? Для него это не только не свойственно, но это является против его детства. Вот также это является против нашей души.

Но одно дело, когда ты от естества своего, слава Богу, не испортив его, сохраняешь целостность, и совсем другое дело, когда ты эту целостность посвящаешь служению Богу. Я не ворую, не потому что не вор, а потому что привык отдавать. Я почитаю родителей, не потому что хочу быть просто хорошим сыном, а потому что не могу не любить их и не благодарить их. Я не лжесвидетельствую, не потому что это принцип моей жизни, но потому что я привык говорить только доброе о других людях и этими добрыми словами поддерживать их. Одним словом, всё, что бы я не делал, это делаю не оттого, что я хорош, но оттого, что моя совесть, чтобы соединиться с Создателем, душа, чтобы обрадоваться Тому, Кто ее создал, на Кого она похожа, требует этой похожести во всех моих делах.

Христос отвечает тому человеку. Одного, - говорит, - не хватает тебе, всё, что ты имеешь продай и раздай нищим. Ты очень зависим от своего богатства. И богатство вредно не потому, что оно не приносит тебе блага, но потому что именно на него ты возлагаешь свое упование. Ты дружить привык не потому, что ты любишь, а потому что ты можешь купить. Ты и родителей почитаешь не потому, что им благодарен, а потому что даёшь им денег. Ты и не воруешь не потому, что не имеешь в этом нужды, но потому что никому ничего не раздаешь и то, что имеешь, считаешь оплотом своего благополучия. Сребролюбие стало страшной ржавчиной, которая целиком покрыла твою душу. Этот человек, опечалившись, уходит, потому что был очень богат.

Но Христос говорил ему: отдай то, от чего ты так зависишь, и тогда свободно последуешь за Мной. Или по-другому скажу. Он говорит ему: научись доверять промыслу Божьему, научись доверять и верить не в силу своего здоровья, своего положения, своего богатства, того, что ты смог насобирать. Всё это в одночасье может пройти. Научись быть добрым не потому, что у тебя что-то есть в руках, а потому что у тебя что-то есть в душе, в сердце, что-то есть в твоей совести. Научись быть хорошим не потому, что ты беспечно живёшь, и живешь только для себя. Ведь сребролюбие – это грех, когда ты не замечаешь никого кроме самого себя. Даже в других, когда ты что-то для них может быть изредка делаешь, ты тоже видишь только себя. И как сребролюбец замечаешь другому человеку: «хоть бы спасибо сказал». Или даже обижаешься: «даже спасибо не сказали». Так говорит сребролюбие. Трудно, - говорит Господь, - богатому войти в Царство Божие, и легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому спасти свою душу.

И сегодня речь, которую Господь обращает ко всем нам, она обращена не к измерению количества того, что мы имеем, а к измерению широты моей души. Я могу иметь совсем мало, но и этого малого хватит мне, чтобы сделать меня жестоким сребролюбцем, чтобы не замечать других, чтобы клещами из других вытаскивать «спасибо», и когда услышишь, в душе радоваться, и говорить: «вот оно самое настоящее счастье», и губить этим душу – искать благодарность не от неба, а от земли. Вот самое страшное последствие сребролюбия. Об этом и говорит Бог: трудно таким достичь неба, кто привык лежать на земле и обнимать ее изо всех сил, и думать, что ты, лежа на земле, чувствуя столько под собой пространства и опоры, находишься в самом лучшем положении, что ты устойчив, а ты уже лежишь и не замечаешь этого.

Когда же слова Христа услышали, то восклицает Ему один из апостолов: Господи, так кто же тогда спасется? И не оттого восклицает, что, называется, за своей пазухой имеет какое-то собранное богатство, а оттого воздыхает, что в своей душе обнаруживает, что оказывается многое из того, что мы делаем, не освящено Его именем. Мы всё ещё боимся ради Него что-то отдать от себя, ради Него боимся простить, ради Него боимся полюбить, ради Него боимся надеяться, ради Него боимся опять доверить. Мы всё ещё опираемся на свой богатый жизненный опыт и говорим себе: никому не доверяй, каждый сам за себя, сначала подумай о себе, будет сыта мать, будут сыты и дети, будет тебе хорошо, будет хорошо всем, - и так далее. И всё свое богатство мы употребляем против своей души. Христос и на этот ужас отвечает Своим бесконечным божественным неизъяснимым непонятным чувством любви, благодатью любви. Невозможное, - говорит, - человеку возможно Богу. И эти слова особенно станут понятны тогда, когда Христос поднимется на Крест и там с Креста отдаст последнее, что имел – Свою жизнь ради каждого из нас.

Невозможное человеку возможно Богу – это слова бесконечной нашей надежды. Это слова, когда мы говорим внутри себя: «я не могу», «ну, не могу, я не могу себя поменять», «я не могу поменять свои привычки», «я, мол, не могу отказаться от того, к чему так привык». И когда я говорю себе опять это предательское: «я не могу», - вспомни Его слова: «невозможное человеку возможно Богу». Вот именно в своём «не могу» нужно полностью без всякого сомнения и оглядки отдать себя в Его волю. Это не тогда, когда я уже ничего не могу сделать, это то единственное и правильное, что как раз-таки я могу сделать.

Что же значит отдать себя в волю Божию? А это значит прекратить верить в то, что твое богатство жизни, которое ты имеешь, это и есть твое счастье. Начни искать это счастье в другом – не в том, что ты берёшь, а в том, что ты отдаёшь, не в том, что ты принимаешь, как благодарность, а в том, что ты сеешь и не ждешь ответных слов, а может быть даже в ответ получаешь и горькие слова упрека, осуждения. Пусть так. Бог с ними и со мной, с нами Бог. Возможное Богу – это тогда, когда я не просто живу, ничего не делая плохого, и ничего такого страшного, а тогда, когда я начинаю мало-помалу, но без этого никак, замечать Его присутствие во всём. Когда я вглядываюсь в другого человека не для того, чтобы себя в нём разглядеть. Мол, а меня? А мне? А я? А ко мне? А почему со мной не так? Нет. Вот прекратить всё это. Я.. Со мной.. Ко мне.. А постараться в другом человеке увидеть Христа Спасителя. Может быть ещё этот образ не так ярок, может быть этот образ ещё осквернен и зарос разными пороками и проблемами, но если мы в другом человеке начнём разглядывать не себя, а Бога, тогда и Бог нас разглядит глазами другого человека. Тогда вдруг другой человек скажет нам: «а я никогда не думал, что ты такой»; «я никогда не представлял, что ты такая»; «ты мне казалась совсем другой»; или «я о тебе совсем другое слышал». Вот это и есть то, что невозможное человеку, но возможно Богу.

Возьмем в охапку все свое богатство, всю свою свободу, свою жизнь, здоровье, сколько оно есть, всех своих родных и близких, любимых и далеких, всех тех, чьи имена мы храним в своём сердце, и посмотрим, как мы богаты, как Бог щедро одарил каждого из нас, и взяв всё это, зададимся главным вопросом: как же спастись? Вот этим богатством не жить, а этим богатством изменять свою собственную жизнь, этим богатством служить к тому, чтобы принести его как дар Богу, посредством всего этого сделать себя по-настоящему жертвенным, не хвататься за всё, но служить тем даром, который Бог дал нам по-человечески тем, которых Он нам послал.

Невозможное человеку возможно Богу, - говорит Христос сегодня каждому из нас. И когда совсем тяжко, будем говорить Ему: Господи, ну, Тебе же это возможно, поменяй меня. Господи, Тебе же это под силу, действуй во мне, даже если Тебе придется действовать как врачу, взяв в руки нож, я потерплю, если мне будет больно и польется кровь, но я буду знать, что это действуешь Ты, Который ради меня терпел и ради меня Свою кровь проливал. Господи, действуй во мне, спаси меня, - говорим мы вместе с апостолом сегодня. Господи, помоги мне войти в Царство, в которое Ты приводишь всякого надеющийся на Тебя, любящего Тебя, благодарного Тебе. Аминь.

16 декабря 2018 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1462