О житницах для наших сокровищ

23.12.2018
Просмотры: 2441

"Нынешнее Евангелие о том, что житницы мы должны строить в тех, кто рядом с нами. И если Бог подарил нам время, то его надобно вложить в эти житницы. И если подарил нам силу слова, то его надо вложить в эти житницы. И если подарил нам какое другое сокровище: умение любить или дружить, его тоже нужно вложить в эти житницы. Они самые надежные – те, кто рядом. Тогда и разбогатеем в Бога. А это богатство называется благодарностью".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сёстры, я всех вас поздравляю с воскресным днем и вместе с вами вникаю в слова Священного Писания, Евангелия, которое мы слышим сегодня за Божественной литургией. И я хотел бы вновь перечитать это Евангелие для лучшего и осмысленного пониманием церковнославянского языка.

Апостол и евангелист Лука пишет следующее: "сказал Господь притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет". (Лк 12:16-21).

Эту притчу Господь говорит нам, очень точно измеряя ценность нашей жизни. Вот каждый из нас разную меру полагает, чтобы взвесить свою собственную ценность. Для некоторых из нас ценностью является некоторое наследство, которое мы получаем. Для некоторых ценным является образование, для некоторых ценным является положение, для других ценным является здоровье. Они так и говорят: это самое главное. Одним словом, каждый из нас думает, что нечто одно является самым главным и самым важным в жизни. Но Бог не один колосок дарит нам, а множество.

Вот, как и в сегодняшней притче, одному человеку подарил богатый урожай. Подарил – это значит дал возможным человеку быть добрым, дал возможность человеку быть жертвенным, дал возможность человеку быть свободным. Подарил – это значит не дал то, над чем трудился человек, а просто дал в дар. Что же это за подарки от Бога? И каждому ли Господь их даёт? Каждому живущему. Каждому из нас Он даёт эти подарки, и каждый из нас по-настоящему мог бы назвать себя богатым человеком, зная о том наследстве, которое нам дал Бог. Только бы видеть свое наследство и распоряжаться им верно.

Когда ты рассматриваешь свою собственную жизнь и видишь в ней эти дары, что даёт тебе Господь: и жизнь саму, и свободу, и друзей и тех, кто рядом, и возможность видеть и говорить, а самое главное – возможность любить, надеяться, верить – всё это дары, которые Господь дает каждому человеку. И всё это вместе и является главным, не что-то отдельное, а всё вместе. Главное то, что Он дает нам. Из Его рук главно и важно всё. Вот случилось этому человеку приобрести богатство, о котором сегодня Господь рассказывает притчу.

И что же он говорит? Первый его вопрос: что мне с этим делать? Понимает каждый из нас – всё, что я имею, я имею не в себя, а для того, чтобы оставаться собой, всё, что я имею, я имею не для того, чтобы жить этим, как в некотором законсервированном пространстве, задраенном от всех, а всё, что я имею – это, как сказал бы моряк, это плав средство, чтобы их посредством удерживаться на воде, плавать, ходить по воде; всё, что я имею – это всё для того, чтобы я оставался человеком, который стоит пред Богом и пред людьми, как некоторая опора, сила, которая помогает нам двигаться к своему Создателю.

Это естественный вопрос, который задает человек: что же мне с этим делать, как мне распорядиться этим? И говорит: вот у меня хороший удобный случай, чтобы больше не стоять, не ходить, не двигаться. Вот у меня очень хороший удобный случай, чтобы больше никаких усилий над собой самим не предпринимать. Бес обманывает человека, что счастье человека зависит не от движения его души, а от внешнего благополучия, в котором душа может покоится, как некоторая драгоценная оправа, как некоторый драгоценный камень в оправе.

И говорит: что я сделаю – сломаю прежнюю оправу, сломаю прежние житницы, построю большие, чтобы туда вместить себя. И скажу себе: ешь, пей, душа, веселись, на долгие годы у тебя сложено. Вот что, - говорит, - я сделаю построю такую жизнь, которая будет для меня местом тихим. Мол, это моё – надолго хватит. Построю себе такую жизнь, где уже не нужно никого видеть. Вот такие высокие стены, за которыми я не увижу слёзы других людей. Вот такие толстые стены, за которыми я не услышу плач других людей. Вот такие высокие тёмные окна, за которыми я не увижу лица других людей. Одним словом, построю себе такие большие житницы, что можно теперь в них и потеряться самому, и там остаться одному. И себе скажу: ешь, пей, душа, веселись.

Господь говорит ему: безумный, в эту ночь у тебя заберу твою душу. Ты думаешь, что ты великий ювелир, который делает оправу для своего камня. А знаешь, кто хозяин этого камня? В ночь сию заберёт Он этот камень – твою душу, Он его создал. Она всегда повинуется Его воле. Она всегда ограняется Его прикосновением. Вот Он возьмет ее в Свои руки, кому достанется твоя оправа, что в ней будет драгоценного? Так, - говорит, - происходит с тем, кто в себя богатеет, а не в Бога.

Так и в жизни происходит. Когда нам кажется, что всё наше благополучие – это наша изолированность от других, это наше умение не видеть и не слышать или утешаться, как нам кажется, своим довольством. Но это не так. Это не так, потому что Бог создал нас таким образом, что мы всегда находимся друг рядом с другом. Бог не отделил нас друг от друга. Он создал нас вместе для Себя. И если я отделяю от себя Его создание, значит я отделяю и Его Самого. Когда мы задумываемся о благополучии своём собственном, мы очень редко думаем о том, что для этого благополучия необходимо обратить внимание на других людей. Нередко, когда мы думаем о том, что вот это наше счастье заключается в том, что тот дар, который я имею, я мог бы умножить, разделив его с другим. Святитель Феофилакт Болгарский замечает на это Евангелие следующее: нуждающиеся – вот новые закрома; те, кто нуждается – вот новые житницы.

Тот, кто питает нуждающегося, - говорит он, - питает Самого Бога. Нуждающийся – это не только тот, которому сейчас нужен хлеб, это ещё и тот, которому нужно, чтобы рядом с ним был настоящий верный человек, а не высокие толстые заборы с темными окнами. Нуждающийся – это не только тот, который нуждается в широте нашего кармана и в его содержимом, это тот, кто нуждается в глубине нашей души, в ее прозрачности, в ее чистоте, в которой можно увидеть Самого Бога. Богатеть в Бога – это и значит сохранять это пространство своей собственной жизни чистым и не омраченным, не расширять это пространство вширь, как тот безумец, который говорит: сломаю старые житницы и построю большие, и если станет больше, значит стану счастливее. Нет, это расширять свое пространство ввысь. Много не там, где широко, а там, где до самого неба. Много не там, где закопано глубоко, а там, где поднято к самому небу, потому что там, ввысь нет границ, а всё, что вширь и вглубь заканчивается смертью.

Сегодняшнее Евангелие заставляет вспомнить каждого из нас о великом Создателе, заставляет, в том смысле, что понуждает вернуться нас к великому Создателю, Который подарил нам бесконечный дар жизни, вспомнить о том, что именно эта пуповина и питает нас, и эта пуповина растёт с неба. И если мне кажется, что силы для своей жизни я мог бы питать от земли, то очень быстро я зачахну, потому что и землю поливает небо, и земле небо дает свет.

Нынешнее Евангелие о том, что житницы мы должны строить в тех, кто рядом с нами. И если Бог подарил нам время, то его надобно вложить в эти житницы. И если подарил нам силу слова, то его надо вложить в эти житницы. И если подарил нам какое другое сокровище: умение любить или дружить, его тоже нужно вложить в эти житницы. Они самые надежные – те, кто рядом. Тогда и разбогатеем в Бога. А это богатство называется благодарностью.

Потому что, когда придём к Нему на суд, то окажемся с теми, кто принесёт с собою розданное им нами. И на этом суде каждый скажет: вот, Господи, он однажды простил меня, этот драгоценный дар помог мне исправиться, возьми за него выкуп. Вот, Господи, этот человек однажды услышал мою просьбу и отозвался на неё, и это помогло мне не отчаяться, возьми за него выкуп. Там на суде скажут: вот, Господи, этот человек не прошел мимо моей нужды и это позволило мне продолжать верить, возьми за него выкуп. Так и разбогатеет душа в Бога, у Бога от тех житниц, в которые мы вкладываем сейчас свои силы. Питающий нищего, - говорит Феофилакт Болгарский, - питает Бога. Напитаем Господа своим прощением другим, милостью к другим, терпением к другим, напитаем Его своей искренней молитвой о других, сердцем, страдающим за других, напитаем Его тем, что не лишит нас никакого достоинства, а напротив покажет нас не теми, кто может ломать житницы, а бережно собирать и хранить в других, в Бога богатеть. Аминь.

2 декабря 2018 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

2441