О жизни по Евангелию

22.12.2018
Просмотры: 2394

"Жить по Евангелию – это не жить за высоким забором, это не жить в надежном доме, это не жить в таком месте, где ты никого не встретишь. Жить по Евангелию – это быть на самом острие, это постоянно разделять в себе ветхого и нового человека, отдирая от себя ветхого человека. Жить по Евангелию – это не успокоиться, а наоборот начать подъем в гору. Жить по Евангелию – это не лежать, это постоянно быть в движении, это постоянно испытывать свою совесть, следовать вслед ее словам, изменять себя, прежде всего, заставлять себя, понуждать себя к молитве, к посту. Ну, может быть, это окажется попроще, а вот посложнее чему себя заставлять: простить других людей, молиться за других людей, не злиться и не обижаться на других, не хранить в памяти о них какие-то дурные воспоминания. Жить по Евангелию – это не тёплое гнездышко и не глубокая одинокая темная нора, это не иметь, где голову приклонить, это не быть спокойным".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы каждый раз, когда собираемся в храме, во-первых, радуемся тому, что мы все вместе. Храм – это то самое пространство, в котором это ощущение единства переживается особым образом, потому что в этом единстве не только мы с вами вместе, те, которые друг друга видят и слышат, но ещё и с нами Бог. Он и даёт нам эту радость единства, общения. И я хотел бы вместе с вами сейчас вернуться к Евангелию, которое мы только что слышали, вновь перечитать его на русском языке для лучшего понимания церковнославянского языка и поразмышлять над этим Евангелием.

Апостол и евангелист Лука пишет следующее: случилось, что, когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк 9:57-62).

Сегодняшнее Евангелие о решимости, о принятых решениях, о том, что является силой наших принятых решений и о том, когда мы им следуем, и когда, наоборот, нам очень тяжело их исполнить. Итак, в сегодняшнем Евангелии мы слышим, как некоторые люди говорят: «Господи, мы хотим пойти за Тобой». Это решение возникает не спонтанно, это особенное осознанное размышление, которое было основано на личном опыте с Богом: хорошо с Ним. Вот бывают такие минуты в нашей жизни, такие обстоятельства в нашей жизни, о которых мы говорим: вот бы это время никогда не заканчивалось, вот бы оно всегда продолжалась, вот бы ничего сейчас не поменялось, вот так бы пусть будет всегда. Естественное желание, которым были движимы эти люди, обратившиеся ко Господу – пойти за Ним, оставаться с Ним. Они в своей душе нашли то, что очень трудно было им найти раньше – такую тишину, в которой слышно собственную совесть. Они нашли такое расположение своей души, в котором они увидели свет, надежду. Жить захотелось. И когда один говорит: «Господи, я пойду за Тобою». То Христос, глядя в его сердце, слыша его совесть, говорит ему о том, что присутствие с Богом это не состояние благополучия, это не состояние того благополучия, о котором мы думаем, называя это состояние тихим местечком, тёплым, спокойным, тихим. Говорит: посмотри, лисы имеют норы, птицы имеют гнёзда, а Сын Человеческий не имеет, где голову приклонить (Лк 9:58). Жить по Евангелию – это не жить за высоким забором, это не жить в надежном доме, это не жить в таком месте, где ты никого не встретишь. Жить по Евангелию – это быть на самом острие, это постоянно разделять в себе ветхого и нового человека, отдирая от себя ветхого человека. Жить по Евангелию – это не успокоиться, а наоборот начать подъем в гору. Жить по Евангелию – это не лежать, это постоянно быть в движении, это постоянно испытывать свою совесть, следовать вслед ее словам, изменять себя, прежде всего, заставлять себя, понуждать себя к молитве, к посту. Ну, может быть, это окажется попроще, а вот посложнее чему себя заставлять: простить других людей, молиться за других людей, не злиться и не обижаться на других, не хранить в памяти о них какие-то дурные воспоминания. Жить по Евангелию – это не тёплое гнездышко и не глубокая одинокая темная нора, это не иметь, где голову приклонить, это не быть спокойным. И если кто-то мечтает о некотором спокойствии, то один из старцев русских говорил так: вот запоют «со святыми упокой», вот только тогда может Бог и даст тебе покоя. Но беспокойство другого порядка должно быть в нас. Это значит уступить другим место, а самому продолжать идти.

Другой человек спрашивает Его: я пойду за Тобой, но позволь мне прежде сначала погрести своих мертвецов, попрощаться с родными, похоронить тех, которые умирают, досмотреть. То есть, Господи, дай мне такое время жизни, вот когда я со всем управлюсь, тогда и для Тебя я найду силы, пойти за Тобой. Это мы очень часто, очень часто слышим. Слышим это часто, потому что также часто произносим. Вот придет время, вот тогда я что-то буду менять в своей жизни. Ну, а сейчас разве мне до молитвы, когда нужно утром всех собрать? Разве мне сейчас до поста, когда нужно всем наготовить? Разве мне сейчас до чтения Евангелия, когда нужно куда-то бежать и что-то делать? Разве мне сейчас до прощения, когда что? - когда я не хочу поменять себя? Разве мне сейчас до благодарности, когда что? - когда я не всё ещё собрал для себя? Разве мне сейчас до любви, когда что? когда что только мне не нравится в моей жизни? Потому Христос и отвечает: пусть мертвые погребают своих мертвецов. Ты хочешь закончить дело, которое закончиться смертью. Ты хочешь доделать то, что не способно жить. Ты хочешь продолжить свою ненависть, ты хочешь продолжить свою лень, ты хочешь продолжить свою беспечную жизнь, слова, которые у тебя рождаются и вылетают, и ты не думаешь о том, что это скверные и дурные слова. Ты хочешь продолжить все свои застолья, называя это праздником. И после каждого такого праздника, мучаясь потом совестью, и боясь поднять глаза, посмотреть в глаза родным и близким. Тебе всё ещё нужны эти мертвецы, которые и тебя делают мертвецами? Не нужно их хоронить. Они уже погибли.

В том и удивительно следование за Богом, что как только ты оставляешь любое дурное дело, оно больше в тебе не живёт, Бог вымещает его в тебе Своей благодатью. Да, нужно побороться, чтобы оно не вернулось. Оно будет, это дело, как прилипчивая грязь, всё будет как будто бы следить за тобой, но посмотри, с каждым шагом ее будет оставаться всё меньше и меньше, если ты будешь прочь уходить из этой грязной лужи, а не топтаться в ней. Что-то бросил дурное делать, привычку дурную, от которой не можешь избавиться – уходи от неё, не топчись, не говори себе: «ещё в последний раз, ещё одну и всё, и на этом точка», или «вот завтра я начну жить по-другому». Если ты сегодня заснешь в этой грязной луже, то ты и завтра в ней проснёшься. Из неё нужно выбираться прямо сейчас. Потому Христос и говорит: пусть мертвые погребают своих мертвецов. Ты – живой, ты не принадлежишь смерти, ты принадлежишь жизни, потому что Бог тебя создал. Он – жизнь. Ему мы все принадлежим. Ещё некоторый говорит: мол, я доделаю все свои дела или попрощаюсь с родными, и тут же вернусь. Доброе дело не может терпеть, оно должно совершаться сразу же. Сразу же. Мгновенно. Если бы мать, рассматривая, как падает ее ребёнок, сразу же бы не кинулась к ребёнку, чтобы спасти его. Что было бы с ним? Он поранил бы себя. Доброе дело должно быть стремительным, мгновенным. Мы никогда не должны оглядываться назад в добром деле. Оно должно совершаться сразу же, без раздумий. Услышал удар колокола – вот пришло время молитвы. Не потом, не когда-то, а теперь, сейчас.

Услышал в своей совести пробудившийся, наконец, ее призыв: так ведь пост идёт, что ж мы тут себя сегодня решили так осквернить? Тут же послушайся этого голоса, довольствуйся малым, не вкушай ненужного, не потому что оно плохо сейчас, но потому что нужно научить, в том числе, детей уметь от чего-то отказываться ради большего, уметь сеять, чтобы потом выросло, и собрать. А если не научишься от этого отказываться, если будешь всё поедать, все припасы. Что вырастет? Что ты посеешь? Пустоту? Из неё растёт только сорняк, доброго не вырастет. Доброе дело нужно делать сразу же, потому-то Христос и говорит нам, особенно здесь, как будто бы прямо говорит нам, живущим на нашей земле Ставрополья: взявшийся за плуг и оглядывающийся назад, - а сегодня в храме все знают, что такое плуг, никому объяснять не надо, - неблагонадежен для Царства Божия. Почему? Да потому что борона будет кривой, ничего в ней доброго не созреет. Потому что, если ты смотришь назад, ты глубоко семя не посеешь, ты не положишь его в землю. Все твои силы уйдут в твои воспоминания прошлого, и сегодня ты ничего не сможешь сделать. Сейчас ты должен смотреть вперёд и всем своим весом навалиться на плуг, только тогда ты сможешь перевернуть пласт земли, в который вложить доброе семя, и оно принесет плод.

Каждый раз, когда мы возвращаемся к своему прошлому, когда мы знаем, что надо делать, но поворачиваем голову изо всех сил через боль и говорим: «а вот как раньше было», и вспоминаем свое прошлое, нередко такое, о котором бы лучше и вовсе не думать, покаяться и оставить среди мёртвого, каждый раз, когда мы это делаем, мы не видим настоящего и мы лишаем себя будущего. Не нужно оборачиваться назад не только в своей жизни для себя, но никогда не смотри назад за жизнью другого человека, каким бы он ни был в прошлом. Видишь, сейчас он старается, порадуйся этому, поддержи его в этом. Неважно, что он делал вчера, если в этом покаялся. Важно, что он делает сейчас, если поменялся. Порадуйся этому, помоги ему, чтобы он не останавливался. И каждый раз, когда он будет возвращаться назад и пытаться обернуться, и сказать: «раньше, когда я вот это делал, мне, кажется, жилось лучше». Скажи ему правду: ты умирал раньше, потому что грех сладок пока ешь, а как попадет в тебя, он горько убивает, не возвращайся к нему, не смотри на эту ложную сладость, пойдём вместе вперёд, крепко держась за плуг своей совести, поднимем в себе самих этот затоптанный пласт к нашей черствости, и посеем новые добрые семена».

Сегодняшнее Евангелие, видите, как многому нас учит. Все ясно и понятно. Но самое драгоценное в том, что это решение нужно, можно и важно принять именно сейчас. Прямо сейчас об этом просто подумать, а сказать себе: «и вправду, что ж я все бегаю со своей мертвечиной, да, простить легче, пока не прощу, так и будет вонять под носом». Что ж я бегаю со своими обидами, как с мертвыми, они же постоянно меня мучат, они постоянно лишают меня надежды, они и меня как будто бы разлагают по частям, из этих обид, из-за обид я теряю силу к жизни, давно уже пора избавиться от них. И пусть мертвые погребают своих мертвецов, я-то жив. Мое место не с ними, не среди них. Я жив, а значит надо это выбросить вон и жить дальше. Что же я все сомневаюсь и ищу комфортного места? Мое комфортное место сейчас и здесь, и мое самое радостное состояние – сейчас и здесь. Моя жизнь – это мои дела, и радость моей жизни не тогда, когда я ничего не делаю, а тогда, когда, хотя и через боль, но я люблю, через потери, но дружу, через страдания, но верю и доверяю – вот она моя жизнь, потому что Христос на земле прожил такой жизнью, и показал нам это на Себе Самом. Что же я все прощаюсь и не могу проститься? Да, потому что не прощаюсь, потому что испытываю каждый раз себя, и думаю, что еще чуть-чуть, еще немножко и потом я изменюсь. Не бывает такого. Зайдешь понемногу в топь и болото, оно всего тебя затащит. Не надо прощаться, нужно оставлять. Не нужно постепенно и поэтапно, нужно просто развернуться и пойти в другом направлении – от болота в сторону хорошей широкой дороги. Сегодняшнее Евангелие, оно как второе дыхание для каждого из нас, оно как вдохновение каждому из нас. Только осталось вдохнуть этим Евангелием, принять решение и сделать первый шаг в правильном направлении, и взявшись за плуг, не оборачиваться больше назад, чтобы не оказаться неблагонадежными для Царства Божия, но чтобы быть верными наследниками этого Царства. Аминь.

1 декабря 2018 года. Никольский храм станицы Зольской

2394