О лекарстве

09.12.2018
Просмотры: 1967

"Лекарство для исцеления лежит не в аптеке и не только у хорошего врача. Лекарство для исцеления лежит в собственном сердце, в собственной душе. Потому-то Господь и говорит: Царство Божие внутри вас есть (Лк 17:21).  Покаяться – это значит примириться с Богом, это значит перестать Ему ставить условия, которые питаются от нашего нежелания меняться. Ведь почему я говорю: если вот будет так, тогда я? А почему бы не сказать по-другому: сначала я, а потом, Господи, если пожелаешь сделай так, как знаешь, как лучше, как хочешь?! Наверное, мы редко задумываемся о том, что вот такое обращение к Богу могло бы больше принести пользы. И мы это обращение ещё и не произносим потому, что не хотим меняться, и поэтому продолжаем болеть".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В этот воскресный день мы с вами становимся свидетелями двух удивительных чудес, которые сотворил Господь и Спаситель Христос. Об этих чудесах написано в Евангелии, но Евангелие — это не книга чудес. Евангелие – это книга жизни, и то, что сотворил Господь в Евангелии, Он творит и сегодня, и прямо сейчас. Я хотел бы вновь вспомнить это Евангелие и вместе с вами перечитать его для лучшего понимания церковнославянского текста.

Апостол и евангелист Лука в своём Евангелии пишет следующее: "и вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: «кто прикоснулся ко Мне?» Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем". (Лк 8:41-56).

Две удивительные истории одинаковой надежды, глубокой веры. Когда мы с вами размышляем о вере, то задаемся вопросом: как сделать, чтобы вера была крепкой? Что нужно сделать, чтобы вера в тебе была такой твердой, как она была твердой у этого начальника синагоги Иаира, о котором мы сегодня слышали, как она была твёрдой у этой женщины, страдавшей кровотечением и получившей исцеление? Что нужно для этого сделать? – Ну, хотя бы подражать этим людям. В чём же была их сила веры? Итак, первая женщина, которая прикоснулась ко Христу, двенадцать лет она страдала тяжкой болезнью. Что такое долго болеть, наверное, многие из нас знают. Это означает не только постоянно страдать, это означает не только постоянно испытывать боль и неудобства, это ещё и означает правильное или искаженное расположение себя самого, себя внутреннего человека к этой болезни. Не потому, что ничего нельзя сделать, но потому, что через эту болезнь можно или укрепиться в вере или отчаяться. Когда человек в болезнях или в испытаниях укрепляется в вере? – Когда между собой и Богом ничего не ставит. Когда мы лечимся по принципу: если я стану здоровым, тогда я сделаю это, то скорее всего болезнь навряд ли оставит нас. Когда мы между собой и Богом ставим какие-то препятствия, которые возводим в ранг: «если», «вот если бы». При этом находим силу не в себе, не к себе обращаем то, что нужно поменять, а к внешним обстоятельствам или, даже скажем, к Самому Богу, тогда мы никак не можем согреться ни светом, ни огнём.

Говоря так, вспоминаю слова святителя Феофилакта Болгарского, который удивительно поясняет это Евангелие. Посмотри, - говорит, - как если бы ты обратил глаза к свету или к огню, то этот свет и тепло быстро заполняют твое пространство, если между тобой и источником нет препятствий. Что же за препятствие было у этой женщины, что она так долго не могла исцелиться? Из Евангелия мы знаем, что она издержала много из своего имущества на разных лекарей и искала исцеления, но исцеления она искала не внутри себя. Проще говоря, наверное, на первых этапах и порах своей жизни и своей болезни, а может быть и позже, она, конечно, с легкостью соглашалась: грешна; или по-другому: да, все мы грешны, ну, разве есть человек без греха. Но кто-то мне должен помочь.

Нам по-настоящему помочь может только тот, кто может исправить, простить нас. Но чтобы это произошло, нужно искренне раскаяться. Раскаяться не словами: да, все мы грешные, а раскаяться делами: я больше этого делать никогда не буду. Лекарство для исцеления лежит не в аптеке и не только у хорошего врача. Лекарство для исцеления лежит в собственном сердце, в собственной душе. Потому-то Господь и говорит: Царство Божие внутри вас есть (Лк 17:21).  Покаяться – это значит примириться с Богом, это значит перестать Ему ставить условия, которые питаются от нашего нежелания меняться. Ведь почему я говорю: если вот будет так, тогда я? А почему бы не сказать по-другому: сначала я, а потом, Господи, если пожелаешь сделай так, как знаешь, как лучше, как хочешь?! Наверное, мы редко задумываемся о том, что вот такое обращение к Богу могло бы больше принести пользы. И мы это обращение ещё и не произносим потому, что не хотим меняться, и поэтому продолжаем болеть. Эта женщина болела двенадцать лет. Мы не знаем, что она не могла изменить своей жизни, но мы знаем, что она сделала важный шаг – она прикоснулась ко Христу с одним только упованием и надеждой: вот теперь, когда я подошла к Нему и объяла Его, получу исцеление. Когда больше не ставлю никаких условий, когда мое прикосновение ко Христу означает тоже самое, как если бы я расписался под своим обещанием: я стану другим, и тогда, Господи, Ты делай то, что пожелаешь.

Эта женщина сделала это тайно. Христос, почувствовав силу, исшедшую из Него, спросил: кто прикоснулся к Нему? Он спросил не для того, чтобы обнаружить совершенное Им чудо. Бог никогда не показывает Своих чудес в доказательство другим. Бог всегда являет Свое чудо в свидетельство единственным, в свидетельство Своей любви, Своего отцовства, не для всех, а для меня, для каждого из нас. И так, Христос требует, чтобы нашелся тот, кто прикоснулся к Нему. Для чего же Он это делает? Да, для того, чтобы взять вот это самое прикосновение этой женщины, и прикоснуться к ней теперь уже Самому и сказать ей самые главные слова: вера твоя спасла тебя, иди с миром. Вот она была причина ее болезни – немирное сердце, немирная душа. Воспалённое сердце, которое искало разные причины болезни своего тела. Воспаленная душа, в которой не было мира с другими, обиды, бесконечные подозрения или ссоры, то, что мы называем обыденностью, и то, о чём иногда мы так с легкостью говорим: мол, все такие, все мы грешные. Немирная душа всегда становится открытой дверью перед морозом отчаяния, маловерия, сомнения. И этот мороз сковывает волю человека, его душу. Вера начинает слабеть. Мирная душа, как согревшаяся, оттаявшая душа начинает приобретать сильную веру. Эта женщина исцелена была Богом тогда, когда перестала ставить какие-либо условия, кроме одного: я делаю первый шаг, я прикасаюсь, а Ты, Господи, делай то, что пожелаешь.

Пока эта женщина была исцелена, и люди радовались ещё одной победе над человеческой немощью, приходит страшная весть: дочь Иаира, который просил Христа исцелить, умерла. Этой девочке было двенадцать лет. Когда заболела эта женщина, родилась эта девочка, когда родилась эта девочка, женщина из сегодняшнего Евангелия уже начинала страдать. И кажется так близко страдание к человеческому телу, кажется, они как будто бы неразрывны, но они неразрывны лишь только тогда, когда нам кажется, что сила нашей жизни в том, что мы в теле, и разрывается тогда, когда встречаются с Богом, когда вечность наполняет нашу жизнь. Страшная новость сразу ставит все на свои места. И по привычке люди говорят этому Иаиру: не тревожь больше Учителя, пусть Он уже теперь не идет к тебе. Самое первое, самое страшное отчаяние, самый жестокий и отравляющий удар в область веры – это то, когда мы говорим: ничего уже больше не сделать. Это неправда. Можно не вернуть к жизни, но можно не погубить жизнь.

Да, иногда бывают обстоятельства, когда нам не по силам человеческими силами что-то исправить, но это не означает, что мы лишились вечности, это не означает, что мы лишились возможности общения с Отцом. Даже если вдруг ты хоронишь свою мать или своего отца, это не означает, что у тебя никогда не было и нет отца и матери. Это всего лишь значит, что вы на время расстаетесь, но они будут у тебя всегда. И вот эти слова: уже больше ничего не сделать, - это слова отчаявшегося человека, это слова дьявола, который повторяет их постоянно, потому что уже не может, не хочет исправиться. Уже ничего невозможно сделать, - говорит дьявол своему выбору, потому что не кается и остаётся таким и это же ложное лекарство от веры приносит человеку – ничего не поделаешь.

Христос отвечает людям, которые так говорят. Не бойся, - говорит Иаиру при всех, - только веруй, пойдем к твоей дочери. Приходит. Говорит, что не умерла. Все продолжают смеяться ухмылкой дьявольской: ничего уже не сделать, она умерла. Ничего, мол, не исправить. Горбатого, мол, могила может исправить. Ну, есть такие люди, ну, не исправить их. И вообще, это определенная победа, ну, вот так всё закончится. Дьявол всегда пляшет на костях. А вот дух всегда горит из сердца, и происходит это оттого, что тело наше, поражённое грехом, стало мертвенным, стало уязвленным, потеряло бессмертие, но не душа, которая остается бессмертной. Христос повелевает бессмертной душе вернуться в смертное тело. Девочка оживает, и Он отдает ее родителям. И все ужасаются и радуются одновременно – мёртвое стало живым.

Ну почему же мы не верим, и в особенности, не радуемся, может быть даже и с ужасом, когда грешное становится светлым, когда плохой становится хорошим, когда ненадежный становится верным, когда предатель становится вновь другом, когда отчаявшийся находит утешение, когда одинокий встречает спутницу для своей жизни? Всё это воскрешение из мертвых мы видим каждый день и не только в других, но и в себе самих. Сколько раз Бог возвращал нам нашу душу, как дочь Иаиру с его супругой! Сколько раз Он возвращал нашу душу, которая, казалось, уже покинула тело тогда, когда мы отчаивались, тогда, когда мы не видели просвета, тогда, когда вокруг был сплошной мрак, когда не слышали доброго слова, не чувствовали нежного прикосновения надежного человека! Сколько раз Бог брал нашу душу и возвращал ее нам, и опять вокруг был свет, и опять вокруг не было тьмы, и всё становилось на свои места!

Нам кажется, что самым главным чудом является вот так увидеть видеть мертвого и потом – живого. Но разве не чудо, что Бог прощает? Разве не чудо, что Бог доверяет нам? Разве не чудо, что Бог дарит нам веру, укрепляет ее в нас? Разве не чудо, что Он даже, если тогда, когда Ему говорят: не ходи больше, умерла, не трать силы, - а Он всё равно идёт, тратит Себя, отдает Себя, истощает Себя, идет в наш дом, наполненный мертвецами, и выгоняет мертвецов, и возвращает жизнь, открывает все наши потаенные шкафы души и совести и вон выметает оттуда пыль и грязь, и всё наполняет Своим светом, ничего не оставляет из дурного. Говорит: се творю всё новое. Не старое латает, а новое даёт.

Сила веры в нашем доверии Ему, следовании за Ним. Если бы тогда отец отчаялся или та женщина испугалась и побоялась выйти в свет и сказать: да, я прикоснулась к Тебе. Или тот отец, закрыв руками свое лицо, горько заплакав, упал бы на землю и начал бы говорить: никто мне больше не нужен. Так бы они остались – одна со своими болезнями, а другой со своей единственной мертвой дочерью. Но они верили, зная, что что у Бога возможно всё. Но верили не потому, что одна хотела быть здоровой, а второй хотел быть с дочерью, а потому что понимали, что без Бога им не жить ни в здоровье, ни в болезни, ни с дочерью, ни без неё.

Сегодняшнее Евангелие с этими двумя историями, которые похожи временем: двенадцать лет одна болела, а другая жила и погибла, и первая восстановилась, и вторая воскресла. Это Евангелие, которое призывает каждого из нас прямо сейчас, прямо теперь поверить в силу обновляющей благодати Божией, прямо сейчас прикоснуться к Нему, прямо сейчас привести Его в дом своей души к своей несчастной умирающей совести, как к дочери Иаира, прямо сейчас сказать: Господи, без Тебя нет радости в моей жизни, не без здоровья, не без родных или близких, не без каких-то условий, а без Тебя, Господи. Где Ты, там и моя радость. И если, Боже, Ты войдешь в мой дом и выгонишь из моей совести мертвенность, она восстанет. Приди, Господи, и исправь меня.

Как однажды сказал замечательно один из интереснейших, удивительных людей митрополит Антоний Сурожский: Господи, возьми меня за руку и сделай то, что я не могу сделать. Так Господь поступил и с больной женщиной, и сделал то, что она не могла сделать. Так Господь поступил и с дочерью Иаира – сделал то, что он не мог сделать – доделал в них дело собственной веры. И одной сказал: иди с миром, и другому вернул родную дочь.

Это Евангелие не про то, что было, это про то, что сейчас, это про Христа, Который сейчас стоит передо мной, это про мой выбор, это про мою веру, это про то, что Бог хочет сделать для меня и со мной. Он не приходит сожалеть о больных, проходя мимо, или хоронить умерших, оплакивая их. Он приходит больных сделать здоровыми, кривых сделать ровными, темных – светлыми, мрачных – прощенными, кающихся – очищенными. Он приходит для того, чтобы не погубить, но даровать, восстановить. И об этом мы будем сегодня за литургией молиться и просить Его горячо: Господи, я делаю первый шаг, я знаю, что нужно исправить мне в моей жизни, а Ты, Господи, делай то, что пожелаешь, ибо Твое желание и Твоя воля блага есть. Аминь.

18 ноября 2018 года. Свято-Тихоновский храм станицы Константиновской

1967