О суде Любви

24.09.2018
Просмотры: 2188

"Бог, слыша молитвы одиноких и преданных, несчастных и тех, которые изо всех сил, из последних сил держатся за жизнь, собирает их не для того, чтобы излить весь гнев на тех, кто стал причиной боли, а забирает эту боль от человека Себе и в Себе ее поднимает на Крест, и через Свою боль превращает в ничто, в Себе губит. Суд Божий не в том, что Он собирает что-то для кого-то, а в том, что Он забирает у тех, кому уже тяжело нести свою боль и растворяет ее в Себе Самом. А взамен дает прощение, Свою помощь, Свою любовь, дарит Свою любовь. А как же Он поступает к тем, к которым вся моя боль и все мои обиды? Он судит их с Креста Своей любовью".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я всех вас поздравляю с воскресным днем и вместе с вами раскрываю свое сердце и душу перед Священным Евангелием, Евангелием, словом Божиим, которым Господь отвечает нам на все наши молитвы, упреки, надежды, чаяния, на нашу веру. Я хотел бы перечитать Евангелие, которое мы только что слышали за божественной литургией и поразмышлять над этими строками.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов в своём Евангелии пишет следующее: "сказал Господь: никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него". (Ин 3:13-17).

Когда мы находимся на грани лжи или правды, и в особенности, когда на этой грани находится наши друзья или те люди, о которых мы говорим: бывшие друзья, мы произносим слова, силу которых сами не всегда понимаем и знаем: Бог рассудит. Особенно тогда, когда со всей очевидностью кажущаяся нам неправда всё больше и больше отвоевывает для себя пространство в нашей собственной жизни, и эта неправда воюет через других людей. И вот тогда о таких людях мы говорим: Бог им судья. Но даже не подозреваем, что за сила кроется в этих словах.

Что же это за суд Божий, который мы призываем очень часто на других людей, который очень часто мы жаждем и в нашей собственной жизни, тогда, когда уже сила нашего убеждения, наших слов, дел, поступков достаточна? И тогда изо всех сил мы говорим: Бог рассудит, когда наши слова становятся почти пустым звуком. На этот вопрос отвечает нам сегодня апостол и евангелист Иоанн Богослов, который доносит до нас слова Самого Господа и Спасителя Христа: Сын Человеческий пришел не для того, чтобы судить мир, но для того, чтобы спасти его. Бог настолько возлюбил Свой мир, что отдал нам Своего Сына. Что же это за суд Божий тогда?

Нам кажется, что суд состоит в том, когда судьей становится смерть или боль, или какие-то подобного рода обстоятельства. И когда мы говорим: Бог тебя судит. Чаще всего под этим словом мы подразумеваем, что однажды, мол, и ты будешь так же слаб, как я теперь, и однажды ты окажешься в таких же обстоятельствах, как я теперь. Но Бог воздает не тем, чем мы воздаем. Это наш суд очень часто бывает соткан из нашей собственной боли, из наших обид, из наших непрощений. Это наш суд всегда лишает. Когда я сужу – всегда лишаю. Лишаю доброго имени, лишаю спокойствия, лишаю мира, лишаю всего, чего только могу лишить своим судом. Судить другого для меня это значит перенести на того, кого служу все свои боли. Вот, мол, на, теперь болей ты.

Суд Божий совсем другой. Бог на Себя берёт все боли. И берёт их на Себя не для того, чтобы потом отдать другим, не для того, чтобы, услышав чужие слёзы, заставить плакать другого, не для того, чтобы увидеть упавшего человека, подставить подножку другому. Бог, слыша молитвы одиноких и преданных, несчастных и тех, которые изо всех сил, из последних сил держатся за жизнь, собирает их не для того, чтобы излить весь гнев на тех, кто стал причиной боли, а забирает эту боль от человека Себе и в Себе ее поднимает на Крест, и через Свою боль превращает в ничто, в Себе губит. Суд Божий не в том, что Он собирает что-то для кого-то, а в том, что Он забирает у тех, кому уже тяжело нести свою боль и растворяет ее в Себе Самом. А взамен дает прощение, Свою помощь, Свою любовь, дарит Свою любовь. А как же Он поступает к тем, к которым вся моя боль и все мои обиды? Он судит их с Креста Своей любовью. Не для того, - говорит, - пришел, чтобы осудить мир, но чтобы Им был этот мир спасен. Бог в тех, в которых мы уже не видим друзей, всё ещё продолжает видеть друзей, в тех, о которых мы говорим: больше ты мне никто, всё ещё продолжает видеть Своих, тех, которых я ненавижу, всё ещё продолжает любить, потому что пришел спасти этот мир. Если бы Он изливал зло наше человеческое и не останавливал бы его, оно умножалось бы до бесконечности, пока мир не погиб бы.

Но Бог в Себе его губит Своей божественной любовью, Своей безграничной добротой, Своим отцовством, ищет каждого, кого я закапываю в своей ненависти, раскапывает и возвращает к жизни. В том смысле, что наставляет этого человека, назидает ему, оказывает его в таких обстоятельствах, в которых не мстит, но говорит: Я – тебе помощь, покайся в том, что ты сделал и тебе станет легче, ты станешь другим. Теперь, когда я произношу слова о других людях: Бог рассудит, Бог судья; я должен знать, как Он будет судить. Он значит пойдёт к моему врагу и будет совестить его, Он значит не принесёт моему врагу всю мою ненависть, а принесёт ему Свою любовь и прощение, если он покается. Это означает, что Господь и меня будет судить таким же судом, и Он не выносит из моего сердца зло, чтобы его умножить, но чтобы погубить его, достает из моего сердца всё моё злое, все мои непрощения, обиды, все мои подозрения, все мои ложные слова, пустые и бездушные. Бог всё это достает из меня – таков Его суд – чтобы спасти меня.

Мир – это не тогда, когда умер враг. Мир – это тогда, когда в моём сердце умерла сама смерть, когда в моём сердце начинает жить надежда, начинает действовать любовь и приносить свои плоды мира, радости, утешения. Суд Божий – это тогда, когда я на других смотрю так же, как Бог смотрит на меня. И если в моём взгляде лукавство, если в моём взгляде ненависть или подозрение, если в моём взгляде раздражение или сама злоба и гнев, то как же я искажают взгляд Божий на себя самого. Не для того, - говорит Господь, - пришел Я в мир, чтобы судить его, но для того чтобы спасти мир. И спасение Он начинает с тех, кто плачет – их утешает, алчет – им дает пропитание, ищет правды – им открывает двери, тем, кто милостив – им даёт Своей милости, тем, кто миролюбив – им даёт Свой мир. В этом суд Божий. С другим чувством, с другой надеждой, совсем с другим упованием теперь будем говорить другому человеку: Бог нас рассудит, понимая под этим словом одно – Он нас помирит. И когда я другому говорю: Бог тебе судья, - это означает, что я прощаю тебя, пусть и Господь простит тебе, и ты мне прости. Ибо в этом суд Божий – в любви, которая всегда дышит, никогда не перестаёт, никогда не отнимает, всегда действует и живёт, в любви, имя которой Христос, взявший на Себя наши грехи, поднявший их на Крест и там давший нам Свое прощение, и подаривший нам Свою любовь. Аминь.

23 сентября 2018 года. Спасский кафедральный собор города Пятигорска

2188