О послушании апостола Петра

11.10.2018
Просмотры: 2630

"Мой опыт говорит, что счастье в моих руках, а Его слово говорит мне: «без Меня не можете ничего делать». И когда я перестаю упорствовать в своей усталости, беготне за собственной тенью и вновь беру сеть и теперь уже по Его слову забрасываю ее в жизнь, тогда бывает богатый урожай, когда я это делаю от послушания, движимый любовью и от смирения, движимый покаянием".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, я поздравляю всех вас воскресным днем и в этот день радуюсь нашей соборной молитве. Хотел бы поразмышлять над Священным Евангелием, которое мы только что слышали за божественной литургией. Для лучшего и осмысленного понимания церковнославянского текста я хотел бы это Евангелие перечитать по-русски.

Апостол и евангелист Лука пишет в своем Евангелии следующее: "однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним". (Лк 5:1-11).

Сегодняшнее евангельское чтение о чудесном улове рыб показывает нам удивительную милующую обновляющую силу Божества Господа и Спасителя Христа. И так, чему же сегодня мы становимся свидетелями? Надо сказать, что это свидетельство относится не только к тому давно прошедшему времени, но является пищей для размышления о сегодняшней нашей жизни, о событиях, которые сегодня и сейчас происходят в моей собственной жизни. Христос увидел рыбаков, которые промывали сети после неудачного лова рыбы. Что же бывает с человеком, когда его настигает, хотя он и трудится, и прилагает все свои силы, но настигает то, что называет он неудачей, когда человек не достигает желаемого? С одной стороны, усталость от трудов и отсутствие, с другой стороны, радости, оттого, что этот труд принес пользу. Рыбаки занимались своим делом, но ничего не поймали. Это означало, что в свои дома они придут уставшими, но ничего не принесут для своих семей. Хотя, впрочем, это не означало, что они больше не будут заниматься своим ремеслом. Они были людьми терпеливыми и знали, что если сейчас их труд не увенчался успехом, то это не означает, что стоит его оставить, а наоборот стоит попробовать сделать это, но в другое время, но обязательно не отступаться от намеченного лова рыбы.

И в это время встречает их Бог. Господь просит Петра, чтобы тот несколько отплыл от берега, сев в его лодку, начинает говорить с людьми. Евангелие не рассказывает нам о том, о чём говорил Господь, но, несомненно, этот разговор отвлекает и не только апостолов, но и тех людей, которые следовали за Христом от того, что они называют удачей, счастьем или благополучием в своей жизни, очень часто опираясь только на свои собственные силы. Мол, человек сам кузнец своему счастью, и то, что сделал ты, то и будет тебе, и никто в твоих трудах не может быть тебе помощником кроме тебя самого. Христос учил людей о доверии промыслу Божьему. Он учил людей о том, как Господь промышляет о людях, как Господь заботится о нас. Иногда нам кажется, когда то, к чему мы так стремимся и не можем достичь, является ответом на вопрос: а помогает ли нам Бог. Вот, не получается ничего, значит как будто бы Господь не слышит или вовсе Его нет. Эти мысли нередко тревожат нашу собственную душу, особенно тогда, когда мы выбиваемся из сил и ничего не выходит, и думаем, что, наверное, Он оставил нас. Хотя забываем размышлять о том, что и через эти испытания Господь даёт нам другой улов.

Как тогда апостолы не поймали рыб, но зато поймали больше – они учились терпению. Ведь пойманная рыба быстро бы насытила тела, закончившись, наши тела опять начали бы жаждать. Но вот насытившись терпением, человек может пережить самые непростые обстоятельства своей жизни. Через терпение человек может пройти любые испытания, оставаясь в живых. Человек, умеющий терпеть, всегда сохраняем Богом. Когда же Христос закончил учить Своих учеников и перед призванием апостолов, тогда говорит Петру: выйдите в море и вновь бросьте сети. Будущий апостол Петр отвечает Христу: мы всю ночь трудились, ничего не поймали, но по слову Твоему я сделаю то, что Ты говоришь. Пётр показывает плоды терпения, послушания. В чём же является сила послушания? Это не тогда, когда я выполняю волю другого человека только лишь. Послушание – это творческое проявление моей любви. Из опыта я знаю, что навряд ли что-то выйдет, но по любви к тебе я это сделаю. Из своего состояния я могу сказать, что я устал и мне сейчас не до этого, но по любви к тебе я сделаю, что ты просишь, преодолевая свою усталость, преодолевая свои немощи.

Послушание – это не тогда, когда мы делаем, что сами желаем, но когда двигаемся любовью и свое желание удобряем этой любовью, и тогда оно становится сильным. Петр говорит Христу: мы ничего не поймали, но готов быть послушным, готов терпеть, потерплю еще и сделаю, что Ты говоришь. И дальше происходит то, что происходит с любым из нас, когда мы бываем терпеливы и послушны. Петр бросил сети и с ужасом обнаружил, что они наполнились громадным количеством рыб, до того многим, что сети начали прорываться. Он позвал своих товарищей, и когда они начали вынимать улов в две лодки, эти обе лодки начали тонуть от великого множества рыб. Петр еще не понимал, что же происходит, но знал одно – перед ним Бог. Петр знал точно, что он, Петр перед Богом. И не стал он хвалится своим мастерством рыбака, и не стал он радоваться тому, что получил, а видя Бога, принес Ему самую подлинную благодарность: выйди от меня, Господи, я грешный человек.

Любовь и послушание всегда рождают смирение. Пётр смиряется перед Христом, и видя, что улов действительно чудесен, и то, что произошло –движется Самим Богом, не рукой Петра и его друзей поймана рыба, а Бог дал им этот улов, Петр в смирении просит: выйди от меня, Господи, я грешный человек. Как же это глубокое смирение Петра контрастирует с нашим, когда бывает что-то получаем и, кажется, что получаемое – это только лишь следствие наших собственных усилий, мол это сделал я. Нет, это Ты, Господи, помог мне, это Ты, Господи, явил Себя мне. И чтобы увидеть Бога, нужно высвободить себя, себя высвободить от своих страстей, от своих страхов, от своих грехов, от своих дурных привычек, от своих сомнений, от своей гордости, от своего самомнения, себялюбия, от всего того, что топит нас в нашей жизни.

Христос, видя глубочайшее смирение Петра, спасает его и всех. И когда все выходят на берег вместе с чудесным уловом рыб, Христос говорит Петру: не бойся, сделаю тебя ловцом человеческих душ. Послушание, смирение, покаяние всегда в нас самих растят любовь Самого Бога. Они становятся той благодатной силой, через которую эта любовь прорастает через всё наше человеческое. Человек смиренный духом и послушливый всегда рядом с Богом. И Господь такого всегда утешит, как и Петра: не бойся, Я с тобой. И это небоязливость меняет жизнь и апостола Петра, и тех, кто был с ним. И они оставляют всё и следуют за Христом, и становятся Его апостолы.

Но ведь эта история продолжается на каждом из нас. И когда в своей жизни я хочу выловить благополучие и то, что называю удачей, и когда в своей жизни я хочу выловить то, что будет утешать меня многое-многое время, я должен слушаться Его голоса, двигаться не своими заповедями, не опираться лишь только на свои решения и на то, что я называю моим опытом, но опираться на Его слово. Мой опыт говорит: «мсти», а Его слово говорит: «надо простить». Мой опыт говорит: «никогда не забывай злого», а Его слово говорит: «прежде, чем прийти ко Мне с молитвой, пойди, примирись с тем, с кем ты в ссоре». Мой опыт говорит, что моё сердце может быть исполнено и завистью, и другими чувствами, которые оскверняют меня, так и говорю: «завидую такому-то», а Господь говорит: «не желай себе чужого». Мой опыт говорит, что счастье в моих руках, а Его слово говорит мне: «без Меня не можете ничего делать». И когда я перестаю упорствовать в своей усталости, беготне за собственной тенью и вновь беру сеть и теперь уже по Его слову забрасываю ее в жизнь, тогда бывает богатый урожай, когда я это делаю от послушания, движимый любовью и от смирения, движимый покаянием.

Сегодняшняя история апостола Петра – это продолжающаяся история спасения для каждого из нас, для меня и тебя. И сегодня Христос находится около моей лодки жизни, и сегодня Господь смотрит на мои пустые сети, и сегодня Христос ко мне обращает Свое слово, сегодня Он со мной. И от меня теперь только лишь зависит, пойду ли я, послушав Его слова, исправлять свою жизнь и вновь забросить сети, но уже теперь не своим опытом: простить должнику, перестать гневаться на обидчика, начать молиться за того, кто преследует и ненавидит меня, перестать завидовать и лжесвидетельствовать, перестать произносить бранные слова и совершать дурные дела, о которых я говорю: «как мне хорошо», пока это дурное дело делаю, и после которых я говорю: «как мне горько со своими пустыми сетями, ничего не приносящими для меня».

Сегодняшняя евангельская история о чудесном улове рыб – это о нашей жизни, о том, когда в ней, как в лодке Христос, всего много, а если лодка пуста, стоило бы задуматься – не потерял ли я самого главного друга в своей жизни, может быть стоило бы вернуться к Нему, взять Его с собой, чтобы моя жизнь была полноводной, чтобы моя жизнь была радостной, настоящей, чтобы последовать за Ним и в этой жизни временной, и в жизни вечной. Аминь.

7 октября 2018 года. Кирилломефодиевский храм станицы Преградной, КЧР.

2630