"И вот сегодня и к нашей собственной совести, к нашей собственной жизни, как к некоему винограднику, Господь посылает Своего Сына Господа и Спасителя Христа. Господь приходит в нашу жизнь – Его словом, Его любовью, Его образом, который не требует, но ждёт, не отбирает, но даёт, не лишает, но терпит, не мстит, но прощает. И сегодня Господь стоит перед виноградником, как перед всей нашей жизнью в ограде ее, и ждёт от нас нашего обращения к Нему, нашего общения с Ним – что мы дадим Ему?"
"Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: «постыдятся сына моего». Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его». И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших»? (Мф 21:33-42).
Эта удивительная притча в церковной традиции именуется притчей о злых виноградарях. Святые отцы, толкуя эту притчу, говорят о том, что Господь таким образом изобразил ветхозаветную и новозаветную церковь. О ветхозаветной церкви сказал: как Господь поставил точило и оградил его оградой, то есть положил закон, который дал, чтобы этим законом жили люди.
Этот Свой виноградник Он оставил не для Себя, но нанял там виноградарей, которым отдал его в управление. У них было много власти. И власть этих виноградарей, как и наша с вами, заключается в свободе, которую Господь дал нам в собственном выборе. Эта свобода заключалась в том, чтобы тогда, когда от этого господина, давшего виноград своим виноградарям приходили люди, они могли бы отдавать ему положенную часть урожая, чтобы и хозяин этого виноградника мог бы кушать от него плодов. Труды людей, которые трудились в этом винограднике были вознаграждены той свободой, которые они имели, и теми благами, которые они вкушали от виноградника. Они вкушали блага не от своего, но от того, что дал им Хозяин этого виноградника. Он дал им не только место, где они могли бы трудиться, работать и зарабатывать себе на хлеб насущный. Он дал им целую жизнь, потому что теперь, когда они могли бы приобрести некоторые плоды от своих трудов, они, конечно же, могли бы этими трудами поддерживать тех, кто рядом с ними. Ну, как если бы человек, который нашел бы хорошее место для своей работы, пришёл бы в свой дом и сказал своей семье: теперь вы не будете иметь никакой нужды, потому что у меня есть хорошая работа и у меня самое главное и самое дорогое – есть очень настоящий и порядочный хозяин, которой не гневается, которые не отбирает всё, который не наказывает несправедливо, но который справедливо воздает мне по моему труду. Образ хозяина для него был справедливым образом.
Но вот проходит время, когда те люди, которые трудились в этом винограднике, ну, как некоторые из нас, которые трудятся в своих трудах и получают от них должное вознаграждение вместо того, чтобы подражать своему хозяину в его любви и в его заботе о других, мало-помалу в своем сердце собирают алчную злобу. И эта алчная злоба распространяется на то, что сначала человек перестает отдавать благодарность Тому, Кто дал ему всё в жизни, а затем и покушается на само Небо. В этой притче Господь показывает, как Хозяин виноградника многократно посылал Своих слуг в виноградник, и что с ними делали те, которым Бог отдал в силу править этим виноградником: одних побили камнями, других выгнали и думали, что теперь это навсегда принадлежит только им. Как некоторый человек скажет: моя жизнь, - говоря о винограднике, - что хочу с ней, то и дело делаю, как хочу, так и поступаю. Может быть всё бы это было и так.
Да только эта жизнь не твоя, как этот виноградник для виноградарей был не их. Не ты сам себе взял эту жизнь, но Бог тебе ее дал. Не ты сам стал хозяином этого виноградника, но Бог дал тебе свободу, в которой ты можешь действовать и поступать по своему разумению. И дал это тебе только для того, чтобы ты приносил единственный плод – свою благодарность, послушание Тому, Кто подарил тебе этот виноградник – твою жизнь. Когда же слуги, пришедшие с ранами в дом господина рассказали о том, что сделали с ними злые виноградари, тогда Хозяин виноградника говорит, что постыдятся Сына Моего. Потому что не только надеется, но живёт глубоким доверием к человеку и тому, что в каждом из нас есть Его глаз, Его совесть. Постыдятся, - говорит, - Сына моего, - ибо Бог создал нас людьми совестливыми. И когда посылает Сына, то в этой притче мы видим, как побивают и Сына. И говорят: если убьём Его, тогда завладеем наследством Его и всё это будет наше.
Так Христос ещё и в этой притче говорит о Своей жертвенной искупительной смерти, которую Он приносит ради жителей этого виноградника, ради каждого из нас. Что же, - говорит Господь, - сделает тогда Хозяин виноградника с этими злыми виноградарями? Говорят Ему люди, слушающие: предаст их смерти, а виноградник отдаст другим, которые во время свое будут возвращать плод. Господь, впрочем, не оставляет человеческий род и не оставляет виноградника нашей жизни, и всяким образом старается исхитриться, чтобы спасти нас. Но хитрость Его заключается не в том, что Он силой отбирает – а любовью назидает. Говорит: постыдятся Сына Моего. Не войска послал Хозяин виноградника, не сильных и вооруженных людей, которые могли бы только одним своим внешним видом показать этим виноградарям чей это виноград и чья эта земля, и чья это жизнь. Он посылает Своего Сына, вооружённого только одним – любовью к этим людям. Постыдятся, говорит, Его.
И вот сегодня и к нашей собственной совести, к нашей собственной жизни, как к некоему винограднику, Господь посылает Своего Сына Господа и Спасителя Христа. Господь приходит в нашу жизнь – Его словом, Его любовью, Его образом, который не требует, но ждёт, не отбирает, но даёт, не лишает, но терпит, не мстит, но прощает. И сегодня Господь стоит перед виноградником, как перед всей нашей жизнью в ограде ее, и ждёт от нас нашего обращения к Нему, нашего общения с Ним – что мы дадим Ему? Свою волю используем, чтобы быть благодарными или чтобы ещё и ещё раз отравить свою собственную жизнь ложью: мол, моя жизнь, что хочу, то и делаю с ней, как хочу, так и живу.
Но Бог желает, чтобы наша жизнь, которую Он нам дал, наша воля и свобода, которую Он нам дал, мы бы посвятили Ему в своей благодарности. Он желает, чтобы мы научились от Него в своей жизни. Он не лишает нас человеческого счастья, окружающего нас мира, но напротив желает быть неотъемлемой частью этого счастья. Он желает, чтобы я был счастливым не только тогда, когда оглядываюсь и вижу тех, кто дорог моему сердцу, вижу свою благополучную жизнь, но, прежде всего, чтобы наше счастье начиналось с того, когда Он приходит в наш виноградник, чтобы мы собирали всех и говорили: пришёл Тот, Кто дал мне эту жизнь, пойдём, принесём Ему нашу благодарность. Если бы не Его дар, этой жизни бы не было, и счастья бы мы не знали, и мира, и благоденствия в нашей семье мы бы никогда не вкушали.
Сегодня Господь как добрый виноградарь показывает пример Своей бесконечной любви, которая превыше и сильнее всякого оружия, и этой любовью вооружает и нас. И когда мы будем рассуждать о своей жизни, как о своем винограднике, не будем думать, что она наша, но будем помнить, что есть Тот, Кто посадил ее, не будем думать, что мы сами себя родили, но есть Тот, Кто вдохнул в нас нашу жизнь, не будем думать, что мы живём ради себя, но есть Тот, Кто дает нам делать вдох и выдох, и вновь – вдох и выдох. Когда будем рассуждать о сегодняшней притче и о злых виноградарях, будем иметь перед собою образ наших дел, чтобы они никогда не были бы злыми, и не покушались на Того, Кто причина всему, Кто причина нашей жизни. Будем размышлять о наших делах, чтобы они были бы полны сострадательной любовью, милующей прощающей глубокой надеждой, твердой и неизменяемой и бесконечной верой, которой бы Господь находил плоды от наших виноградников – благодарность Тому, Кто подарил нам жизнь, и не только временную, но и приуготовил вечную жизнь. Аминь.
26 августа 2018 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска