О терпении

03.08.2018
Просмотры: 1585

"Терпение – это не молчаливое присутствие среди обстоятельств, каких-то проблем, сложностей. Терпение – это не тогда, когда я перестаю со всеми говорить. Терпение – это тогда, когда я начинаю говорить с Богом. Христос показывает образ, пример такого общения с Ним".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Вот некоторый человек может сказать: ну, вот, я натерпелся. Вот об этом сегодняшняя евангельская история – как натерпелись апостолы. Я хотел бы вместе с вами перечитать эту историю, это евангельское повествование и поразмышлять над этим благовестием.

Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии пишет следующее: "и тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую". (Мф 14:22-34).

Думаю, каждый в своей жизни может вспомнить время, которое, кажется, тянется бесконечно и приходится терпеть, и не потому что ничего больше не остается, но потому что терпение — это единственная возможность жить дальше. Что же является составляющим терпения? И когда терпение действительно приносит утешение, а когда приводит к отчаянию?

Терпение – это не молчаливое присутствие среди обстоятельств, каких-то проблем, сложностей. Терпение – это не тогда, когда я перестаю со всеми говорить. Терпение – это тогда, когда я начинаю говорить с Богом. Христос показывает образ, пример такого общения с Ним.

Вот посмотри, сегодня в Евангелии об этом говорится. Он удаляется на гору один, чтобы помолиться. И время в тихой ночи посвящает не мечтанию, не пустому времяпрепровождению, а молитве, разговору. В это же время Его апостолы, которые плыли на лодке, попали в шторм. Этот шторм опытных рыбаков сначала, казалось бы, не пугал, они-то знают, как совладать с морем. Но ещё они знают, чтобы совладать со стихией, нужно вместе выполнять правильно то, что может спасти их жизнь, управляя лодку насколько возможно, держаться за неё изо всех сил. Христос пошел к Своим ученикам по воде. Ох, натерпелись же ученики! Хлестаемые ветром, обливаемые водой, подстёгиваемые внутренними страхами, и опираясь на свой зыбкий опыт жизни, они видели не просвет, а самое печальное. Они, должно быть, уже чувствовали приближающийся к ним конец их жизни.

Так бывает всегда, когда мы нередко, опираясь на опыт своей жизни, вытаскиваем, выдергиваем из неё и натягиваем на себя самое худшее – это когда мы терпим без общения с Богом, это когда мы терпим без молитвы. Тогда весь опыт нашей жизни превращается в мрак. Как если бы ты зашел в темную комнату, то в этой темной комнате ты не мог бы ничего разглядеть, пока не зажжешь светильников. Всё для тебя мрак. Всё для тебя угроза. Никуда нет дороги. И очень часто, признаемся, наше сердца и наш ум охватывает это чувство, именно потому что совсем мало света. Всё то, что должно было стать светом и светить вокруг нас, из нашего не лучшего опыта жизни направлено вовнутрь нас. Когда я должен светить вовне, любить других, я больше ищу, чтобы любили меня, и свечу вовнутрь. Когда я должен бескорыстно дружить с другими, я больше хватаюсь за тех, которые дружат со мной ради каких-то выгод, и сам ищу такой дружбы – и опять свет вовнутрь. Вместо того, чтобы светить вовне и благословлять каждый день нашей жизни и радоваться этому дню, я всё говорю себе: «мало», «опять мало», «не хватает», «моё», «а что же мне?», «а с чем я останусь?» - и опять свечу вовнутрь. Свет, который должен стать освещением пути, замкнут во мне самом и не даёт мне разглядеть, как сделать и шаг.

Терпеть – это молиться, это общаться с Богом, это тогда, когда ты Ему доверяешь и начинаешь прислушиваться не к многоголосию окружающего тебя мира, к которому ты привык, а когда ты начинаешь искать один-единственный голос, как потерявшийся в толпе ребёнок ищет голос матери и терпит, что ее нет рядом. Христос, подойдя к лодке, стал видим Своими учениками, и они подумали, что это призрак. Как ярко показан образ нас с вами, современных людей, которые привыкли опираться или на свой очень зыбкий опыт, или на свои слабые силы.

В нашей жизни очень часто Христос именно как призрак. Он почти реален. Именно как призрак – мы часто видим Его и общаемся с Ним как с некоторым призрачным явлением, не реальным явлением в нашей жизни, а призраком. И поэтому жизнь наша христианская верующего человека нередко становится призрачной. У нас нет настоящей молитвы. Плачем мы не от своих грехов, а от какого-то лёгкого умиления, от призрачной молитвы. Радуемся мы не потому, что этой радостью благодарим Создателя, а потому что просто получили то, что хотели, и говорим: как мне это приятно. И Бог опять становится призрачным.

Нередко бываем сострадательны, не потому что не можем жить с болью других людей, а потому, что просто умилило нас чья-то просьба, без любви протягиваем руку, без любви пытаемся дружить, общаться и делаем свою жизнь наполненной призраками. Апостолы испугались. Они закричали на этой лодке. Святитель Иоанн Златоуст замечает интересно. Он говорит: смотри, Господь не сразу утешает Своих апостолов, но дает им еще пережить страх, чтобы их укрепить в терпении и помогает им в этом, говорит: не бойтесь, это Я. И вот теперь вся их надежда, вся их жизнь в руках Того, Кто стоит перед ними на воде. И вот только теперь они понимают, что весь опыт их жизни – это как мрак, окружающий эту лодку, и как буря, которая губит ее. Теперь они видят только одного – только Его, теперь они видят только одну дорогу – к Нему, теперь у них только одна надежда – на Него. Всё остальное стало наконец-таки призрачным, кроме Бога.

Как говорит Златоуст об апостоле Петре: этот огненный ученик бросается в воду и говорит прежде: если это Ты, повели мне прийти к Тебе. Петр учит нас сегодня так доверять Богу и любить Его, и уже не говорит, что я встану и пойду, уже не говорит, что и я так могу. А со всей надеждой говорит: повели мне прийти к Тебе, моя сила – это Твое слово, мой путь – это твое желание, моя жизнь – это твоя любовь. Повели мне прийти к Тебе. Иди, - говорит Христос. И Петр – огонь – ввергается в воду и идет по этой воде.

В жизни мы нередко испытывали чувство, когда кажется действительно зыбкая жизнь становится твердой. И вот именно в этот момент, в этот самый главный момент главное не отвлекаться от Того, к Кому ты идёшь и идти ради того, чтобы идти, а ради того, чтобы прийти к Тому, куда ты держишь путь. Жизнь хороша не тем, что мы живём, а тем, что мы идём к Нему. Подул ветер, апостол Петр испугался, начал тонуть, а до этого думал, что он так твердо ходит по этой воде и теперь так будет всегда. И мгновенно опять, натерпевшись, кричит Ему: Господи, спаси меня, погибаю.

Никогда Бог не проходит мимо человека. Никогда Бог не проходит мимо наших просьб и надежд. Никогда Он не проходит мимо нашей любви. Только бы в нас они были: любовь, надежда, настоящая молитва. Никогда Бог не проходит мимо человека. И для Бога мы не призрачны. В отличие от нас, когда Он нередко для нас лишь только изображаемый в уме, но не настоящий отец, именем, словом которого мы живём. Бог вытаскивает апостола Петра из воды, оказывается на лодке.

Буря утихла. Всё прошло. Нужно делать вывод. И ученики, падая перед Ним на колени, делают этот вывод – воистину Ты – Сын Божий. И надежно не там, где хороший корабль и надежно не там, где хорошая погода, надёжно не там, где красивая местность, надежно не там, где сытно, надёжно не там, где всего вдоволь, а надёжно там, где Бог. И, окажись Он в маленькой лодке моей жизни, она становится самой надежной, тихой, спокойной, сытой и богатой жизнью. Не окажись Его в моей жизни, смотри я на Него как на призрак, так и буду, не имея надежды, терпеть, и не имея этой надежды, терпение превращать в отчаяние, в уныние и в бесконечную боль.

29 июля 2018 года. Спасский кафедральный собор города Пятигорска

1585