"Лекарство-то оказывается так просто действует: по вере вашей да будет вам. А верить – это значит идти вместе. Как те слепцы пришли за Ним в дом, так и нам иногда, умеющим видеть, но не видящим, умеющим слышать, но не слушающимся, умеющим говорить, но не славословящим, стоило бы последовать за Ним и на Его вопрос: веришь ли? - с дерзновением ответить: ей, Господи, верую. Аминь".
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Я хочу вместе с вами перечитать Евангелие, которое мы только что слышали, Евангелие, которое говорит нам о силе веры, а ещё о бесконечном удивительном милосердии Божием к каждому человеку, к любому человеку. И вот для лучшего понимания церковнославянского языка я хотел бы ещё раз перечитать это Евангелие.
Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии пишет следующее: "когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях". (Мф 9:27-35).
Наверное, никогда так остро мы не молимся и так остро мы не переживаем, когда оказываемся в состоянии немощи. С одной стороны, мы знаем, что всякий из нас не только смертен, но и из-за своих грехов и поступков, из-за своего несовершенства уязвим перед болезнью, но никак мы не можем к этой болезни привыкнуть: к любой. И чем бы мы не заболели, мы, первое, что начинаем – бороться с этой болезнью.
Это говорит об одном очень важном нашем внутреннем правильном ощущении – того, что мы созданы не для болезни. И болезнь эта не является частью нашего создания. Болезнь – это то, что мы приобретаем и то, что нам не свойственно. Вот поэтому, когда мы слышим о болезни, мы никогда не скажем: ну, что ж вполне естественно. Мы всегда сопереживаем. Мы всегда стараемся найти слова поддержки и утешения. Мы сами боремся с болезнями. Бог создал человека без смерти. Смерть человек нашел через свое непослушание. А через эту смерть нашёл и болезнь. Она стала следствием греха, привнесенным в жизнь человека. И поэтому, когда мы боремся с болезнью, которая проникает в нас из-за нашего душевного, духовного несовершенства, проникает в нас из-за той ответственности, которая наступает вследствие нашей собственной жизни, мы должны понимать, что преодоление болезни – это не только задача физики, это ещё и задача духа, в первую очередь.
И вот сегодняшние слепцы удивительно рассказывают нам об этом своим примером, когда они следуют за Христом и кричат Ему: «помилуй нас». Как замечает святитель Иоанн Златоуст, - говорят Ему: «помилуй нас» - как Богу, «сын Давидов» - как человеку. «Помилуй нас, сын Давидов, Иисусе Христе!» Они приходят с Христом в дом, где Господь, обращая на них внимание, задает им единственный вопрос: веруете ли, что Я могу это сделать? И вот ответ на этот вопрос является, в большей степени, крайне важным и значимым для каждого из нас. Что значит верить в то, что Бог может что-то изменить? Означает ли это только допускать Его неограниченную силу в нашем мире, Его неограниченное присутствие? Или это значит ещё что-то и для меня самого, какое-то мое участие в Его присутствии? Ведь Господь не говорит им, что Я вас сейчас исцелю. А задает вопрос, который задает каждому из нас во время нашей болезни, и какая бы эта болезнь не была –тела или души: ты веришь, что Я могу это сделать? Это не означает требование признания Его всемогущества. Это означает нечто иное. Верить – это не значит допускать. Верить – это значит делать вместе. Верить – это не значит иметь в своем сознании мысль о том, что есть некие силы, которые могут действовать вне зависимости от меня. Верить – это значит дать этим силам действовать во мне. Верить – это значит открыть свое сердце, открыть свою душу. Верить – это значит вместе сделать первый шаг. И когда Христос задает вопрос этим слепцам: «верите ли?», можно представить себе, что происходит внутри. Верить – это значит суметь вновь стать человеком. А чтобы стать человеком, нужно уметь отказаться от всех своих обид, от всех своих проклятий, отказаться от всех своих правд, которые приводят тебя в состояние уныния и отчаяния, правд неправдивых, а горделивых и лицемерных.
Верить – это значит в себе освободить место для Бога, умалить себя в этой жизни, наконец-таки признаться себе: «не я царь, но есть Царь надо мной, но я – сын у своего Отца», это значит встать на место сына, вернуться на место чада, и Ему сказать: «Отец, Царь, действуй, что скажешь, то я сделаю». Не – «Ты делай, Господи». А – «что Ты скажешь, то я сделаю». Вот что значит верить. И когда эти слепцы говорят: «ей, Господи, верим» – это значит, что они стали именно такими.
Как замечает святитель Иоанн Златоуст: Господь не сразу дает исцеление, но подает Свое исцеление тем, кто исповедует Его, участвует в тех, в ком есть пространство для Бога. Свет не проникает сквозь закрытую дверь и задраенное окно. Чтобы было больше света, надо всё открыть – только тогда Бог проникает в жизнь человека. Он не врывается не ураганом, не ударом в дверь, не в выбитое окно – Он входит тихо, в дуновении ветра прохладного. Так, как замечает пророк, что и льна курящегося не угасит и трости надломленной не переломит (Исаия 42:3). Он вступает так легко, так аккуратно, так несильно, тогда, когда мы даем Ему действовать в нас. Когда эти слепцы ответили: «верим, Господи», Христос ещё раз испытывает их. И когда прикасается к их глазам Своей рукой, то лечит их словами: «по вере вашей да будет вам». Сколько вы верите, столько в вас и будет Меня. И они исцелились. Они увидели свет Божий. Но прежде, чем они увидели свет исцеленными глазами, они увидели его своим исцеленным сердцем, своей душой. Они увидели Бога сквозь мрак своей жизни через свою веру, которая привела их к покаянию, к раскаянию, к изменению, к твердому решению больше не жить как слепцы, ничего невидящие. Прежде чем они увидели мир, они для себя решили, что теперь они будут замечать других людей, теперь они будут видеть нужду других людей, теперь они будут видеть мир и радоваться, и благодарить Бога за этот мир.
Господь говорит им: «никому не сказывайте, что сделал вам», но они пошли и рассказали всем не потому, что нарушили Его просьбу, а потому что прославляли Бога, потому что вся их жизнь теперь стала прославлением Его, потому что они увидели наконец-таки свет Божий. И знаете, вот сейчас размышляю вместе с вами над этой удивительной историей и думаю: мы-то имеем возможность видеть свет Божий, но как редко мы в нём замечаем радостное. Ну, мы-то имеем возможность говорить и слышать, как Господь сегодня же в этом же евангельском повествовании исцеляет немого, и он начинает говорить; мы можем прославлять Бога, но на что мы тратим напряжение своего горла? Какие слова мы рождаем? И как редко в этих словах звучит самое настоящее, что и укрепляет веру: «спасибо», «слава Тебе, Господи», «спасибо Тебе, Отец!»
Мы имеем возможность и видеть, и слышать, и говорить, но всё ещё печалимся от каких-то обстоятельств нашей жизни, отдавая себя в руки отчаяния, забывая, что сила Божия всегда действует там, где есть для Него пространство через нашу веру, через наши дела. С твоим унынием Бог не станет унывать. С твоим гневом Бог не станет гневаться. С твоей завистью или алчностью Бог не станет делиться. Но вот с твоей любовью, дружбой, хорошим словом, вниманием к другому человеку Бог всегда поделится Своей любовью, Своей дружбой и Своим вниманием к твоим молитвам. По вере вашей да будет вам. Лекарство-то оказывается так просто действует: по вере вашей да будет вам. А верить – это значит идти вместе. Как те слепцы пришли за Ним в дом, так и нам иногда, умеющим видеть, но не видящим, умеющим слышать, но не слушающимся, умеющим говорить, но не славословящим, стоило бы последовать за Ним и на Его вопрос: веришь ли? - с дерзновением ответить: ей, Господи, верую. Аминь.
15 июля 2018 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска