"Сегодняшнее Евангелие как драгоценная влага питает нашу надежду. Ну, во-первых, мы видим, как Бог любит всех. Мы видим Его великое смирение. И никогда Он не бросает нас и не обижается. И если кому-то из нас может показаться, что Бог на меня обиделся или что Господь от меня отвернулся, пусть не верит своим демонам. Это неправда. Он всегда рядом. А значит – куда нам бежать? А значит – где искать нам правды? А значит – для того, чтобы исцелить свою несчастную душу, не нужно бросать свои семьи и своих друзей, не нужно бросать свой храм и свой город, не нужно бросать тех людей, кто рядом с тобой, чтобы стать другим, не нужно бросать тех, кто рядом, а нужно встретить и поверить Тому, Кто поможет тебе стать другим".
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Я думаю, что многие из нас слышали эти слова, а некоторые из нас их произносили: уйду я, брошу всё и уйду. Это крайняя степень. Но, что бывает за этой крайней степенью? Об этом сегодняшнее Евангелие. Я хотел бы вновь вместе с вами его перечитать и для лучшего понимания и усвоения с церковнославянского языка, и для того, чтобы эти образы хорошо сохранить в своей памяти.
Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии пишет: "и когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город". (Мф 8:28-9:1).
Каждый раз, когда мы в Евангелии слышим свидетельство о том, как Господь прик оснулся к немощи человека, то невольно наше сердце сжимается надеждой, потому что для каждого из нас Евангелие – это не только рассказы о том, как Господь в Своей земной жизни творил удивительное дело любви Бога к человеку, нет, Евангелие – это ещё рассказ о том, что сегодня, сейчас со мной происходит, что сегодня и сейчас могло бы со мной произойти. Именно поэтому евангельское повествование всегда глубоко касается нашего сердца, как если бы человек, который ищет утолить свою жажду, находит источник и падает к нему, не озирается по сторонам, кому бы предложить воду, а сам ищет прежде глоток живительной воды, чтобы, напившись и омыв свое лицо, набрав сосуды, поделиться ею с другими. Вот так должно действовать Евангелие на каждого из нас, и так оно действует на верующего человека.
И вот сегодняшняя евангельская история об исцелении бесноватых людей. Мы не знаем историю этих несчастных. Мы знаем самое страшное – они были одержимы бесами. Их воля превратилась в рабство. И мы знаем, что они находились вне города. Как они дошли до этой жизни? Трудно сказать.
Но, наверное, вполне очевидно, что мало-помалу тьма в них отвоевывала для себя пространство. Тьма всегда наступает на человека. Она как гниль, как зараза, как грязь никогда не остается на месте недвижимой, она мало-помалу как сорняк застилает пространство души человека. И всё начинается с малого, как с маленькой червоточинки, как с небольшого пораженного участка на зрелом, каком-то вполне пригодном сначала для употребления в пищу фрукте появляется маленькая точка и дальше начинает отвоёвывать себе пространство. Так и здесь: мало-помалу грех становится хозяином человека. Знаете, всё начинается со слов. «Ну и что, если даже и всего лишь начать попробовать?» «Ну и что, ну, все так делают, ну или, во всяком случае, я всегда могу остановиться». Вот когда человек что-либо творит недоброе и говорит себе: «ну ничего, я всегда могу остановиться». Это самый первый признак того, что воля уже поражена. Бес врет человеку, врёт, внушая ему мысль, что он, конечно, же сильнее всего этого, он может всё это переступить и пережить.
И со временем, с каждым разом этого человека начинают понимать всё меньше и меньше, он становится как бы непонятным среди тех людей, с которыми живет, и живет своею какой-то особенной жизнью. И говорит себе: «я в любой момент могу всё изменить». И продолжает быть одержимым: скверно говорит, напивается до смерти, отдает себя в распутство, свою душу отдает в руки сребролюбия, окружает себя лживыми друзьями – и каждый раз говорит себе: «я лучше всего этого, и я всегда могу остановиться». И когда бес почти полностью охватывает волю человека, то чтобы окончательно погубить его, говорит человеку: уйди отсюда. И начинает гнать его от места к месту, от одних людей к другим, из одного дома в другой, из одного города в другой, с одной улицы на другую. И начинает постоянно гнать его, потому что знает, что самая последней опорой для надежды человека являются его друзья, те, с которыми он собирается во имя Господне. И первое, на кого он ополчается, это на собрание верных. И гонит человека дальше от этого собрания.
Святитель Игнатий Кавказский замечает, правда, он это говорит для монахов, но это повествование его вполне полезно для каждого из нас. Самое опасное, - говорит, - для монаха – это бегать из монастыря в монастырь, потому что, когда он бегает из монастыря в монастырь, он не спасения ищет, но бегает от спасения. И вот это страшное: «да, я уйду», «а я могу уйти, в любой момент встану и уйду», - говорит муж жене, говорит жена мужу, говорят дети своим родителям, говорят родители своим детям, говорят ученики своим учителям, учителя своим ученикам, друзья своим друзьям, соседи своим соседям. «Да, я уйду и ничто меня не остановит, это мой выбор», - говорит человек, который уже потерял силу выбора, потому что давно не выбирал. И всё, что он выбирал – были прежние грехи, прежние поступки, прежние слова и прежние дела. Ничего он своим бегством не решит для спасения, но для погибели это верный шаг.
И тогда бес начинает гнать человека и гонит его бесконечно. И смотришь на такого человека, и он не может найти себе пристанище. Он мечется из огня да в полымя, из одного места в другое. Он начинает искать и там, и здесь утешения, и нигде не находит, и опять бежит от всех. И это бегство пытается называть свободой. Но это бегство не свободно. Лишь только по одному признаку – если бы оно приводило человека к покаянию, к Богу, тогда это ещё была бы свобода. Но здесь мы смотрим на этих бесноватых, которые живут во гробах и пугают людей. Кстати, святитель Иоанн Златоуст, замечая, говорит об этом: жили эти люди во гробах, то есть на кладбище для того, чтобы запугивать людей, что якобы души умерших людей бродят и пугают, и никуда не уходят. Это ложь. Праведники идут в Царство Божие, а о грешниках мы знаем из притчи о Лазаре и богаче.
Удивительная история этого Евангелия продолжается в том, что Христос встречает этих людей, как, впрочем, встречает каждого человека, который как бы не убегал от себя, быстрее Бога никогда не побежит. Господь так быстро бегает за каждым человеком.
Это, пожалуй, то удивительное и трогательное, что можем мы впервые увидеть сейчас в этом Евангелии. Этих людей оставляют родные и близкие, они соглашаются, что те живут вне города, их пытаются забыть, о них не вспоминают. Но если и вспоминают, может быть, так, с цоканьем языка: ах, как жаль, ведь неплохие были люди. Но не более того. Но Бог всех: и плохих, и неплохих одинаково любит. Он одинаково любил и тех, кто жил в этой стране, и тех, кто встретил Его на дороге. И когда подошёл к ним, и они встали в прямой рост перед Ним, бесы в них затрепетали. Неправда всегда боится правду. Свет всегда побеждает тьму не силой своего свойства, а одним своим присутствием. Перед Богом эти люди впервые выпрямились, и когда бесы в них затрепетали, и когда они начали кричать Ему: Ты раньше времени пришёл мучить нас. Они раскрыли всю свою сущность. Они обречены на вечные мучения. Но с собой им хотелось бы прихватить ещё новых друзей - наши несчастные души. Господь повелевает войти этим падшим ангелам в стадо свиней. Свиньи гибнут. Эти бесноватые исцеляются. Одетые, опрятные, здравые они начинают общаться. Пастухи, которые там были, перепугались, побежали в город.
И вот, когда Господь шел к этому городу, может быть кто-то и знал, что Христос идёт к нему. Ведь молва о Нём очень быстро распространялась, и люди друг другу передавали эти слова быстрее движения ветра. Но никто не вышел встретить Его. Но теперь пришёл весь город посмотреть, что же там произошло. Свиньи, которые, кстати, были запрещены для употребления в то время, погибшие плавают в воде. Перепуганные пастухи и бывшие их сограждане вполне опрятные и разумные спокойно общаются с Тем, Кто вернул им свободу. И вот второе – удивительная встреча в этом Евангелии. Сначала Бог встречается с бесноватыми, и смотри, с какой любовью исцеляет их, прогоняет из того, что принадлежит Ему тех, кто всегда ворует Его. Бог прогоняет врага, возвращает Себе сотворенного по Своему образу и подобию человека, свободного от страсти.
И также перед Ним становится весь город. Вот самый бы раз сказать: не знаем Кто Ты, но знаем, что в Тебе много света, может быть не знаем Твоего имени ещё, но знаем, что Твоего имени боятся нечистые духи, может быть не знаем, для чего Ты пришел, но знаем, что Ты точно никого не погубишь, что Ты больным дашь исцеление – может быть Ты и нам поможешь. Но как замечает Феофилакт Болгарский: эти люди были настолько черствы сердцем, а их дела были свинскими делами, и поэтому они не знали, что такое благодать. И они говорят Ему: уйди из нашего города. Ещё не время расставаться со своими свиньями. Ещё никак не решусь. Или по-другому: «да, в любой момент я могу поменять свою жизнь, а сейчас не нужно меня совестить, сейчас не нужно мне говорить о том, как надо поступать, мол, сам всё знаю». Уйди из нашего города. Мы свободные люди. Мы живем в свободном городе и сами знаем, как нам жить. И удивительное милосердие Божие – о нем замечает тот же Феофилакт Болгарский: Христос с великим смирением, с молчанием, не проронив ни слова, садится в лодку и отплывает от их земли.
Обрати внимание, Христос не говорит: Я ухожу от вас. Мол, оставайтесь сами, живите, как хотите без Меня. Христос не произносит этого приговора. Он всего лишь видимым образом показывает, что если человек Его гонит, Христос останавливается, делает шаг назад, отплывает в сторону, но никогда не говорит: Я уйду от вас, ты Мне больше никто, ты Мне больше не сын, не дочь, не друг. Нет, Господь никогда не произносит этих слов, потому что Сам создал нас для Себя и, создав нас для Себя, никогда не оставляет промысла о нас.
Какие бы страсти не вселились в нашу душу, какое бы поражение не ухватило наш ум и наше сердце, какие бы злые поступки не омрачили нашей жизни, даже если мы оказались вне города, вне социума, даже если все нам сказали: «уйди от нас», даже если мы по своей гордости сказали: «да и сам я давно хотел всех вас бросить», - Бог никогда не бросает и Он всегда рядом. И стоит столько встать перед Ним в полный рост и сказать: «Господи, избавь меня от лукавого», - как Бог тут же даст повеление ему оставить нас и не мучить нас, как только мы противостанем. Говорит апостол: противостань против греха и убежит от тебя. Как только эти двое встали перед Ним и перестали бегать, и не стали говорить: «уйду я и от Тебя», - они исцелились.
Сегодняшнее Евангелие как драгоценная влага питает нашу надежду. Ну, во-первых, мы видим, как Бог любит всех. Мы видим Его великое смирение. И никогда Он не бросает нас и не обижается. И если кому-то из нас может показаться, что Бог на меня обиделся или что Господь от меня отвернулся, пусть не верит своим демонам. Это неправда. Он всегда рядом. А значит – куда нам бежать? А значит – где искать нам правды? А значит – для того, чтобы исцелить свою несчастную душу, не нужно бросать свои семьи и своих друзей, не нужно бросать свой храм и свой город, не нужно бросать тех людей, кто рядом с тобой, чтобы стать другим, не нужно бросать тех, кто рядом, а нужно встретить и поверить Тому, Кто поможет тебе стать другим.
Христос, кстати, этих людей не берёт с Собой. Он их возвращает обратно в город. И хотя Сам, - как говорит святитель Иоанн Златоуст, - уходит от этого города, потому что об этом просили его жители, однако же о Себе оставляет проповедь. Проповедуют мёртвые свиньи, которые напоминают об этих страшных злых демонах, которые ждут только одного – погибели человека. Проповедуют перепуганные пастухи, которые всё видели. Проповедуют эти люди друг другу, которые сами стали свидетелями происшедшего. И проповедуют эти исцелившиеся бесноватые, которые теперь уже не говорили: «уйду я от вас», - каждый из них, а вернулись в свой город, вернулись в свои дома и там проповедовали о Том, Кто дает подлинную свободу, исцеление, смысл жизни, надежду, счастье. Они проповедовали истинного Бога, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, ни страха, ни отчаяния, ни слабости, где жизнь и жизнь полная сил. Вот об этом сегодняшнее Евангелие.
И когда кто-то из нас по-своему маловерию или по ложному страху или стыду, или из-за своего отчаяния, или из-за своих демонов, которые так сковали душу страстями вдруг скажет: «надо бежать». Может быть. Но только к Тому, Кто даст исцеление. Надо бежать ко Христу. Надо бежать к Его таинствам. Надо бежать к исповеди, к причащению. Надо бежать к Нему, чтобы, взяв от Него прощение, вернуться к своим детям, к своим родным и близким, друзьям, чтобы с Ним прийти свободными, как и ныне Бог освободил несчастных. Аминь