О служении Слову Божию

26.06.2018
Просмотры: 1628

"Что же значит служить Слову Божию? Это значит – к этому Слову не добавлять своих. Служить Слову Божию – это значит выполнять то, что говорит тебе Господь, и не дополнять к Его заповедям свои «но», «если», «а вдруг» и прочее, это тут же делать, тут же делать, не размышляя, не добавляя своих слабостей, своих страхов: «а как это будет выглядеть», «а что скажут другие», «а что подумают» и прочее. Служить Слову – это тут же быть человеком: увидел плачущего, не проходи мимо; увидел нуждающегося, помоги чем можешь; к тебе обратились, постарайся ответить".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

По традиции воскресного дня мы всегда слышим Евангелие и размышляем над ним. Мы всегда читаем Евангелие за Божественной литургией. И для каждого из нас размышления над Евангелием является самым понятным, ясным ответом на все наши надежды. Я хотел бы перечитать Евангелие вместе с вами.

Апостол и евангелист Матфей в сегодняшнем Евангелии говорит следующее: "когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час". (Мф 8:5-13).

Сегодняшнее Евангелие открывает нам две удивительные тайны: Божества и человечества. Тайна не в том смысле, что об этом никому неизвестно, и вот только сейчас мы об этом узнали, а в том смысле, что это есть нечто, что действует и в Божестве, и в человечестве, действует незаметно, неявно, но безусловно, действует всегда вне зависимости ни от каких обстоятельств. Это и есть тайна миробытия, в которую вложено присутствие Самого Бога. Тайна не как неизвестность, а тайна как устройство. И что же мы видим в сегодняшнем Евангелии? Мы видим удивительную веру человека, который эту веру основывает на том, что всегда делает неукоснительно, на послушании. Человек приходит к Богу и просит Его, чтобы Тот исцелил его слугу. Ну, несомненно, изумляет сама просьба, которая относится к человеку, который по своему положению, уж, навряд ли является близким к этому сотнику. Это его слуга. Но, знаете, близость одного человека к другому не всегда должна пахнуть одинаковой кровью.

На самом деле эта близость всегда в своем корне, в своей сути должна иметь один и тот же одинаковый для нас источник бытия – Бог создал и сотника, и слугу. Иногда, когда мы говорим о ближних, то мы подразумеваем, что речь идет только о тех людях, у которых есть ключи от нашего дома. Но нужно помнить, что еще большие ключи есть у каждого человека. Эти ключи доверил нам Сам Бог – ключи от Царствия Божия. Их мы носим в себе. Именно поэтому Господь и говорит, что Царство Божие внутри вас есть. И этими ключами – послушанием этому Царству, жизни этому Царству, любви к этому Царству мы и открываем одинаково дверь вечности. И те, которых мы знаем, и те, которых мы не знаем – все переступают порог этой вечности. И вот сотник просит за своего слугу. Говорит: болеет он. И эту боль приносит к Богу. Он приносит не просто память, он приносит не просто воспоминание о человеке, которого ему не хватает. Ну, даже ведь бывает и слуга такой, настолько предан и верен, что его отсутствие так чувствуется, и кажется, что именно это создает некоторое неудобство. Нет, сотник носит не просто одну из проблем в своём сердце. Он носит боль другого человека. Он живет этой болью. Он постоянно о нём думает.

Вот как мы иногда говорим о другом человеке: я всегда о тебе думаю, очень часто тебя вспоминаю, очень часто о тебе думаю. Что же это означает? Это означает, что моё общение с Богом всегда втроём, то есть в этом моём общении с Богом ещё есть и ты. Я думаю о тебе. Я молюсь о тебе. И неважно, что теперь тебя нет рядом со мной, я всё равно ношу твое имя в своем сердце. И этот сотник носил болезнь своего слуги. Он всё переживал об этой болезни. Он делал всё, чтобы помочь ему и всё, что возможно, чтобы облегчить эту болезнь. И вот он с этой надеждой приходит ко Христу и говорит Ему: болеет слуга мой. На самом деле, вот сейчас говорю об этом, и сразу же размышляю о том, вспоминаю, о чём я подумал сначала, когда переступил порог храма, и когда начал молиться, о ком я начал молиться. И честно сказать – не сразу вспомнил имена тех, кто так горячо просил молитв, кто находится в крайне отчаянном состоянии из-за своей болезни, из-за своих проблем, в которых они оказались. Но вот этот сотник сегодня учит меня. Он приходит к Богу и, первое, о ком говорит Ему: мой слуга болеет. Не о себе, не о своём положении, не о своих мечтах, о своих желаниях – о своём слуге.

Удивительная сила веры сотника заключается в его послушании. Это та человеческая тайна, которая сегодня нам открывается, но еще больше Господь показывает и тайну Своего Божества. Хорошо, - говорит Христос, - Я приду и исцелю его. Бог служит. Я, - говорит, - приду и исцелю его. Он не отвечает ему словами, какими-то безразличными или словами, которые могли бы в нём родить такое безразличие. Он не отвечает ему словами недоумения или поучения. Он тут же говорит ему: Я приду и исцелю его. Видишь, как молитва о другом человеке приводит к послушанию Самого Бога. Видишь, как любовь другого человека, искренняя сострадательная забота о другом в движение приводит Великого Бога, создавшего весь мир видимый и невидимый. Я приду и исцелю его. Не знаю, как бы каждый из нас, как бы я сам ответил на такую готовность Самого Бога: Я приду и исцелю его. Ну, мы, наверное, начали бы говорить: когда Ты это сделаешь? когда Тебя ждать? И уж, наверное, бы рассказали об этом всем. Наверное, бы это событие, это обещание стало для нас некоторым особым наполнением нашей жизни, которое бы собрало всю нашу жизнь в эту точку: Он придет.

Сотник и так жил в этом напряжении. И он не ждёт Его когда-то, потому что он с Ним каждый раз. Он не ждёт Его на завтра, потому что он с Богом сейчас. Он не ждёт Его на потом, потому что он всегда с Ним. Как, с одной стороны, это обещание рождает радость, так, с другой стороны, оно дает некоторое время: вот, мол, завтра Он ко мне придет, не сейчас. Но сотник удивляет своей верой и говорит: я подвластный человек, я служу царю, мне подчиняются воины, а я подчиняюсь царю, и когда говорю одному: делай то, тот делает, и говорю другому: делай это, и делает. Скажи, - говорит, - только слово, и выздоровеет слуга мой. Какой удивительный ответ верного человека – только слово скажи мне! Понимая, что в этом слове он всегда найдет неукоснительную волю Божию, в которую он тут же приложит свои слова. Если бы сказал ему тогда Христос: отойди, жди Меня. Наверное, бы он отошёл бы и ждал. Если бы сказал какое-то другое слово, этот сотник тут же бы исполнил его, потому что был человеком послушания.

Настоящая любовь всегда рождает подлинную преданность. Настоящая любовь никогда не перебирает словами, никогда не находит то, что мило и то, что не мило. Ну вот, как мать или отец любят своего ребенка, и чтобы ребёнок не говорил, они каждое слово, особенно, если это первые слова ловят с такой жадностью, радуются каждому слову. Или как если бы после долгой разлуки встретились люди, и один другому бы рассказывал о своем путешествии и о времени расставания, и собеседник бы внимал с трепетом, боясь потерять хотя бы одно слово. Скажи, - говорит, - только слово, и выздоровеет слуга мой. Это говорит человек, который знает силу слова и знает эту силу не потому, что может другого заставить, а потому что сам живёт этим словом и выполняет его, служит слову Божию. Что же значит служить Слову Божию? Это значит – к этому Слову не добавлять своих. Служить Слову Божию – это значит выполнять то, что говорит тебе Господь, и не дополнять к Его заповедям свои «но», «если», «а вдруг» и прочее, это тут же делать, тут же делать, не размышляя, не добавляя своих слабостей, своих страхов: «а как это будет выглядеть», «а что скажут другие», «а что подумают» и прочее. Служить Слову – это тут же быть человеком: увидел плачущего, не проходи мимо; увидел нуждающегося, помоги чем можешь; к тебе обратились, постарайся ответить.

Господь на эти слова сотника, изумляясь, говорит: и в Израиле Я не нашел такой веры. И дальше произносит горькие слова, что те, кому обещано Царство, будут извержены вон, а придут те, которые не знали о Нём, но услышали и поверили. Непослушание всегда лишает отцовства. Непослушание в малом всегда рождает большое предательство. Непослушание и неверность в простом никогда не сделает человека решительным в большом, в ответственном, в главном.

И Христос отвечает этому сотнику: иди, твой слуга выздоровел. Теперь Он не отправляет его куда-то, Он говорит ему слово, которое устремляет его к человеку, избавившемуся от болезней. Иди, - говорит, - выздоровел твой слуга. По вере твоей, по твоей надежде. «Иди» - это означает, что дальше так действуй, вот также поступай всегда, никогда не стой на месте в своём сомнении, никогда не стой на месте в своём отчаянии, никогда не стой на месте в своём, как тебе кажущемся, одиночестве. Ты должен всегда искать правду Божию. Иди к тому, кто дорог тебе, и твоя любовь к нему принесла ему исцеление. Он выздоровел. Мы много раз вспоминали слова преподобного Серафима, который говорит о том, что праведник от грешника отличается только решимостью, праведник ходит, а грешник стоит на месте. И вот сегодня Господь говорит и мне: иди к своим надеждам, и как ты был кому послушен, тот и даст тебе исцеление. Нам есть о чём задуматься.

Я хотел бы этим и закончить сегодняшнее слово. Кому послушны мы? Кого мы слушаемся больше всего? Что является для нас безусловным словом, перед которым мы трепещем? К какому слову мы прислушиваемся? К своим страстям или порокам? К своим пленениям и очарованиям? К своим зависимостям и своим придуманным безусловностям? К своим «но» и «если», «а вдруг»? Кому мы послушны? Кому я послушен? Чье слово я ценю всегда? А к какому слову я отношусь тогда, когда есть на это время? Может быть поэтому, как нам кажется, Господь не всегда слышит молитвы наши, что мы не всегда слышим Его слово? Может поэтому все еще продолжают болеть слуги наши? Может быть поэтому все еще болезнь торжествует в нашей собственной жизни? Как святить Иоанн Златоуст замечает: глубокая вера вон изгоняет грех, а с ним и болезнь. Может поэтому болеем?

Сегодняшнее Евангелие про удивительную веру человека, обычного человека, необычного своей верой и про чудеса слова. Но это Евангелие не закончилось тогда, это Евангелие продолжается и теперь, потому что и теперь Господь говорит мне: Я приду и исцелю тебя, исцелю того, о ком ты просишь. И теперь Господь говорит мне: иди и по вере твоей да будет тебе. Мое послушание – это моя вера, потому что и мой Бог послушен даже до смерти и смерти крестной. Моя любовь – это следование за Его словом по Его благословению: иди, вера твоя помогла тебе. Аминь.

24 июня 2018 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1628