О способах борьбы со грехом

20.06.2018
Просмотры: 1811

"Наш навык является самым главным, самым сильным и самым действенным оружием против греха, если это добрый навык. А если это злой навык, то тогда он становится оружием против нас самих. И это оружие в руках держит не лукавый, а мы сами".

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю всех вас с нашей соборной молитвой, а причастников особо тепло и сердечно поздравляю с причастием Святых Христовых Тайн. Это очень радостное, надежное и действенное лекарство особенно теперь в дни апостольского поста. И во время поста зову всех вас причащаться и приступать к таинству исповеди столько, сколько зовёт вас совесть и причащаться как можно чаще.

Сегодня я хотел бы вспомнить поучение старца Паисия Святогорца. Однажды старцу задали вопрос: авва, а правильно ли, когда спрашивают у тебя о твоём каком-либо падении, говорить, что всё это лукавый искусил? И на это геронда ответил следующее. Он говорит: знаешь, очень часто лукавый спит, когда мы творим свои дела зла. Несомненно, лукавый никогда не ищет нам спасения, и напротив всячески старается, чтобы подтолкнуть нашу душу, нашу совесть к омрачению греха, но сваливать всю свою вину на него ни в коем случае нельзя.  Каждый из нас должен помнить, что любое дело мы совершаем своей волей и своим выбором.

Да, с вами говоря и размышляя о поучении геронды Паисия, действительно так и происходит в жизни. Вне всякого сомнения, нашу волю никто от нас не отнимает, но она бывает израненной, она бывает скованной, она бывает такой, которая как будто бы кажется, не может сделать ни одного свободного шага. Но не лукавый связывает нашу волю, а мы своим злым навыком делаем нашу волю в нас самих рабыней нашим страстям. И когда человек говорит, что лукавый не даёт ему исправить что-либо и всяко подталкивает человека к падению, пусть не обольщается этой неправдой. Лукавый только располагает ко греху. А любой грех мы совершаем сами собственным выбором.

Как же сделать так, чтобы освободить нашу волю от этой зависимости? Как мы имеем навык ко греху, и когда каемся в грехе, можем исправить его не только сожалением и цоканьем: ах, как плохо, опять я сделал то же, что делал раньше. Но любой грех исправляется добродетелью. Тьмы становится меньше не там, где ей не дают места, а там, куда впускают свет. И тепла становится больше не там, куда не впускают холод, а там, напротив, где взгревают светильник, и от этого светильника тепло распространяется по всему пространству. Наш навык является самым главным, самым сильным и самым действенным оружием против греха, если это добрый навык. А если это злой навык, то тогда он становится оружием против нас самих. И это оружие в руках держит не лукавый, а мы сами.

Вот поэтому геронда Паисий и поучал, что нельзя всю свою ответственность и всю свою вину сваливать на кого-либо другого. Пусть это будет не лукавый, пусть это будет другой человек. Как тоже иногда можно слышать: вот из-за этого человека я согрешил, вот из-за этого человека у меня получилось вот такое искушение, вот из-за этого человека я начал осуждать или совершил еще какое-то недоброе дело. Да, не виновен в нём тот человек, он лишь только стал для тебя местом, где ты должен был употребить свою волю, как поле, в котором ты должен был бы поработать, чтобы издергать траву и посеять доброе семя.

Паисий просто поучал, и сила его поучений заключалась в том, что сам геронда никогда не искал ответственных за свои собственные промахи. Он начинал еще точнее прицеливаться, чтобы не промахнуться в следующий раз. Ничто, никакая сила не может повлиять на выбор нашей собственной воли, если в ней есть навык к доброму. А навык к доброму рождается, прежде всего, от слова. Как и апостол говорит: от слова бывает наша вера. Что же это за слово? Это слово, обращенное к Богу в нашей молитве. И когда кажется, в нас слабеет наша воля, нужно начать горячо молиться и уповать на Бога, не соглашаться с лукавой мыслью, но отгонять ее прочь от себя светом упоминания имени Божия. Сразу начинай вспоминать это имя молитвой Иисусовой: Господи Иисусе Христе, помилуй меня. И тогда Господь Своей любовью, Своей милостью поможет нам преодолеть любые испытания.

Будем помнить об этом поучении горонды Паисия и упражнять свою волю в навыке добром, упражнять свою волю в естественном для неё навыке любви, надежды, упования на Бога и общения с Ним. И да поможет в этом нам Господь по молитвам Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Аминь.

19 июня 2018 года. Иверский храм Пятигорского епархиального дома

1811