"Наши намерения всегда бывают хорошими. Ну кто себе желает зла?! Но вот, только желая хорошего, мы допускаем, впускаем в свое сердце через свое искаженное намерение зависть, и желая хорошего, говорим: хочу, чтобы также, если не больше. И начинаем завидовать. Впускаем в свое сердце раздражение, когда видим другого человека, кажущегося нам успешным, но сами к этому успеху не прилагаем никаких своих стараний, напротив, свой язык мы делаем злоречивым, свою душу злохудожественной. Как об этом ярко говорит нам церковное песнопение. Душа, которая изображает не образ и подобие Божие, а через злохудожественную волю, испорченную грехом, пороком, страстью, зависимостью, напротив искажает этот образ, обезображивает его".
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Я хотел бы вместе с вами перечитать Евангелие, которое мы только что слышали, чтобы поразмышлять над этим Евангелием.
Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии пишет: "сказал Господь: светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, — тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело — одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам". (Мф 6:22-33).
Блаженный Августин очень интересно замечает, говоря о сегодняшнем Евангелии, что око есть светильник, который или освещает всё тело, как мы сегодня слышали в Евангелии, или напротив, через это искаженное око попадает тьма и наполняет всё тело. Так вот блаженный Августин говорит, что око – это есть желание, это есть намерение. Одним словом, каковы ваши намерения – таково и наше содержание. При этом, содержанием, телом он называет всю нашу жизнь, дела нашей жизни.
Итак, каковы наши намерения? Именно о намерениях я сегодня хотел бы поразмышлять вместе с вами. Мы нередко, когда говорим о желании благополучной жизни и представляем себе нашу благополучную жизнь, то, выстраивая благополучие в этой жизни, предполагаем, что основными ее этапами должны быть вещи, которые могут обеспечить это благополучие: положение в обществе, денежное довольствие, возможности, какие-то особенные способности, которые связаны или с личными способностями, или с возможностями вокруг себя находить таких людей, которые могли бы для тебя что-то делать, помочь, поддержать тебя, каким-то образом изменить твою жизнь так, как тебе хотелось бы, стать ступенькой в твоём подъёме, в твоём карьерном росте, - как сейчас об этом говорят – нужные люди. Одним словом, когда мы говорим о намерениях благополучной жизни, то, несомненно, к этой благополучной жизни прилагаем и инструмент – как добиться благополучия.
Кстати сказать, сейчас открылось громадное количество разных школ, и специально проводятся беседы о том, как сделать себя благополучным, как достичь успеха в бизнесе, в личной жизни и в прочем. И в основе всех этих так называемых тренингов, в основе всех этих систем лежит самое главное: ты есть самоценность; ты – в центре всего. Нужно полюбить себя. Нужно через себя, через желание выразить свою собственную любовь, достигать своих целей, нужно уметь многое переступать и видеть впереди только один рассвет, имя которому ты сам.
И вот, блаженный Августин замечает: бывают такие намерения, которые в своей основе не видят главного, не видит того, о чем сегодняшнее Евангелие. Господь говорит: прежде ищите Царствия Божия и правды его, и тогда всё благополучие приложится вам. Бывают такие намерения, в которых совершенно в этом расчёте благополучия нет даже отблеска поминания имени Божия. Ну вот, если каждый из нас, а это всегда очень правильно, верно и очень полезно и живо, сейчас же начнет рассуждать со своей совестью и начнёт спрашивать у своей совести: что для меня самого является моим благополучием? То к большому сожалению и горю, если до конца быть откровенно честным: благословение Божие, благоволение Божие, Его божественная любовь, Его присутствие, Его сила любви и дела, воодушевляемые этой силой, стоят далеко не на первом месте.
Собственное благополучие мы рассматриваем через любую призму, но очень редко, и тем самым вредим, прежде всего, самим себе, это благополучие рассматриваем и ищем через евангельское откровение. Наши намерения всегда бывают хорошими. Ну кто себе желает зла?! Но вот, только желая хорошего, мы допускаем, впускаем в свое сердце через свое искаженное намерение зависть, и желая хорошего, говорим: хочу, чтобы также, если не больше. И начинаем завидовать. Впускаем в свое сердце раздражение, когда видим другого человека, кажущегося нам успешным, но сами к этому успеху не прилагаем никаких своих стараний, напротив, свой язык мы делаем злоречивым, свою душу злохудожественной. Как об этом ярко говорит нам церковное песнопение. Душа, которая изображает не образ и подобие Божие, а через злохудожественную волю, испорченную грехом, пороком, страстью, зависимостью, напротив искажает этот образ, обезображивает его.
В сегодняшнем Евангелии Господь прямо говорит нам, что наше стремление к подлинному богатству должно заключаться в выборе. Не можете, - говорит, - служить двум господам: Богу и мамоне. Богатство – это не тогда, когда у тебя всё есть, и если что, есть откуда взять. Богатство тогда, когда ты всегда тем, что в тебе есть, делишься, когда ты раздаешь данный тебе дар от Бога жизни, не растрачивая и не обменивая его на тлен и то, что очень быстро будет преданно разрушению, а вкладываешь в то, что никогда не разрушится: в настоящую любовь, в настоящую дружбу, в искреннюю жертвенность, в настоящую помощь, подлинную верность, в живую действенную. Вот тогда это богатство приносит утешение.
Говорит Господь в сегодняшнем Евангелии: служить Богу – это означает не ставить во главу угла своей жизни, как самое важное и самое необходимое, твое телесное благополучие. Служить Богу – это как бы не замечать, как будто бы не рассматривать самого себя. Служить Богу – это так же, как если бы ты, ну, к примеру, в доме, воспитывая детей, услышал детский плач, разве ты будешь смотреть на свои руки, на то, что надето на тебе, на то, что ты вкушал или не вкушал, ты бросишься изо всех сил к плачущему ребенку, не замечая своего благополучия. Уж тем более ты не будешь задумываться о том, как ты будешь выглядеть в глазах других людей. Тебе бы что-то накинуть на плечи и броситься на плач своего ребёнка. Вот, служить Богу – это так всецело доверять Ему, это не красоваться перед Ним, а идти к Нему, не стоять перед Ним, а действовать ради Его имени.
В сегодняшнем Евангелии Господь, замечая естественное устроение жизни человека и всего окружающего мира, которое Сам Бог положил, замечает нам, маловерным, что Бог заботится о каждом Своем создании: о птицах, о растениях. Посмотрите, как одни не сеют, но находят пропитание, другие не прядут, но одеваются так, как и в царских палатах не найдёшь таких одежд. Господь находит такие примеры из нашей естественной жизни и при этом говорит: неужели вы думаете, что вы для Бога менее значимы, чем они. Неужели Бог не ценит и не любит вас? Откладывать, припрятывать, собирать – это тоже самое, что не доверять Богу.
Не в том смысле, что заниматься каким-либо делом, которое, к примеру, ты собрал большой урожай, но сразу же тебе весь его не осилить. Конечно же, ты оставляешь что-то припасами на зиму. Но ты это делаешь не для того, чтобы сделать себя богатым, а лишь только столько оставляешь, чтобы перезимовать эту зиму. И при этом не самому, но делаешь ещё это с размышлением и мыслью о тех, кто в твоём доме и кого ты позовёшь к себе в свой дом. Подлинное благополучие, искреннее намерение и наполняет нас светом тогда, когда оно, прежде всего, обращено к тому, кто есть источник этого света – к Самому Богу. Что же необходимо делать?
Святитель Иоанн Златоуст замечает, что Господь прямо говорит нам, что сребролюбие омрачает человеческую совесть, сребролюбие сковывает человеческую волю, сребролюбие не дает возможности нам свободно действовать. Мы делаемся очень зависимыми. Вспомните нашу ревность о правде. Она была более яркой и более стремительной, и живой тогда, когда мы еще учились или тогда, когда еще мы ничем и никем не были связаны в обязательства, и в особенности, в обязательства позорного молчания. Тогда мы могли говорить и действовать свободно, и нередко теперь, когда наша совесть скованна этим благополучием временной жизни, это благополучие сковывает и нашу совесть, и в нас действующую правду, и мы уже стыдливо говорим: я как все. А Бог говорит нам: ты – Мне друг и сын, не как все, а ты – единственный и ради тебя Господь восходит на Крест и проливает Свою божественную кровь, каждого из нас в его очах делая особенным.
И так сегодня, размышляя о евангельском чтении, положим себе очень важные замечания и блаженного Августина, и святителя Иоанна Златоустого, которые говорят о намерениях и о том, куда они нас приводят к свету или к тьме.