"Святость – это сила Божия в человеке не для того, чтобы продолжать мстить, обижаться, помнить злое, а для того, чтобы радоваться, благодарить, любить, надеяться, это сила, которая позволяет, помогает нам быть настоящими людьми. Это и есть подлинная святость. Бог даёт ее всякому человеку, кто открывает свое сердце перед Ним, кто приносит Ему свое покаяние, кто говорит Ему: «Господи, не я, а Ты действуй во мне», кто всецело доверяет себя Его промыслу".
Всечестные отцы, дорогие господин атаман и братья казаки, дорогие братья и сестры, я всех вас поздравляю с днём памяти Всех святых, в земле Российской просиявших, с престольным праздником этого святого храма, где сегодня все мы с радостью собираемся, приносим свои молитвы, свою радость, свою надежду, приносим в храм всю свою веру и веру в то, что память сегодня торжествуемых святых нашей русской земли обновит нашу совесть, веру в то, что эта память обновит нашу собственную кровь, русскую кровь, освящённую подвигом и защитников нашего отечества, и в особенности, освещенную подвигом тех, кто жил верой, ей действовал, спасая свою душу здесь, в нашей русской земле, совершая подвиг своего преображения, своего изменения.
Чтобы говорить о русских святых, нужно прежде понять вообще о том, что же такое святость. Мы знаем, что свят Бог. Свят Бог, Которому не принадлежит никакое зло, но Который есть Отец всего видимого и Творец невидимого мира, и вместе с этим свят в том, что Своей любовью сотворивший мир, даровал нам вечную жизнь, сотворил нашу жизнь для Своей любви, для нашей радости. Свят Бог, к Которому не прикасается ни тление, ни смерть, ни грех, ни тьма, ибо там, где дыхание Божие, там нет никакой тьмы. Когда мы говорим о святости, то вспоминаем послание святых апостолов, которые говорят о том, что все, кто уверовали во Христа святы, ибо свят Бог их. Каждый христианин призывается к этой святости, призывается к такой жизни, которая могла бы из временной стать началом вечной. А самым главным условием этого вечного блаженства является преодоление смерти в себе. Грех всегда сеет смерть, и через грех в нашу жизнь врывается смертность, через грех в нашу жизнь врывается то, что лишает нас надежды настоящей любви.
И вот святость христиан – это призвание к борьбе с этим грехом, преодоление этого греха. И свят тот, кого прославляет вся Церковь за его земной подвиг и пример его жизни. И когда мы говорим об этой святости, мы должны понимать несколько важных вещей. Прежде всего, Сам Бог дарует эту святость. Она не находится человеком. Эта святость не проистекает из человека, но проистекает от Бога также, как и жизнь. Не сам человек себе даёт жизнь, но Бог вдыхает в человека жизнь, и святость проистекает от Бога, свойство Которого быть святым. И это Свое свойство Бог дарует человеку, который, преодолевая свою греховную зависимость, свое притяжение ко греху, свое прилепление ко греху, преодолевая это тяготение ко греху, человек, высвобождаясь от него, освобождает в себе место для Самого Бога, и тогда Бог входит в человека Своей благодатью и дарует ему, как дыхание жизни, святость. Когда мы говорим о святости и о наследии ее, то должны уразуметь одну очень важную мысль. Святой человек – это не тот, который безгрешен. Никто не безгрешен, только Бог. А тот, кто преодолел тяготение греха. Победитель – это не тот, у кого нет на руках крови врага, а тот, кто избавился от врага, оставшись на своей земле в своей жизни свободным от этого врага и живущим по разумению своей совести. Святой человек – это не тот, на котором нет пятен, а тот через которого сияет Бог.
Как однажды об этом сказал замечательно один современный проповедник митрополит Антоний Сурожский. Он говорит так: святость и святой человек – это тот, через которого Бог действует, это не тот, который творил чудеса, но тот, который сам стал настоящим чудом. Вот так иногда мы называем наших детей, когда мы смотрим на них, свободных от греха, когда мы смотрим на них, которые умеют говорить всю правду, которую видят и которую творят, которые умеют и обижаться, и прощать, но не умеют мстить, запоминать обиды, помня их, злиться, когда мы смотрим на таких детей, умеющих после плача тут же рассмеяться, мы говорим: о, чудо, это наше чудо. Вот такое чудо и есть подлинная святость для каждого человека – уметь преодолевать в себе греховную зависимость, уметь преодолевать в себе грех так, чтобы он не пророс своими корнями в землю, в суть, в плоть нашего сердца, нашего ума, нашей души, уметь прежде, чем эти сорняки прорастут, вырывать и выбрасывать их.
Святость – это уметь благодарить, уметь радоваться, любить, уметь быть верным, исполнять данное тобой слово. Святость – это общение с Богом. Когда ты обращаешься к Богу со всей своей надеждой, и Бог дает тебе силы быть человеком. Когда мы, иногда уставши от своих дел, от бесконечных изменений, от бесконечных проблем, которые нас окружают, говорим: ох, где бы взять сил? Святость – это сила Божия в человеке не для того, чтобы продолжать мстить, обижаться, помнить злое, а для того, чтобы радоваться, благодарить, любить, надеяться, это сила, которая позволяет, помогает нам быть настоящими людьми. Это и есть подлинная святость. Бог даёт ее всякому человеку, кто открывает свое сердце перед Ним, кто приносит Ему свое покаяние, кто говорит Ему: «Господи, не я, а Ты действуй во мне», кто всецело доверяет себя Его промыслу. Святость наступает там, где человек искренне раскаивается в своих грехах, ненавидит грех, борется с ним. Святость – это как открытая дверь в комнату, где уже не продохнуть, и тогда это движение нового воздуха собою замещает весь смрад этого пространства. Вот так же и в душе, когда ты открываешь свою дверь перед Богом в покаянии, в размышлении о себе, как о виновнике всех своих проблем, и в желании изменить их, тогда Бог мало-помалу вытесняет из нашей души этот смрад задохнувшейся нашей жизни и дает новое дыхание, новую надежду, силу любить и дружить, жить. И вот, эту святость сегодня мы вспоминаем в образе наших сородичей.
Сегодня Церковь вспоминает Всех святых, в земле Русской просиявших. Это для того, чтобы каждый из нас знал, что наша земля плодоносна, и что наша земля растит подлинных свободных от греха и сильных духом людей – русских святых. И речь сейчас идёт не о национальном признаке, но речь сейчас идет о том, что мы называем своим домом – великую Россию. И когда мы говорим о русских святых, то их подвиг, их жизнь, их достойные поступки становятся той самой светлой, святой, освящённой, новой кровью, которая вымещает из нашего тела тёмную кровь – предателей, преступников, тех, которые изменили своей вере, тех, которые подняли руку на своего брата, тех, которые изменили заветам своих предков. Кровь святых, в земле Российской просиявших, сегодня вновь, как в живоносном источнике, вскипая, обновляет всё тело нашей Русской Церкви.
И сегодня мы особенно горячо молимся нашим русским святым, тем, которые также, как и мы говорили на одном языке, также, как и мы теперь, жили на нашей земле в свое время. Мы сегодня молимся тем, которые пели такие же песни, как поем их мы своим детям. Мы молимся тем, которые лобызали те же иконы, которые лобызаем мы, носим на себе нательный крест тот же, что однажды они одели нам. Мы сегодня молимся тем, которые также, как и мы, любят свою русскую землю и свою мать – Русскую Церковь. Особенно горячо мы молимся сегодня им о нашей матери, о святой Русской Церкви, которая, как и тогда, так и теперь переживает немалые испытания, потому что церковь состоит из людей, сама Церковь свята, но в теле ее множество людей, некоторые из которых поражены грехом, страстью, некоторые из которых поражены смертью отчаяния. Но мы молимся сегодня матери-Церкви, чтобы она по-матерински не отторгла их, а помогла им вернуть в себе жизнь, вернула их к свободной жизни от греха во Христе Иисусе. Сегодня мы молимся нашим русским святым о наших домах, потому что раньше они жили в них и оставили их нам. И мы просим, чтобы они помогли и нам оставить свои дома нашим детям, чтобы их дух, их вера, их надежда через нас, не изламываясь, а наоборот, укрепляясь и просвещаясь, стала бы наследством для наших детей, чтобы мы смогли передать то, что дорого нам и нашим детям.
Сегодня мы молимся русским святым, своим сородичам, чтобы они никогда не оставляли нас в своих молитвах, дабы и нам никогда не прекращать ими положенного подвига веры. Они полюбили нашу землю, они полюбили нас, они полюбили всем своим сердцем истинного Бога, и через эту истину открыли нам настоящее счастье быть христианами, быть теми, кто каждый призван к святости. Они услышали этот призыв и ответили на него, и стали святыми, не потому что стали безгрешными, а потому что оставили свои грехи, и если падали, то вставали, когда были слабы, всегда надеялись на силу Божию, которая в немощи совершается. Сегодня мы совершаем память Всех святых, в нашей Русской земле просиявших, и верим, что эта память, как обновление нашей крови, нашей веры, нашей совести, нашей Церкви Русской, это обновление принесет нам ревность подражать им, следовать за ними, не стесняться своих отчеств и быть похожими на своих отцов и на своих матерей, которые достигли Царства Божия. Молюсь о том, чтобы их памятью, их любовью к нашей Русской Церкви, к нашей русской земле Господь помог нам, каждому из нас, увидев правду Божию, следовать ею, изменяя свою жизнь, преображая свою жизнь, молюсь им, чтобы каждый из нас стал настоящим чудом, настоящим чудом – человеком умеющим изменять свою жизнь, отлагать печальное и принимать радостное, губить в себе тьму, открывая свою совесть к свету, укреплять свою веру, преодолевая сомнения, быть верным, надежным христианином, тем, о ком Господь говорит устами святых апостолов: будьте святы, ибо и Бог ваш свят. И дай, Господь, всем нам дара святости в нашем русском народе, в народе, который сегодня обильно вкушает плоды от русского древа Всех святых, в земле Российской просиявших. Аминь.
10 июня 2018 года. храм всех святых в земле Российской просиявших села Левокумка