"И кто-то может сказать: ну, как же тогда отнестись к несправедливости, которая бывает в нашей жизни? Как же тогда можно отнестись к неправдам, которые бывают? И Господь говорит, отвечая нам на этот вопрос: прежде вынь бревно из своего собственного глаза. Правда во всей ее полноте, правда, лишенная твоего собственного эмоционального окраса или твоего собственного взгляда, очень часто непрямого, очень часто взгляда искаженного, может быть тобой увидена только тогда, когда ты научишься прямо и правдиво смотреть на себя самого".
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Я хотел бы вместе с вами перечитать Евангелие, которое мы только что слышали за Божественной литургией, чтобы поразмышлять над этим Евангелием. Надо сказать, что это евангельское благовестие, этот отрывок апостола и евангелиста Матфея многие из нас не раз слышали, и можно с уверенностью сказать еще о том, что и немногие из нас знают, что эти слова принадлежат Самому Господу и Спасителю Христу. И вот я хотел бы перечитать эти слова.
Сказал Господь: "не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят". (Мф 7:1-8).
Это евангельское чтение призывает нас к очень серьёзной ответственности о том суде и о тех словах, которые мы произносим. Может показаться только лишь, что это упреждение: «не судите, да не судимы будете» - носит, прежде всего, характер возмездия. Несомненно, всякий суд – это есть воздаяние за наши дела. Так и святитель Иоанн Златоуст говорит: тот суд, которым судим мы опасен тем, что он всегда будет отнесен к нам самим – в этом и заключается опасность этого суда. Но эту опасность можно использовать для того, чтобы, следуя этому правилу, напротив совершить или подвергнуть суд, который будет совершаться над каждым из нас в милости Божией.
Ну, проще говоря: если мы кого-то судим своим судом непрощения, подозрения, судом гнева и обид, судом злой памяти – то всё это вернется и к нам самим. А напротив, если мы начнём кого-то судить своей любовью, судить так, когда этот суд прощает другого человека, рассуждать о человеке другом так, когда в этом человеке мы пытаемся найти образ и подобие Божие, и найдя этот образ, радуемся ему, когда мы судим не отрицанием другого человека и порицанием, а напротив через свой суд по отношению к другому человеку являем надежду и говорим: «да, не всё ещё потеряно», «еще можно исправить», «ещё можно изменить», «ещё можно выправить», - тогда этот суд станет и судом над нами. Осуждение другого принесёт нам то же. Любовь и прощение к другому принесёт нам то же. Суд прощения и суд любви – это суд оправдания и нас самих.
И кто-то может сказать: ну, как же тогда отнестись к несправедливости, которая бывает в нашей жизни? Как же тогда можно отнестись к неправдам, которые бывают? И Господь говорит, отвечая нам на этот вопрос: прежде вынь бревно из своего собственного глаза. Правда во всей ее полноте, правда, лишенная твоего собственного эмоционального окраса или твоего собственного взгляда, очень часто непрямого, очень часто взгляда искаженного, может быть тобой увидена только тогда, когда ты научишься прямо и правдиво смотреть на себя самого.
Правду в других мы можем начать искать и найдем тогда, когда эту правду мы нашли в себе самих. Эта правда не заключается в нашей обидчивости или злопамятности по отношению к другим людям: мол, я никогда тебе этого не забуду. Какая же в этом правда?! Правда в том, как ты сам себе забываешь свои собственные грехи, свои злые поступки, свои неправды, свои дурные слова, как ты сам себе забываешь то, когда ты переступаешь заповедь Божию, как будто не знаешь о том, что Господь запретил это делать. Правда для других имеет силу, которая происходит из тебя самого. Тогда эта правда и для других бывает полезна. Потому-то Господь и говорит, что, прежде, чем судить другого человека, мы должны найти осуждение и в себе самих, найти собственные грехи и свои бревна, которые носим в своей совести, которые носим в своих глазах и которые не дают нам видеть по-настоящему освобожденную от этого проклятия греха правду в себе и в других людях.
Сегодняшнее Евангелие, сегодняшнее чтение, как всякое благовестие Божие обращает нас, прежде всего, к себе самим. Мы очень часто в нашей жизни ищем некой справедливости и благополучия снаружи себя, вокруг себя. И всё, что находится вокруг нас неблагополучное и не кажущееся нам приятным, всё нередко раздражает и печалит нас самих. Но Господь говорит нам, что Царство Божие внутри вас есть. И начинать искать внешнее благополучие стоило бы, найдя благополучие внутри себя самих, найдя созвучие своей совести с голосом Божьим, найдя созвучие своей собственной жизни и правил своей жизни со Священным Евангелием.
Если этого созвучия внутри нет, снаружи всегда тебя будет увлекать многоголосье, которое, впрочем, не принесет тебе мира и тишины. Особенно об этом можно судить, когда ты размышляешь о своем собственном состоянии, когда ты говоришь: что «как-то всё вокруг тревожно», что «как-то всё неблагополучно», что «всё зыбко», что «всё как будто бы полуправда, как будто бы всё в полутонах и в полутенях». Это означает – всё то, что ты говоришь, это происходит внутри тебя самого. И всё то, что сейчас тебя тревожит и всё то, что так занимает твой ум и твое сердце проистекает не от внешнего, а от внутренней твоей собственной жизни.
Там, где мирное сердце – там и мирная жизнь вокруг. Там, где светлая душа – там и дела надежды. Там, где свободное от страстей сердце – там настоящая дружба, там любовь без обид и без тоски. Всё начинается из тебя самого. И Врач в сегодняшнем Евангелии говорит нам, что уврачевание начинается оттого, когда ты через покаяние достаёшь из своей совести целые бревна, по которым как будто бы ты, уже совладая, научился учился ходить. Но это зыбкая почва. Они, переворачиваясь, опрокидывают тех, кто находится на них.
Размышляя о сегодняшнем благовестии, которое мы слышали, и о той настойчивости, к которой зовет нас Господь: «просите и получите, стучите и отворят вам», призывая нас к деланию поступков своей собственной жизни, которые, прежде всего, приносят нам самим и тем, кто рядом с нами настоящую свободу. Будьте настойчивы в своей правде, но не в такой, которая выгодна вам, а в той, что вы делаете сами. Будьте настойчивы в своей молитве. Будьте настойчивы в сохранении себя от всякой скверны, от всякого порока. Будьте настойчивы в том, чтобы ваша вера была бы драгоценным жемчугом и не оказалась бы попираема псами и свиньями – собственными страстями, собственными пороками. Господь зовет нас к этой настойчивости и говорит нам о сегодняшнем суде, который мы начинаем над самими собой.
И сейчас за Божественной литургией самое время совершить этот суд над собой самими. Самое время припомнить себе то, что по сей день лежит мрачным пятном на совести. Самое время рассмотреть в себе такие искажения, которые не дают нам прямо, смело и без страсти смотреть на тех, кто дорог нам и кого мы любим. Самое время рассмотреть свою собственную жизнь и достать из неё эти брёвна наших неправд и грехов, которые омрачают и искажают всё вокруг нас. Сейчас мы пришли во врачебницу не для того, чтобы других лечить, не для того, чтобы других делать лучше, а для того, чтобы себя подлечить, себя сделать лучше, отталкиваясь не оттого, что другие плохи, а оттого, что мне таким нехорошо быть. Надо исправлять в себе это.
И сегодня через молитву и покаяние, через горячую надежду на живое слово Божие будем доставать из своей души эти брёвна, чтобы слова «лицемер» не ранили нас правдой своего содержания, чтобы наша жизнь, наша вера, наша дружба, наша любовь, наша служба друг другу не была бы лицемерностью. Горячо об этом помолимся теперь в храме и обратим всю свою надежду к великому Врачу: Господи, дай мне видеть мои бревна и избавиться от этого густого леса, и тогда, Господи, выйдя к Твоему совету, я смогу к этому свету вывести и других. Когда я сам вижу свет, есть куда вести, а когда я в себе его не вижу, слепец, как я могу показывать дорогу другим? Будем учиться судить судом любви, будем учиться, коль скоро мы быстро привыкли всех судить, судить так, чтобы через наш суд давать надежду им, подсудимым нами, чтобы однажды великий Судья, когда будет судить и нас, судил нас нашими же словами: «да, надо ещё потерпеть»; «да, на самом деле это не такой уж и плохой человек»; «да, есть в нём еще надежда»; «да, можно ему доверить», «ничего бывает и хуже», «слава Богу, жив». Вот пусть эти слова суда однажды Бог произнесет и над нами, и этим судом введёт нас в жизнь вечную. Аминь.