"День Всех Святых – это день тех, которые дошли до порога Божия. А пока шли к этому порогу, дорогу себе расчищали не кулаками и словами, не жесткой волей, не мечом и огнем – любовью, прощением, терпением, мудростью, верой, настоящей дружбой, дорогу себе стлали, не переступая через других людей, не их полагали себе в основание дороги, а в основание дороги полагали свои молитвы и благодарности, свои надежды и слёзы, свою любовь и всю свою веру, которой жили и которой благодетельствовали тех, кто был рядом с ними. И я хотел бы, дорогие братья и сестры, чтобы каждый из нас запомнил – святые – это не другие, это одни из нас. И мы призваны быть таковыми, ибо Господь говорит нам: будьте святы, ибо Бог ваш свят" (ср.1 Пет.1,16).
Всечестные отцы, дорогие братья казаки, дорогие братья и сёстры, прежде всего я хотел бы поздравить всех вас с престольным праздником, с днём воспоминания Владимирской иконы Божией Матери, которая является покровительницей сего святого храма и града Новопавловска и живущих в нём. Я поздравляю вас с престольным торжеством и еще поздравляю всех вас с днем ангела, потому что сегодня святая Церковь воспоминает всех святых от века просиявших. В этот день Всех Святых, в первое воскресенье после праздника Святой Троицы мы вспоминаем всех тех, кто просиял в подвиге, в вере, кто сохранил веру и пронес ее сквозь всю свою жизнь, донёсся до жизни вечной, и вошёл верою, милостью Божией в эту жизнь. И вот сегодня, когда мы вспоминаем всех святых, я хотел бы вместе с вами поразмышлять об этом празднике, потому что это размышление очень полезно для нашего собственного назидания и нашего вдохновения.
В этом празднике есть несколько парадоксальных вещей, которые заставляют нас об очень многом задуматься. Самое первое и самое важное, что приносит нам этот день – это то, что Бог может быть познаваем. Некоторому человеку, особенно такому, который серьезно задумывается о смысле своей жизни, а, пожалуй, всякий человек рано или поздно при разных обстоятельствах жизни всегда задает себе самые главные вопросы. Кто мне дал эту жизнь? Зачем я живу? Особенно эти вопросы возникают тогда, когда мы видим тех, кого провожаем в путь всея земли. И тогда мы с ещё больше горячностью спрашиваем себя: а что будет дальше и зачем, и почему всё нужно то, что сейчас происходит в жизни?
Так вот, отвечая на этот вопрос, Господь даёт нам удивительную надежду, которая наполняет смыслом всю нашу собственную жизнь. Главная цель нашей жизни – познание Бога. Бог по любви создал нас Себе для того, чтобы мы через ответную любовь познали Своего Создателя. Это безграничное и бесконечное движение вечного Бога по отношению к вечной душе каждого человека. Наш смысл жизни не простирается только по земному. Если бы наша жизнь заключалась только в земном, чем бы тогда она отличалась от жизни животных, растений, окружающего мира? Если бы наша жизнь была со всей ее, допустим, сложной организацией лишь только проявлением временного бытия, то тогда чем бы она отличалась от всего другого?
Но ведь никто из нас не готов согласиться с мыслью, что он всего лишь растение или животное! Каждый из нас не соглашается с этой мыслью от глубокого осознания того, что в нас есть живая бессмертная душа. Именно она внушает нам мысль особенного нашего предназначения, особенного нашего призвания, именно душа внушает нам мысль, что мы не относимся к животному или растительному миру, но имеем хотя и физическое тело, и хотя имеем физическое устройство нашей жизни, вместе с этим имеем то, что не имеют животные и растения – бессмертную душу, умеющую любить, могущую переносить скорби, умеющую дружить, помнить, умеющую помогать, отзываться на нужду, умеющую сострадать. Мы имеем душу, которая умеет радоваться, надеяться, верить, молиться. Мы имеем душу, которая имеет удивительное множество свойств, вложенных ей от Бога. И самое главное свойство, которым всегда она движима - это богоуподобление. Она во всём и везде ищет отражение Бога. Как сама является Его отражением, так ищет то, от чего отразилась. Она всегда ищет Создателя.
Однажды блаженный Августин по этому поводу сказал очень удивительные слова: Бог создал нас для Себя, и метется наше сердце пока не успокоится в Нём. Вот смысл подлинной нашей жизни. Вот почему мы так остро переживаем всякую неправду, потому что правда – это Бог, и мы ищем Его. Вот почему мы так остро переживает смерть, потому что смерть Богом не создана, но пришла в нашу жизнь как некая реальность через наш грех, но бессмертная душа и, переступая порог смерти, не выделяется ей, а соединяется бессмертному Богу.
Потому мы так остро переживаем смерть, потому мы так остро переживаем потери, потому что бессмертная душа, зная замысел о себе, всегда живет жизнью, потому что знает, что начало ее положено вечным живым Богом. И вот, в празднике Всех Святых, прежде всего, мы для себя открываем это удивительное свойство нашей души – стремление к богопознанию. И Бог Себя не скрывает от нас. Он Себя являет нам. Бога возможно познать. С Богом возможно общение. С Богом возможен диалог, который открывает нам Его благую волю, а от нас к Нему – наши молитвы и наши надежды. С Богом возможно общение как, если бы мы общались теперь друг с другом, но само это общение друг с другом есть продолжение общения с Богом. Адам начал общаться с Евой после того, как имел опыт общения с Богом, с Которым он общался в раю. И это общение друг с другом есть продолжение общения Адама в раю с Богом. И это свойство тоже унаследовано нами от наших прародителей, от того опыта, который они имели, общаясь со своим Создателем. Итак, Бог познаваем, а значит смысл нашей жизни заключается не только во временном нашем странствии, не только во временных наших приобретениях и потерях, во временных наших победах и неудачах, во временных наших рождениях и смерти, оказывается всё это лишь только некое начало, но не конец. Это продолжение открывается нам в вечности. И те, кого сегодня мы вспоминаем – всех святых, просиявших в подвиге веры, они нас учат этому важному свойству, этому важному призванию, этому главному в нашей жизни стержню и корню – познанию бытия Божия.
Кто же такие святые? Если бы мы с вами сейчас начали отвечать на этот вопрос, то мы, конечно, нашли бы правильные слова. Это люди, которые поступали правильно. Это люди, которые жили достойной жизнью, которые всегда молились, постились. И дальше мы можем перечислять свойства святых. А кто-нибудь из нас дерзнет эти свойства поискать в себе? Нередко наше ложное смирение, обманутый взгляд на жизнь внушает нам иногда мысль – святые это они. Или скажу по-другому – это не мы. Да, когда те, кто прославлен в лике святых, жили своей жизнью, они никогда не называли себя святыми. Но они всегда называли себя христианами. Они всегда называли себя сынами и дочерями Божиими, рабами Его воли и Его любви, а не своей воли и своих грехов. И нам сегодня нужно научиться у них, дерзать, видя свои недостатки, однако же говорить: Господи, как не Твой я сын, если Ты меня создал для Себя, как я не Твоя дочь, если Ты мне дал жизнь?
Святые – это не те, которые при жизни видели в себе особые таланты или дары, и уж тем более каким-то образом хвалились ими, это те, которые всегда в своей жизни как верные дети видели своего Отца. Святые – это как наши дети в семье. Они ведь какими бы не были: хорошими или плохими, честными или иногда лукавыми, весёлыми или печальными, какими бы они не были; и когда вырастут, какие бы поступки они не совершили: добрые или злые, были в почете у людей или несли бы наказание, наши дети никого не назовут отцом или матерью кроме нас самих, наши дети всегда называют только своих родителей отцом и матерью. И в этом смысле они святы. Святы в своей памяти о своих родителях. Когда помнят о своём отце, о своей матери, печальные могут найти радость, упавшие могут встать, оступившиеся могут исправиться, неправильные могут стать правыми, заблудшие могут найтись, когда они помнят и любят своих родителей, когда им есть куда вернуться. Хуже, когда они их забыли, и тогда, не ища дома, они говорят: это моя жизнь, вот такая, другой я уже себе не ищу. И падают в пропасть.
Святые, которых мы сегодня вспоминаем, все святые – это люди разных судеб. Знаете, среди них были и князья, и убийцы, и верные мужья, и предатели. Среди них были и мужчины, и женщины, и дети. Среди них были и есть и взрослые, и пожилые, разных возрастов, и, как бы сказал современный человек, социального положения люди, но все они одинаково стремились к Своему Отцу. И преступники каялись, убийцы приносили слезы покаяния и исправлялись, блудники становились верными, слабые становились сильными, предатели делались искренними исповедниками. Среди этих людей никто из них не говорил: «я живу святой жизнью» или «я – святой». Но каждый из них говорил: у меня есть Отец, и мой небесный Отец помогает мне проходить путь моей жизни, я знаю, ради чего живу, я знаю, к Кому я иду; я люблю своего небесного Отца, и эта любовь помогает мне оставаться человеком, вставать через покаяние, через слёзы омывать свои раны от падений и ссадины, от разных грехов и пороков, так больно ранящих душу, вставать и идти дальше.
Преподобный Серафим Саровский замечал так: праведник от грешника отличается только одним – решимостью. Праведник – это решительный человек. И вот сегодня, когда мы вспоминаем всех святых от века просиявших, мы вспоминаем не тех, других, а одних из нас. Они были такие же люди, как и мы с вами, и жили точно такой же жизнью. Они точно также, как мы с вами страдали и радовались, болели и надеялись. Они точно также, как мы с вами теряли и приобретали. Они точно также, как мы с вами были в поношении и в чести, о них помнили или забывали, с ними дружили или их предавали. Они всё пережили то же самое, что переживает каждый из нас с вами. Они – не другие, они – одни из нас.
И сегодня, когда мы их вспоминаем, мы это делаем только для того, чтобы стать одними из них – вернуться к Отцу, прийти к Богу, прожить жизнь так, чтобы, когда ты придешь на Суд Божий, не начинать бесконечную болтовню суетливого человека: кто меня обидел и как мне было плохо, и какая у меня была жизнь, и как все вокруг не правы, а еще обязательно рассказать о соседке – Бог это не послушает. А вот когда ты придёшь к Нему и скажешь: Господи, вот я, который всегда Тебя любил, вот я, которая всегда к Тебе шла, и вся моя жизнь, и все мои поступки, и вся моя надежда были в Тебе, не откажись от моей надежды, помилуй меня, прими в Свое Царство, открой двери Своего дома, впусти меня домой, я хочу к Тебе в дом, домой хочу. И вот тогда Господь и примет всякого приходящего к Нему: войди в радость господина твоего.
День Всех Святых – это день тех, которые дошли до порога Божия. А пока шли к этому порогу, дорогу себе расчищали не кулаками и словами, не жесткой волей, не мечом и огнем – любовью, прощением, терпением, мудростью, верой, настоящей дружбой, дорогу себе стлали, не переступая через других людей, не их полагали себе в основание дороги, а в основание дороги полагали свои молитвы и благодарности, свои надежды и слёзы, свою любовь и всю свою веру, которой жили и которой благодетельствовали тех, кто был рядом с ними. И я хотел бы, дорогие братья и сестры, чтобы каждый из нас запомнил – святые – это не другие, это одни из нас. И мы призваны быть таковыми, ибо Господь говорит нам: будьте святы, ибо Бог ваш свят. И быть святым – это не означает, всё бросить и убежать в пустыню. Там навряд ли с таким поступком и с такой слабой решимостью, и без опыта в духовной жизни спасешься.
Быть святым – это значит быть настоящим человеком, следить за своим языком, за своим умом, читать то, что рождает надежду, говорить то, что увеличивает любовь, молиться так, чтобы сердце успокаивалось. Быть святым – это каждый день не впускать в свое сердце обиды и злую память, это значит вечером, пока солнце не село, постараться из своего сердца вынуть шипы горьких слов, неправды, из своего ума выбросить то, что если там может остаться, то повредит всё, как инфекция, от которой всё будет преданно злосмрадию и тлению. Быть святым – это прийти домой и порадоваться своим родным и близким, обнять и поцеловать их. Быть святым – это утром напутствовать каждого из них добрым словом и осенить крестным знамением. Быть святым – это утром и вечером обязательно помолиться Богу и взять у Него благословение на день, а вечером поблагодарить за прожитый день. Быть святым – это не мстить и оставить суд в руки Божии, ибо Бог говорит: Мне – отмщение, Я воздам.
И еще быть святым – это значит не мечтать кем-то стать, а просто делать каждый день дело своей жизни, и Бог даст тебе увидеть и больше, это значит не мечтать о том, где и кем я хотел бы быть, а просто везде и всюду искать дорогу домой к небесному Отцу. И Бог выберет для тебя такую дорогу, которую ты сможешь осилить, такую дорогу покажет тебе, идя по которой, даст тебе многих друзей и имя твое прославит, и поставит тебя так, как Сам пожелает, если ты поставишь Его в самое главное место своей жизни – вместо своего собственного я поставишь Его имя. Вот все святые, которых сегодня мы вспоминаем такими и были – обычными людьми, людьми своего дела, своего времени, своего выбора, они падали и вставали, печалились и радовались, всегда надеялись, всегда верили и всегда любили, и Бог принял их в Свое Царство.
В этот день памяти Всех Святых я молюсь вместе с вами нашим небесным покровителям, имена которых мы носим, чтобы они помогли нам быть такими людьми, чтобы они, одни из нас помогли нам стать одними из них, прийти туда, где нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. И да просветится свет веры пред людьми от каждого из нас. Аминь.
3 июня 2018 года. Храм Владимирской иконы Божией Матери города Новопавловска