О соли нашей веры

01.06.2018
Просмотры: 2580

"Соль имеет еще одно свойство – она останавливает тление, разложение. Каждый в доме своем знает, когда мы хотим что-либо сохранить на долгое время, чтобы тогда, когда придет это время, вкусить от этих плодов, то осаливаем солью, чтобы сохранить это для будущего времени. Также и вера сохраняет нашу душу от тления смерти для жизни вечной".

Всечестная матушка-игуменья, дорогие отцы, дорогие братья и сестры, братья казаки, паломники нашей святой обители, всех вас поздравляю с престольным торжеством этой женской обители, с престольным торжеством места молитвы, которое было основано нашими благочестивыми предками здесь, на древней земле Кабардино-Балкарии, поздравляю вас с празднованием Святой Живоначальной Троицы!

В сегодняшнем Евангелии мы слышали слова, которые так обильно удобряют нашу совесть. Господь говорит, что если соль потеряет силу, то чем сделаешь ее солёной? Она, - говорит, - больше ни на что не годна, как разве выбросить его вон на попрание людям. Говоря это, зовёт нас, сказал бы даже больше, напоминает нам о свойстве нашей веры: вы – соль земли. Что же это за особое напоминание?

Когда Господь говорит нам о том, что мы – соль земли, то вполне уместно вспомнить: а каковы свойства соли? Эти свойства очень известны. Кроме того, что эта соль имеет особый вкус, который ни с чем невозможно перепутать. Так и истинная вера никогда не приспосабливается под какие-либо быстро переходящие условности нашей жизни. Она всегда имеет такой вкус, который ни с чем невозможно спутать. Истинная вера всегда имеет такой привкус, который, когда вкушаешь ее, то говоришь – это соль, это истинная вера. Она не прогибается, она не приспосабливается, она не меняет ни цвет, ни вкус в угоду изменяющимся обстоятельствам. Она как соль всегда имеет белый цвет и соленый вкус. Так и истинная вера всегда имеет цвет крови, если необходимо исповеднической, ибо положена Исповедником великим – Господом и Спасителем Христом и имеет вкус крови.

Когда мы причащаемся Божественных Святых Христовых Тайн, то, принимая в себя эти Божественные Тайны, становимся не только сопричастниками во временной жизни, но и наполняем себя этим дыханием вечной жизни. Христос говорит нам о соли, которая не должна терять силу. Что же это за сила соли? Это сила останавливать всякое тление. Ведь, когда мы используем соль, то используем не только лишь для того, чтобы прибавить вкуса к нашей жизни. Хотя несомненно осалившаяся пища приобретает подлинный, свой настоящий вкус. Она не становится как бы безвкусной, но напротив, приобретает то, с чем нельзя никогда ее потому спутать.

Так бывает и в вере. Когда ты через веру прикасаешься к каким-либо благам собственной жизни и благодаришь за эти блага Господа, прикасаясь к этим благам, делишься этими благами с тем, кто рядом с тобою, движимый твоей верой, тогда эти блага приобретают совсем иную радость, когда ты этой радостью делишься с теми, кто рядом с тобой. Вера, которая удобряет твою жизнь, как соль удобряет пищу, саму жизнь делает с особыми гранями различия. Эта вера способна, изменяя нашу собственную жизнь, передать, сообщить нашей жизни нечто особое и важное, и это важное – вера, надежда и любовь. Когда человек действует в своей жизни, поступая этими верой, надеждой и любовью, тогда всё для него приобретает не только особый смысл, но и настоящую человеческую радость.

Соль имеет еще одно свойство – она останавливает тление, разложение. Каждый в доме своем знает, когда мы хотим что-либо сохранить на долгое время, чтобы тогда, когда придет это время, вкусить от этих плодов, то осаливаем солью, чтобы сохранить это для будущего времени. Также и вера сохраняет нашу душу от тления смерти для жизни вечной. Если свою душу не осолить этой верою, то она очень быстро растлевает, она очень быстро, приобретая внешний вид окружающего мира, теряет собственный образ и подобие, по которому была создана. Вера всегда через сохранение заповедей, через дела веры сохраняет нашу бессмертную душу от тления мира. Что же это означает? А это означает, что, когда человек живет, движимый словом Божиим, и сохраняет в себе это словом, то он не впускает в свое сердце сомнения, не впускает в свою душу уныние, не впускает в свой ум отчаяние, которые, как тлен, очень быстро губят человека, всецело захватывая его в свой плен, и вводя его в тень смертную.

Сегодняшний призыв, который говорит нам Господь – это призыв вкушения этой соли, сути нашей собственной жизни, которая заключается в богоуподоблении, в стремлении к Нему. И в этом ещё одна тайна Пресвятой и Живоначальной Троицы, Которой сегодня мы поклоняемся, призывая Отца и Сына и Святого Духа. Эта тайна заключается в том, что Бог, сотворивший весь мир видимый и мир невидимый, подаривший нам нашу собственную жизнь, сделал и Себя возможным к познанию нами. Бог не скрывает Своего естества и Своего свойства. Напротив, призывает нас к жизни с единственной целью – любя нас, через Свою божественную любовь подарить нам жизнь вечную для того, чтобы Он мог бесконечно любить нас, а мы могли бесконечно познавать Бога.

Стремление к познанию Бога и есть движущая сила Духа Божия в нашей собственной жизни. Это стремление познания Бога и это само познание Бога начинается уже в нашей временной жизни тогда, когда мы познаем Бога через любовь отца и матери, когда мы узнаём о Боге, как о друге, через своих друзей, на примере их дружбы, когда мы узнаём о Боге, как о великом Творце, познавая окружающий нас мир, сотворенный Им, когда мы восхищаемся деяниям Божиим на земле, когда видим, как люди, преодолевая разные обстоятельства, изо всех сил сохраняют свое человеческое достоинство. Мы познаем Бога тогда, когда видим и человека падшего, но встающего с колен, приносящего покаяние, стремящегося к очищению и исправлению своей жизни. И это тоже нам открывает безграничное милосердие Божие.

Мы познаём Бога тогда, когда сами делаем первые шаги в своей собственной жизни, шаги в вере, когда мы, вооружаясь евангельским благовестием, изо всех сил боремся за то, чтобы остаться человеком – не раздражаться, не гневаться, не впускать в свое сердце проклятую злобу, не отравлять свою кровь злопамятством, не отравлять свой ум и всё свое внутреннее естество воспалениями наших греховных страстей и привычек. Вся эта борьба за человеческое в себе – это тоже познание Бога, потому что тогда, когда мы боремся мы говорим: Господи, Ты, сотворивший нас по образу и подобию Своему, Ты, желающий, чтобы мы были солью, не отринь нас, оставь нас в Своей руке, как соль, которой Ты осаливаешь хлеб, как это делал Ты на Тайной Вечери; оставь, Господи, нас на Своей трапезе жизни и не дай нам быть попранным. И когда мы с горячей верой молим об этом Бога, то остаёмся солью и людьми.

Сегодняшний праздник Святой Живоначальной Троицы призывает всех нас к соборной жизни, умению поддерживать друг друга, замечать друг друга, обратить доброе слово, вовремя протянуть руку помощи. И вот мы сегодня собрались здесь, в нашем женском монастыре у гостеприимной матушки-игуменьи Антонии, которая показывает нам в этом очень хороший и должный пример. Очень скромной и незаметной жизни человек, вокруг которой встают иногда из самого растоптанного состояния настоящие люди. Здесь соль. Здесь подлинно чувствуется этот привкус веры во всём: и в службе, и в ревности, и в трудах, и в жизни, и в заботе об этой древней обители. Дорогая матушка, я искренне вас благодарю за это и благодарю за пример, который вы преподаете всем нам, и мне недостойному. Я благодарю вас за силу вашей веры, как силу соли, и за то, что вы, несмотря ни на какие обстоятельства внешние, ни на какие испытания, которые бывают и с вами, ни за что не отказываетесь от силы веры, но всецело предавая себя промыслу Божьему, продолжаете искренне служить Богу и любить людей. Это, пожалуй, самое радостное, что сегодня мы вкушаем здесь, в нашей обители.

Сегодня все мы стали причастниками Святых Христовых Тайн. И молюсь о том, чтобы Божественное Причащение стало бы обновлением нашей совести, как новой соли, чтобы через Божественное Причащение Господь каждому из нас подал ревности в вере не такой, которая бывает только на языке, а такой, которая бывает в настоящих делах. И пусть добрым примером служит и наша обитель, в которой теперь мы находимся. Я благодарю вас, дорогие отцы, за соборную молитву во главе с отцом благочинным и за радость этого соборного предстояния перед престолом Божиим. Радуюсь всем паломникам, матушке-игуменье Варваре, которая приехала с сёстрами из своего Георгиевского монастыря. Радуюсь всем паломникам, которые приехали из нашей республики, из городов, станиц, сел, и тех, кто приехал из соседних краев и областей, и республик. Благодарю хор, который сегодня пел за божественной литургией, малый состав хора Спасского кафедрального собора. Я радуюсь видеть братьев казаков, которые никогда не оставляют эту святую обитель. Я знаю, всегда искренне, по сыновне помогают матушке-игуменье здесь, в святой обители.

Всё это говорит о том единстве, в котором Господь обещал быть всегда с нами. Его обетование – Утешитель Дух Благий да пребывает на всех вас, да пребывает в наших сердцах, да дышит нашей жизнью, вдохновляя нас, и открывая настоящее дыхание. Сила веры, соль любви и надежды, упования на Бога и доброй жизни пусть всегда укрепляют нас самих и тех, кто рядом с нами. Да не даст Бог попрать нас ногами, но да поможет нам попрать в себе всякий грех и прославить имя Святой Живоначальной Единосущной Сопрестольной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

29 мая 2018 года. Троицкий храм Свято-Троицкого Серафимовского женского монастыря села Совхозное, КБР

2580