О сущности человека

15.05.2018
Просмотры: 1703

"Преподобный Ефрем Филофейский, когда говорил эти слова, то призывал и своих учеников, а через них призывает и нас с вами всегда размышлять о себе так, чтобы оставлять место для неба. Не размышлять о себе, как о небе, ибо тогда в нас не будет места для него, но размышлять о себе, как о ничтожестве без этого неба. Тогда Бог смирение наше поднимет, и на нас исполнятся евангельские слова: всякий смиряющий себя будет возвышен, а всякий возвыша-ющий себя будет смирен. Первые будут последними, а последние станут первыми. Будем помнить об этом поучении старца святой горы Афонской и каждый раз находить в себе силу для настоящей, подлинной, свободной жизни размышлением о своём без Бога ничтожестве и о величие Божием в себе самом. И тогда это величие и нас подымит, утешит, ободрит, освятит, очистит, обрадует, спасет".

Христос воскресе! Христос воскресе! Христос воскресе!

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я всех вас поздравляю с днем памяти свя-того апостола и евангелиста Марка. Причастников поздравляю с причастием Святых Христо-вых Тайн.

В этот день я хотел бы вместе с вами обратиться к мудрости святой горы Афон и вспомнить удивительные слова Ефрема Филофейского, который вот как говорит о сущности человека. Он задается вопросом, которым нередко задаётся каждый из нас: а кто ты и что ты из себя представляешь? Ефрем говорит очень строго. Он говорит: ты ничто, говорит: ты даже меньше, чем червяк, если на тебе нет благодати Божией. И дальше он говорит удивительные слова. Благодать Божия, - говорит Ефрем Филофейский, - делает тебя наследником рая, делает тебя богом на земле. А тогда, - говорит он, - когда тебя оставляет благодать, то человек способен на всевозможные ереси, на ужас. Когда благодать Божия оставляет человека, человек готовится к аду, и этот ад начинается уже в жизни. Тогда человек готов на любое преступление.

Далее Ефрем говорит о том, что благодать Божия тоже имеет условие, когда поселяется в человеке. Благодать Божия - это не только движение Самого Бога, это не только желание Бога, но это желание Бога, совпавшее с желанием человека. Ну вот, как если бы мы вместе с кем-то решили бы сыграть какое-либо музыкальное произведение, и когда мы одинаково исполняем ноты, тогда поистине рождается музыкальный шедевр, музыка вдохновляет и утешает. Но если каждый начнет нечто свое, то в этой какофонии нельзя будет найти никакого утешения. Благодать Божия действует в человеке тогда, когда человек сам открыт к ней. По-другому скажу: когда мы в себе высвобождаем место для Бога, смиряя свою самость, свои желания, свои склонности, свои грехи, смиряя в себе свою собственную гордыню, которая не даёт действовать в нас Божией благодати.

Эти удивительные слова о силе присутствия Божьего в человеке очень полезно каждому из нас, когда мы оказываемся на краю какого-то очень важного выбора, или когда мы оказываемся в обстоятельствах, когда наша душа, наше сердце чем-то наполнены и восхищены. Пусть это будет или большая радость или большое горе, переживание или благодарность - всегда, если мы в себе оставляем место для благодати Божией, и как бы, усмиряя себя, говоришь себе: Боже, дей-ствуй в нас. Тогда радость приносит утешение, а печаль никогда не становится источником отчаяния, тогда первое остается в нас, а второе -проходит. В любых обстоятельствах нашей жизни, когда нам предстоит принять какое-либо решение.

Вот как говорит насельник святой горы Ефрем. Смотри, - говорит, - человек, который лишён благодати Божией, делает себя го-товым к аду и совершает многие и многие грехи и преступления, когда он опирается только на собственный опыт, отвергая опыт слова Божия, отвергая силу Священного Писания, когда он говорит себе, влекомый своей страстью, влекомый своим раздражением, влекомый своей мечтательностью, влекомый своей восхищённостью, когда он отвергает трезвость слова Божия, он отвергает действие благодати в себе самом.

В любых обстоятельствах, каково бы не было наши сердце: разгоряченное, опечаленное, каким был не был бы наш ум: воспаленный, восхищенный, какой бы не была наша душа: скованная прежними болезнями греха - во всех обстоятельствах нашей жизни будет призывать благодать Божию. и говорить себе: Господи, я ничто без Тебя, Ты, Господи, во мне Мой рай, не мои желания, не мои мечты, не мои хотения делают мою жизнь сладкой, но Ты, Господи, делаешь мою жизнь раем, а если нет Тебя, Господи, всё делается адом, и к чему я не прикоснусь, тоже гибнет в руках моих. Я, Господи, ничто, - говори тогда, когда твой ум, твое сердце, твоя душа восхищена какими-либо пере-живаниями, далекими от истины, и в особенности, когда прежнее встает перед тобою, как будто бы твое будущее. Господи, Ты мне - путь, Ты мне - дорога, Ты мне - преодоление меня самого, с Тобою, Боже, я - рай, без Тебя - тьма.

Преподобный Ефрем Филофейский, когда говорил эти слова, то призывал и своих учеников, а через них призывает и нас с вами всегда размышлять о себе так, чтобы оставлять место для неба. Не размышлять о себе, как о небе, ибо тогда в нас не будет места для него, но размышлять о себе, как о ничтожестве без этого неба. Тогда Бог смирение наше поднимет, и на нас исполнятся евангельские слова: всякий смиряющий себя будет возвышен, а всякий возвыша-ющий себя будет смирен. Первые будут последними, а последние станут первыми. Будем помнить об этом поучении старца святой горы Афонской и каждый раз находить в себе силу для настоящей, подлинной, свободной жизни размышлением о своём без Бога ничтожестве и о величие Божием в себе самом. И тогда это величие и нас подымит, утешит, ободрит, освятит, очистит, обрадует, спасет. Аминь.

8 мая 2018 года. Иверский храм Пятигорского епархиального дома

1703